Мольба (1967) реж.Т.Абуладзе

Фильм был снят в 1967 году. Это второй самостоятельный фильм грузинского режиссёра Тенгиза Абуладзе (1924 - 1994), и первый фильм его кинотрилогии (Мольба - Древо желания - Покаяние). Он продолжает тему христианского мышления человека, христианского отношения к миру, другим людям.

Главная проблема - это нежелание человека меняться, нежелание общества менять свою концепцию мировоззрения. Сначала племя, община живёт своим тесным мирком, соблюдая обычаи и традиции. Они необходимы, они выработаны веками жизни племени, потому что позволяют выживать. Но по мере развития, человек получает новые знания о мире. И должен качественно менять свои подходы к жизни, свой взгляд на мир вокруг. Неизбежен процесс глобализации. Новый уровень проблем ведёт к тому, что для решения этих проблем, люди не могут не объединяться. Сначала соседние общины должны найти то общее, что их объединяет. Затем и дальние. Рождаются государства. Государства объединяются в различные международные организации для решения уже планетарных задач. И этот процесс неизбежен. 

Жили два аула, два народа: хевсуры и кистины. По обычаям языческих предков они враждовали между собой. Были жёсткие правила такой кровной вражды. Убив кистина, хевсур должен был отрубить кисть руки поверженного врага и принести общине. Но со времён тех минуло много времени. И хевсуры крестились и стали считаться христианами. Но внешне изменив религию, они остались верны старым обычаям. Есть у Белинского такая цитата: "Толпа - это сборище людей, следующих обычаям и верящих авторитетам". Привожу по памяти. Смысл этой фразы в том, что человек по мере своего "взросления" на пути познания мира, должен осознанно подходить к той новой информации, которую он получает Свыше. Христианское учение, не отрицая весь предыдущий опыт человечества, даёт более точное описание картины мира, где люди должны научиться видеть в других людях своих братьев. "Возлюби врага своего". Иначе человек не сможет объединиться с другими. Кистины тоже стали единобожниками, но приняли ислам. И в исламе и в христианстве заложены одни и те же основные нравственные законы. Но психология людей не изменилась. Они продолжают держаться за свои старые обычаи, которые теперь из средства выживания превратились в средство саморазрушения. Но и среди хевсуров, и среди кистинов находятся герои, которые восстают против косности мышления старейших рода. 

- Алуда, с дедовских времен
Десницы рубим мы кистинам.
- Увы, хевсуры, плох закон,
Грехом отмеченный старинным.
Сражаться буду я, но впредь
Бесчестить мертвых я не буду.

Впервые находится герой, который доблесть воина понимает по-христиански. Он хочет не слепо исполнять обычаи предков, а исходить из того, что подсказывает ему его сердце, а значит, душа.

Всегда себя считаем мы
Людьми, достойными спасенья,
А басурманам, детям тьмы,
Пророчим адские мученья.
Все, что твердим мы невпопад,
Сыны Господни лучше знают.
Едва ль всю правду говорят
Те, кто о Боге вспоминают.
И понял я, что отрубить
Десницу храбрую негоже.
Убудет слава, может быть,
Но голос сердца мне дороже.

Алуда хочет уважать кистина за его смелость, отвагу, за то, что он не струсил, за то, что достойно сражался. И Алуда хочет принести в жертву быка за упокой души врага своего. Т.е. Алуда на уровне своей души пытается ощутить своё единство с врагом.

Я эту жертву приношу
За некрещённого Муцала.
Благослови ее, прошу,
Чтоб честь героя не страдала,
Исполни, Вердия, обряд,
Бычка я, видишь, не жалею,
Чтоб не попал Муцала в ад,
Подобно вору и злодею.

Но героя отвергает община. Принципы жизни, мораль общества, в котором живёт Алуда, оказываются сильнее нравственности, голоса совести, добросердечия и чувства сострадания. Жестокость сердец и их непреклонность, слепое следование формальным ритуалам заставляют жителей уничтожить всё, что принадлежит провинившемуся хевсуру. Его дом сожжён, его имущество отобрано, а его семья изгнана из родового гнезда.

Следующий эпизод иллюстрирует отношение современного человека к жизни и смерти. Люди гонятся за успехом, богатством, положением в обществе. Но умерев, даже самый богатый, самый уважаемый, самый влиятельный человек общества превращается в прах. "Мы с тобой только призраки на этой земле. Не стоит преувеличивать своё значение. Завтра другой займёт твоё место, в твоём доме поселится другой". Хорошая иллюстрация иллюзорности мощи и влияния - образ огня. Дом горит. Огонь полыхает. "Он бушевал и злобился так, словно мстил мне за что-то. Он бушевал с нарастающей силой, не подозревая, что и сам он тоже не вечен. Огонь горел, пока было чему гореть. А когда погас, лишь чёрный уголь, пепел и зола остались от его былого могущества."

Так и обычаи. Они создаются людьми. Они временны, несовершенны. Они защищают какое-то время людей, уберегают их от безрассудства, ограничивают желания, поклонение своим инстинктам. Но в какой-то момент они становятся тормозом для развития, потому что поклоняться начинают не Богу, а обычаям. Ненависть не может быть средством спасения. Спасение приходит только через любовь. Только любовь может объединять всё в этом мире. И об этом говорил и Иисус, и Магомет. Но люди по-своему стали трактовать святые истины и это привело к вражде, непониманию, к войнам, к крестовым походам на неверных. И вся история человечества сконцентрирована у Тенгиза Абуладзе в истории вражды двух небольших кавказских народов: хевсуров и кистинцев.

Законы гостеприимства - это выражение внутренней душевной любви к другому человеку. Не случайно, гость отдавал при входе своё оружие хозяйке дома. Тем самым, он показывал, что пришёл с мирными намерениями. И хозяин принимал щедро гостя, делясь с ним тем, что у него есть: еда, кров. Но старейшины кистинского аула пришли и связали гостя. Оказывается, это кровный враг их, хевсур. Он убил в прошлом году их соседа. И теперь они по обычаям предков должны отомстить ему, принести в жертву душе убитого. Но против варварских обычаев восстал хозяин дома, куда ворвались его соплеменники. Они презрели законы гостеприимства, опозорили дом, они связали безоружного человека, пусть и врага, но не дали возможность ему защищать свою жизнь, и если пасть, то в честном поединке с оружием в руках.

Прилична смерть на поле боя
Тому, чья держит меч рука,
Сраженью - торжество героя
И поражение врага.

По языческим обычаям, если врага принести в жертву убиенному им, то он станет в загробном мире прислуживать своей жертве. Но хевсур не признаёт себя жертвой и умирает не подчинив  своим мучителям свою душу. Вся эта процедура вызывает неприятие и у ещё одной кистинки. Она готова взять топор и освободить пленника, лишь бы не дать над ним издеваться. Ведь и у него есть жена, которая теперь не увидит своего мужа. Единобожником может считать себя только тот, кто может поставить себя на место жертвы, на место человека, испытывающего боль, страдания. Т.е. может сопереживать другому. У кого есть милосердие к врагу. И кистинка способна на это. Но также, как и большинство хевсуров, все остальные кистины не чувствуют страданий своего врага. Их сердца закрыты. Они упоены чувством мести, ненависти. И они не могут смириться с мыслью, что их враг не захотел подчиниться им, унизить себя. И они мстят ему даже мёртвому, оставляя его тело незахороненным.

Есть ещё один образ в фильме Тенгиза Абуладзе. Это дева, олицетворяющая Истину. И именно она является по фильму центральным образом. Истина, которую принимает только тот, кто в сердце своём стал единобожником, не зависимо от  того, христианином он считает себя или мусульманином. Но те, кто поклоняются своему животному началу, тем, кого переполняет ненависть, страх, жажда власти, корысть, не дано возможности увидеть Истину. Они слепы. И именно для них роют всё больше и больше могил. Они думают, что поклоняются богу, но они поклоняются дьяволу, Мацили, злому духу в грузинской мифологии. И готовы отдать сначала в жёны ему Истину, а затем и казнить её. 

Порази меня ты громом,
Боже, весь я пред тобою
С верными добру руками,
С непреклонною душою.
Бедами меня не сломишь,
Не мирюсь я с грязью, тленом,
Пусть хоть море бед нахлынет,
Вера в истину нетленна!

Мало кто смотрел этот фильм. Мало кто сейчас знает творчество Тенгиза Абуладзе. Но этот человек был настоящий Художник. Он через притчу, через творчество грузинского поэта Важи Пшавелы, через жизнь двух маленьких кавказских народов показал миру историю всего человечества. Мы все стоим сейчас на пороге новой истории или её конца. Для этого нам надо сделать выбор. Мы можем слепо продолжать идти по пути языческого эгоистического мышления, языческой модели развития, которая уже изжила себя, но сильна своими догмами, обычаями, ритуалами. Она создаёт мир, где никто не доверяет никому, где человек человеку волк, где главная цель жизни - вскарабкаться наверх, на олимп богов и сверху радостно поплёвывать на лежащий у подножия мир рабов. Где каждый защищает своё эго, но попирает Истину. Где нет веры в Создателя этого мира (это всего лишь миф), но есть реальный дьявол с рогами и копытами, который и заправляет всем (вспомните такие произведения как "Мастер и Маргарита", фильм "Адвокат дьявола" и др.). 

Но другой путь - это путь Веры. Веры в то, что миром правит Любовь. Что совесть - единственный голос, который нам указывает путь к Истине. Но чтобы его услышать, надо открыть своё сердце и ощутить Любовь к этому миру, к ближнему своему. Но для этого надо перестать быть равнодушным, не думать только о своих желаниях, прекратить жить только своими интересами.

И к этому направлена мольба Тенгиза Абуладзе и Важи Пшавелы:

О, Господи, прими мою мольбу,
Единую отныне:
Не дай мне прозябать, молю,
Предав тебя, себя отринув.
Да будет нрав безумца крут,
Душа подвластна только чуду,
Пусть глас и жажда по добру
Неутоленными пребудут.
Благоразумье и покой
Да не придут ко мне вовеки.
И лишь охваченный тоской,
Взращу я радости побеги.
Когда душа моя в огне,
Вмиг разум расправляет крылья,
И лишь тогда вершит во мне
Свобода торжества всесилье.
И да хранит меня всегда
Твоя десница роковая,
Пока не явится беда,
Могильным холодом карая.
Покой тогда лишь обретя,
Верни звезду небесной тверди,
Плотву - прибрежной коловерти,
Верни мой прах - земле,
Мой дух - бессмертью,
Отцу и матери - дитя!

Категория: Кино Тенгиза Абуладзе | Добавил: Странник (14.01.2016) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 1161 | Теги: драманализ, кино 1960-х, Тенгиз Абуладзе, Грузия-фильм, единобожие, Кино СССР, кино, рецензия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar