"Супружеская жизнь" (1964, Франция)С чего начинается понятие "семья"? В чём его сущность? Какова роль в обществе? Является ли оно высшей данностью, спущенной человечеству Свыше, или это была историческая необходимость для того, чтобы человеку не испытывать мучительного чувства одиночества в этом мире? Можно ли считать, что семья - это основная базисная ячейка общества? Какова роль мужчины и женщины в семье? И могут ли эти роли меняться без ущерба для психологического здоровья семьи и потомства? К сожалению, гармоничные семьи в последнее время становятся, скорее исключением, чем правилом. Но и эти исключения не являются путеводными нитями, потому что здоровые семьи существуют зачастую не из-за знаний о законах их существования, а основаны на интуиции, на уровне воспитания, на традициях. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему." |
Опять тема "трудных подростков", которая на самом деле, является темой запущенных подростков. Отсутствие воспитания со стороны школы и общества. Всё это доходит до самого крайнего проявления. Подростки, спасая свои души, уничтожают не то, что их души убивает, а исполнителей, носителей разрушительных идей. Если в фильме Розыгрыш (1976, СССР) конфликт заканчивается всего лишь дракой, то здесь происходит настоящая бойня. Процесс зашёл слишком далеко. В фильме раскрываются причины современной стрельбы в школах. К сожалению, этот процесс затронул и Россию. |
Искусство всегда предчувствует беду, предупреждает о ней, видит будущее, раскрывает механизмы гибели общества и способы его спасения. Так уж совпало (не случайно!), что 1917 год стал переломным не только в судьбе России, не только во всей мировой структуре произошло переформатирование глобальных структур управления, но возникли новые формы искусства. Одним из них и стало кино. И именно в 1917-й революционный год появились первые шедевры нового революционного искусства. |
Продолжение статьи. Начало здесь Искусство не должно вносить раскол в общество. Оно не должно делить людей на красных и белых. Истина всегда стремится объединить противоположности, примирить их, она диалектична по своей природе. Конфликт нужен для того, чтобы обе стороны конфликта изменились. По природе своей, искусство всегда даёт надежду на выздоровление. Но что есть искусство? Как различать его среди потока продукции, выставленной на книжных полках, демонстрирующейся на подмостках сцен, на экранах кинотеатров? Что демонстрируют нам на многочисленных модных площадках, называемых центрами современного искусства? Где критерий истины? Где оно, подлинное искусство, а где только чучело, которое умелые гипнотизёры-манипуляторы подсовывают нам под видом шедевров? |
Искусство не должно вносить раскол в общество. Оно не должно делить людей на красных и белых. Истина всегда стремится объединить противоположности, примирить их, она диалектична по своей природе. Конфликт нужен для того, чтобы обе стороны конфликта изменились. По природе своей, искусство всегда даёт надежду на выздоровление. Но что есть искусство? Как различать его среди потока продукции, выставленной на книжных полках, демонстрирующейся на подмостках сцен, на экранах кинотеатров? Что демонстрируют нам на многочисленных модных площадках, называемых центрами современного искусства? Где критерий истины? Где оно, подлинное искусство, а где только чучело, которое умелые гипнотизёры-манипуляторы подсовывают нам под видом шедевров? |
Профессия учителя - это уникальная профессия. Здесь ошибки оборачиваются трагедией. Если учитель не любит своих учеников, то он не сможет заставить их слушать. Он будет защищать престиж школы, честь мундира, но никогда ему не понять душу учеников, их проблемы, их боль. И такой учитель всегда будет стоять по другую сторону баррикады. Этот фильм раскрывает секреты того, что такое "трудные подростки", откуда они берутся, и как можно дать им шанс на будущее. |
Фильм "Общество мёртвых поэтов" созвучен фильмам "Мимо окон идут поезда" (1965, СССР) и "Хористы" (2004, Франция). В этих трёх фильмах идёт противопоставление современного устройства общества, его морали в лице директора школы и тех порядков, которые в школе царят, и пришедшего в школу нового учителя, нарушающего установленный порядок. Какой должна быть школа и какими качествами в школе должен обладать учитель? Каким должен быть человек, чтобы он мог иметь благополучную судьбу, гармонично развиваться, создавать здоровую семью и растить здоровое потомство? И каким должно быть здоровое общество? |
Середина 1960-х годов. Запад находится на переломе. Произошёл слом старых традиционных ценностей, которыми жили люди в Европе, а потом и в Америке благодаря остаткам религиозных представлений о мире. Эта переоценка ценностей, идущая весь XX век, после окончания Второй мировой войны привела к тому, что во главу угла был поставлен индивидуализм, эгоизм, частная собственность, философия потребления, утрата нравственных приоритетов. И искусство раньше других реагирует на изменения. Оно не только предвидит, предвосхищает, ставит диагноз, но оно и назначает лечение. Если правильно использовать прочитанное, увиденное, то можно применить произведение искусства как своего рода психотерапию для своей жизни, жизни своих близких и общества. И вот таким образцом психодиагностики общества служит фильм "Инцидент" (1967, США), несмотря на то, что он не стал призёром международных фестивалей, не собрал миллионных гонораров, не попал в топовые списки лучших фильмов всех времён и народов. Но фильм предсказал распад западного общества тогда в середине 60-х годов XX века, когда само это общество даже не осознавало этого. |
Романтизация преступного мира - это очень опасная игра. В красивой упаковке преподносится жизнь, в которой идёт полное поклонение животным инстинктам. |
Нужна ли идеология в искусстве? Или достаточно просто дать возможность человеку, пришедшему в кино, получить эмоциональную разрядку после тяжёлой трудовой недели? Не превратим ли мы тогда фильмы про Великую Отечественную войну в голливудский блокбастер, призванный пощекотать нервы зрителю, и содрать с него побольше денег? |
Тендряков Владимир Фёдорович - один из немногих писателей советского времени, кто пытался совместить религиозное нравственное начало свободы духа с государственным коллективным сознанием. И уже в 1958 году не боялся писать такие произведения как "Чудотворная". Он не подписывал никаких писем против неугодных деятелей культуры. Он защищал от нападок Твардовского. Он вообще шёл самостоятельным путём, пытаясь быть искренним перед собой. И не был репрессирован, хотя его путь и был труден. |
Механизм творчества в широком смысле слова (рождение замысла, принятие решения) можно описать, как способность подключения к некоему вселенскому информационному полю. Самые известные и талантливые творцы - это люди со способностью подключаться к такому полю. И черпать оттуда информацию. Уровни контакта могут быть разные. И чистота информации может быть разной. Самую чистую информацию способны были давать пророки. |
Акира Куросава вновь обращается к периоду внутренних распрей в Японии. Именно такой исторический период наиболее раскрывает пагубность поклонения страстям человеческим. Жажда власти - одна из самых сильных и самых драматичных слабостей человеческой природы. Власть даёт славу, расширение зоны своего влияния на других людей. Там расширяются твои возможности по осуществлению самых сокровенных твоих мыслей, идей, мечтаний. И как только цель достигнута, статус повышен, территория влияния расширена, появляется страх, что на эту территорию могут посягнуть другие. Смысл дальнейшей жизни тогда превращается не в поиск новых знаний, истин, не в защиту нравственных ценностей, не в единство с миром, а в защиту завоёванных рубежей, в уничтожении тех, кто пытается вторгнуться на территорию твоего царства. |
Перед нами продукт Голливуда, переснятый ремейк фильма "Семь самураев" (1954) под названием "Великолепная семёрка" (1960). Сюжетная линия, вроде бы, похожа. Реплики, во многом, те же. Правда, всё перенесено на Дикий Запад. Но главное - не форма, а содержание. Сам Курасава снимал фильм "Идиот" по Достоевскому в интерьере современной ему Японии. Получилось выше всяких похвал. Что же создал режиссёр "фабрики грёз"? |
Фильм "Семь самураев" снят японским режиссёром больше 60 лет назад. Но он очень современен. Сейчас мы говорим о том, что находимся в состоянии мировой информационной войны. И есть силы, которые хотят разрушить Россию, уничтожив её на уровне мировоззрения, на уровне культуры, образования, отношения к своей истории. Можно ненавидеть тех, кто хочет это сделать, считать целые страны и регионы своими врагами. Но можно понять, что все эти войны нужны нам для того, чтобы мы перестали враждовать и научились понимать других. Научились учитывать интересы других групп людей. Научились понимать, что в момент опасности необходима консолидация сил, умение жертвовать чем-то личным в пользу защиты общественных интересов. |
Акира Куросава снова заинтересовался русской классикой. На этот раз он обратился к Льву Толстому и его повести "Смерть Ивана Ильича". Но в отличие от "Идиота", это произведение не стало экранизацией. Оно только дало толчок собственному сюжету по мотивам повести. Лев Толстой выделил в повести слово "смерть". Тем самым, попытавшись исследовать процесс умирания своего героя. Куросава назвал фильм "Жить" и повернул исследование к проблеме того, что значит жить. |
Детектив должен вскрывать нравственное падение преступника, его душевное страдание, а затем распад или возрождение души. Важен процесс понимания того, как человек вообще приходит к преступлению, и что можно сделать, чтобы его вернуть на путь оздоровления души. Не случайно этот фильм стал призёром Венецианского фестиваля, и открытием европейцами японского кинематографа. |
Этот фильм предваряет моё обращение к творчеству японского режиссёра Акиры Куросавы. Он важен с точки зрения исследования японского кинематографа 50-х годов. Именно в это время японское кино стало заметным событием в Европе. Может быть, режиссёр Микио Нарусэ и не дотягивает до уровня Куросавы, но его творческий потенциал поражает: почти 90 фильмов за 30 лет творческой деятельности. В любом случае, фильм "Еда" (1951) заслуживает внимания. |