Писатели свободы (2007, США)

То, что нас объединяет

Писатели свободы. ПостерШкола - это модель современного общества. Она содержит в себе те же господствующие идеи, что и общественное сознание. Задача состоит в том, чтобы понять, какие тенденции являются негативными, как их заблокировать, нейтрализовать. Вот и пролог фильма демонстрирует нам вспышку негативных проблем в жизни мегаполиса, приводящих к серьёзной катастрофе.

Бунт - это результат годами накапливающихся проблем, не решённых и замалчиваемых в обществе. Это паровой котёл, в котором давление перегретого пара возрастает, а выхода он не находит. Общество поделено на касты. Одни касты получают хорошее образование, хорошее обеспечение, имеют возможность занять достойное место в обществе, влиять на различные стороны общественной, политической и экономической жизни государства. Другие не считаются достойными для активного включения в жизнь общества. И эта часть всячески ограничивается в своих правах и свободах. Их ограничивают в выборе мест проживания, в возможности получать хорошее образование, в достойной работе. Вся проблема состоит не в том, что у этой категории людей нет способностей к обучению, к выполнению сложных операций в работе. Западная наука базируется на представлении о человеке, как рождающемся с генетически запрограммированными задатками, которые нельзя изменить. Есть прирождённые алкоголики, воры, убийцы. Задача государственной власти состоит в том, чтобы нормами законов и правоохранительной системой ограничить "неблагополучных" людей от негативного влияния на остальное общество. Для них созданы отдельные кварталы для проживания. К ним особое отношение со стороны полиции и судебной системы. Но жизнь идёт. Мир "лишних" людей тоже пытается выживать, приспосабливаться. Но этот мир живёт по законам джунглей. Дети, выросшие в такой среде, не получают уроков преодоления своего животного начала, не получают опыта социальной и культурной роли в обществе. В их семьях отсутствует материнская любовь, тепло, ласка. И вся их жизнь строится на защите своего эго. Надо смотреть в оба, чтобы тебя не обманули, не обокрали, не убили. Надо добывать средства к существованию. Надо не попасться в руки полиции, подростков из враждебных кланов. Надо защищать "своих", даже, если придётся лжесвидетельствовать. Какое дело до того, что в тюрьму попадёт невиновный. Он не из твоей банды, он чужой. Он враг. Полицейский тоже враг, потому что всегда подозревает тебя, готов по любому поводу арестовать, если рядом с тобой что-то произошло. Судьи, адвокаты - враги, потому что им не жалко тебя. Ты мешаешь жить им и их детям, мешаешь без страха выйти вечером на улицу. Они боятся тебя и готовы запросто упрятать тебя за решётку.

Ненависть и вражда - это то, что живёт внутри этих людей из неблагополучных кварталов. Ненависть живёт в душах полицейских к обитателям этих кварталов. Страх и ненависть обитает в сердцах благополучной части общества. Но мораль "благополучных" диктует им быть корректными, терпимыми. Полицейскому нельзя первому применять оружие, нельзя грубо разговаривать с нарушителем. Нельзя много чего ещё. И это сильно нервирует. А подозреваемый или нарушитель ведёт себя нагло, вызывающе, неадекватно. И вот возникает ситуация, когда темнокожий нарушитель гоняется от полиции на большой скорости по жилым кварталам, не подчиняется требованиям полиции. И даже после того, как его машину блокируют, полицейский должен действовать очень корректно, чуть ли не гладить по головке, чтобы надеть ему наручники. Эмоции захлёстывают и полицейские дают себе выход, дубинками избивая лежащего на земле нарушителя. Суд пытается оправдать действия "белых" полицейских. И "униженные и оскорблённые" темнокожие выходят на улицы, выплёскивая свою ненависть за их унизительное существование.

Что делает государство, пытаясь решить создавшуюся проблему? Как избежать таких бунтов в дальнейшем? Да, причина в слишком большой разобщённости общества. В слишком большой удалённости низших слоёв от благ цивилизации. Нужна программа интеграции. И надо начинать с детей. Надо дать возможность детям окраин получить образование, надо дать им равные возможности. Ведь Америка - это страна равных возможностей. Хорошо задумано. Но как реализовано? Как интегрировать подростков в непривычную для них среду?

В престижной школе одного из районов Лос-Анджелеса создаётся класс из таких вот "отбросов" общества. Они продолжают жить в своих анклавах, гетто, но теперь должны ездить на другой конец города, чтобы учиться. Помогло ли это? За 2 года после принятия программы из этой школы ушло 3/4 успевающих учеников. А класс "цветных" превратил школу в рассадник преступности. Учителя в этом классе надолго не задерживаются, ученики тоже. До старшей школы они всё равно не добираются. Администрация школы просто стремится не дать разнести школу, сохранить остаток "нормальных" учеников, школьное имущество, книги. Для спецкласса они составляют сильно упрощённую программу. Ведь эти подростки необучаемые. "Невозможно заставить человека стремиться к образованию. В лучшем случае, вы можете научить их подчинению, дисциплине. Это будет для них громадным достижением."

В школу приходит новоиспечённая учительница, страстно желающая работать с трудными подростками. Завуч пытается с самого начала охладить её пыл, объясняя, что ей просто надо постараться удерживать их на время занятий в классе. И вот здесь начинаются первые расхождения во взглядах на образовательный процесс между школой и новой учительницей.

То, что представляет собой школа в современном "цивилизованном" мире, я уже показывал в своих статьях, анализирующих десятку лучших фильмов о школе. Везде мы видим схожую картину. Школа и система управления образованием отталкивается от необходимости выстраивать своего рода закрытую территорию со своими правилами, уставами и порядками. Каждая школьная администрация защищает престиж, статус своего заведения и свой собственный. Они не отталкиваются от интересов детей, от создания условий для гармоничного развития всех учащихся. Они даже не стремятся понять, какие проблемы накопились в душах "неблагополучных" подростков за счёт воспитательных ошибок в семье, за счёт его среды обитания. Ни учителям, ни администрации это не нужно. Для них ученики такой же предмет обстановки школы, как и мебель, стены, школьный газон. Всё в школе должно быть красиво, эстетично, хорошо выглядеть в глазах общества. У школы должна быть хорошая репутация. Тогда она сможет получать от государства дополнительное финансирование. Директор школы и её педагогический состав выступают в качестве дизайнеров и PR-менеджеров, создают привлекательный образ школы в сознании общества. Только тогда можно говорить о благополучии сотрудников школы и их семей, об их стабильном сытом и комфортном будущем. Это означает только одно: для достижения целей престижа школа создаёт "прокрустово ложе" для учеников, соответствующее их представлению о статусе заведения. Если ученик не вписывается в эти рамки, от него будут пытаться избавиться.

Мы видим, как учитель старших классов Брайан сетует на то, что когда-то в школе были одни преуспевающие ученики. Конечно, приятно работать с готовым материалом, особенно не тратить усилий на привлечение внимания подростков. Все ученики мотивированы, вся основная работа сделана уже в семьях. Фактически, учитель выполняет только роль инструктора, консультанта.

Когда Эрин обращается к Брайану за помощью, за поддержкой в получении книг для своих учеников из школьной библиотеки, тот вдруг начинает биться в истерике, выплёскивая всю накопившуюся душевную боль на Эрин. О чём она вообще говорит? Ведь всем учителям в этой школе просто приходится каждый день выживать. Его интересует он сам, его будущее, а не будущее каких-то там малолетних преступников, чья судьба - это тюрьма. Это не он не способен изменить судьбу этих подростков, а они портят ему его карьеру, репутацию, подрывают его здоровье. Эрин в шоке. Никто не поддерживает её в её начинаниях. Всё дело в том, что она не человек системы. Член совета по образованию, один из кураторов программы интеграции, говорит ей о том, что система складывалась годами, и ей надо подчиняться тем порядкам, которые сложились. Но Эрин заявляет категорически, что делать этого не будет. Она по-другому воспитана, на других примерах. Её образец для подражания - это её отец. В молодости он участвовал в движении за гражданские права. После событий 1992 года она хотела выбрать карьеру юриста, чтобы защищать права тех, кто оказался на скамье подсудимых. Но поняла, что к тому времени, когда она закончит учёбу, процессы уже закончатся. И тогда она принимает решение, что надо идти к истокам проблем. Надо дать шанс детям осуждённых стать полноправными членами этого общества. Новое поколение свободных людей надо воспитывать с детства. Тогда только можно что-то изменить в этом мире, в этой системе. У Эрин нет опыта в таких вещах, но есть страстное желание. У неё есть огромный творческий потенциал, сильная энергетика и воля. Да, это неординарный человек. Только такой человек мог бросить вызов системе. Но таких людей рождает время, эпоха перемен. Так 100 лет назад в период катаклизмов, революций и гражданской войны в России появился Антон Семёнович Макаренко. В разрушенной, голодной стране, где огромная армия подростков оказалась на уровне животных, для своего выживания занимающихся воровством, грабежами и разбоем, Макаренко взялся изменить их судьбу. Он доказал, что это не отбракованный материал, потерянный для общества. И все они имеют право на будущее. Никакими специальными знаниями в области педагогики Макаренко не владел. И даже не оставил никаких научных трудов в этой области. Всё его наследство - это пара-тройка художественных романов, таких как "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях". Антон Семёнович был практик, но творческой личностью, был прирождённым психологом, способным проникать в души подростков, понимать их. И он доказал, что колония для изоляции малолетних преступников способна стать коммуной для воспитания достойных членов общества. Большинство его воспитанников стали инженерами, врачами, лётчиками, строителями, государственными деятелями. А многие продолжили его дело.

Эрин готова пробовать, ошибаться и снова пробовать. Она понимает, что не может сразу заставить читать этих ребят "Одиссею" Гомера. Ведь они воспитаны на другом "гомере", на Гомере Симпсоне. Они агрессивны, эмоциональны, и даже к ней настроены враждебно, потому что она "белая", из другого мира. Внутри самого класса царит вражда, потому что это выходцы из разных кварталов Лос-Анджелеса. Они представители разных кланов, банд. Они воюют между собой. Они считают себя солдатами на войне за своих. Так их воспитывает их окружение, их родные, их лидеры. Их отцы сидят в тюрьмах. Многие их сверстники были убиты в разборках. И что вообще они видели, кроме своих гетто, жестокости, насилия, наркотиков и тюрьмы? И каждый день они живут в ожидании нападения, избиения, выстрела в спину. Они каждый день не живут, а выживают.

И Эрин делает первый шаг. Надо показать этим ребятам, что у них гораздо больше общего, чем отличного. Они слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же сериалы. Они все теряли своих друзей и близких. Они все знают, что такое тюрьма, смерть, потеря. Эрин начинает разбирать поэзию со слов известных рэперов. Книги, которые ей не дают в школьной библиотеке, она покупает сама, устроившись на подработку. Сначала это книги про жизнь современников подростков из привычного им мира.

Как-то один из учеников рисует карикатуру на своего одноклассника из другого клана, где выпячиваются в неприглядном виде особенности внешности его этноса. Это вызывает смех класса и обиду объекта насмешек. А Эрин это наводит на одну мысль. Она рассказывает о Большой катастрофе, которая началась именно с таких карикатур. Это были вроде бы безобидные картинки, высмеивающие евреев. Но закончилось всё тем, что одна "крутая банда" решила провозгласить себя единственной, имеющей право на жизнь, и покончить со своими конкурентами, просто уничтожив их физически. Так началась Вторая мировая война. Это было близко и понятно ученикам. И Эрин решила продолжить рассказ о зверствах фашизма, свозив их в центр Визенталя. Ребята смотрели на фотографии реальных детей, слушали рассказы об их судьбах, о концлагерях, о газовых камерах. А потом были встречи с участниками тех событий, с теми, кто пройдя все испытания, остался в живых. И снова книги. Теперь уже подростки были готовы к "Дневникам Анны Франк". И разговор после прочтения книги (а её прочли все на одном дыхании) уже шёл о предательстве. Одна из учениц класса, латиноамериканка Эва, стала единственным свидетелем, как её друг по банде застрелил азиата. Полиция схватила тёмнокожего, потому что его поведение больше всего подходило для преступления. Но он был невиновен. И он был чужаком. Эва должна была выступить в суде и указать на стрелявшего. Отец девочки, сидящий в тюрьме по ложному обвинению, напутствовал её, что надо защищать "своих". Мать напомнила ей об этом же. И ещё некоторое время назад Эва жила с полной уверенностью, что это единственная модель поведения. Есть свой клан. И есть все остальные. Эти остальные - чужие, враги. Если ты не уничтожишь их, они уничтожат тебя. Но теперь в то новое, что она узнала о мире, не вписывалась старая модель. Каждый человек имеет право на жизнь, защиту, справедливость, свободу. И она делает свой выбор, говоря правду. Даже несмотря на то, что её бывшие дружки по банде чуть не убили её, а её отец отвернулся от неё и не захотел больше знать. Но это победа. Победа души над инстинктами. Это приоритет любви к людям вообще над защитой клановых интересов.

И у этих ребят появилось будущее. Они не только смогли закончить школу, но многие смогли получить высшее образование. И их вела на этом пути Эрин.

То, что делала Эрин, должен делать любой настоящий учитель, работающий по призванию: показывать своим воспитанникам пути преодоления животных инстинктов, путь любви к ближнему, умению сочувствовать и сопереживать боли другого человека. И этого не смогла сделать вся система мощного государства. Профессия учителя - это уникальная профессия. Здесь ошибки оборачиваются трагедией. Как говорит герой фильма "Учитель на замену": "Как важно (для ребёнка) иметь в жизни хоть какую-то опору. Кого-то, кто направит... Я один из тех, кто пытается дать тебе шанс в жизни". Но единственный способ получить шанс на здоровую гармоничную судьбу, на создание прочной семьи и рождение жизнеспособных потомков - это ощутить своё единство со всем миром, со всеми людьми, со всей Вселенной. Будущее не может быть в мире, где есть только непреодолимые различия между социальными слоями общества, этносами, народами и государствами. Пока одни считают, что имеют больше прав, чем другие, а бесправные ненавидят своих притеснителей и мечтают уничтожить их, такое общество не будет иметь будущего.

Учителя - это во многом профессия жертвенности, самоотречения и аскетизма. Особенно, если учителю приходится исправлять чужие ошибки воспитания. И часто у таких людей самих не очень получается построить свою личную жизнь. Их семьёй становятся их воспитанники. У Эрин не сложилась её семейная жизнь. У Макаренко не было своих детей. Но это тема уже другой статьи.

Почему же рейтинг этого фильма высок среди российских зрителей? Дело в том, что современный мир глобализирован, нравится нам это или нет. И все процессы в мире взаимосвязаны. Последствия либеральной модели, которой мы старались жить все последние десятилетия после распада СССР, сказались и на нашем мировоззрении и на нашем образовании. Приверженность частнособственническому мышлению, корыстность устремлений, эгоизм, потребительское отношение к миру привели к тому, что и российское общество отказалось от воспитания в человеке коллективного начала, ответственности перед обществом. Родоплеменные отношения остались, но трансформировались в клановые, корпоративные интересы. Люди в больших городах перестали друг друга замечать. Люди, живущие в одном доме, в одном подъезде, не знают друг друга и не здороваются. Они вспоминают о своих соседях только тогда, когда они их зальют или слишком шумят. Мы всё время ищем наши различия, объясняя, почему не готовы сотрудничать с другими. Мы продолжаем искать врагов. Мы хвалим только своё болото, свою песочницу, и защищаем свою территорию от посягательств чужих.

А наши дети - это всегда подражатели. Они не воспримут самые красивые истины, в какую бы форму мы их не облекали, если мы сами не придерживаемся этих истин. Дети воспринимают мир душой, чувствами. Их не обманешь красивыми фразами. Они и учителя будут воспринимать только такого, который с ними искренен и честен, не кривит душой. И такому учителю простят недостаток знаний и скверный характер.

Нам нужны не финансовые потоки на строительство красивых технологически оснащённых зданий школ, не дорогое оборудование, над которым будут дрожать директора и завучи. Нам нужны учителя такие, как Эрин. Хотя бы по одному на каждую школу. Для начала. И нам надо создавать новую педагогику и возрастную психологию, в которых бы основное место отводилось не развитию интеллекта, не шахматам, не урокам физкультуры, а развитию души ребёнка и подростка. Мы - наследники материалистической науки, которая о душе вообще не говорит. Для науки это абстракция, метафора, предмет фантазий художественной литературы и поэзии. Пока это не изменится, школа будет умирать. И её не спасут уроки типа "Основ православной культуры" или "Мировой художественной культуры".

Но фильм "Писатели свободы" - не художественный вымысел. Это реальная история, произошедшая в реальной школе Лос-Анджелеса. Реальный учитель добился реальных результатов, оспорить которые сложно. Но кто готов проанализировать и перенять этот опыт? Кто готов научить детей поиску того, что нас всех объединяет?

Категория: Фильмы про школу | Добавил: Странник (13.08.2017) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 1006 | Теги: кино, фильмы про школу, кино США, кино 2000-х, драманализ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar