"Доживём до понедельника" (1968, СССР)

Воспитание учителя, или Как преодолеть гордыню за три дня

Мастер-класс драманализа произведения

Доживём до понедельника (1968, СССР)

режиссёр: Станислав Ростоцкий

сценарий: Георгий Полонский

роли: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Ольга Остроумова

Доживём до понедельника

События фильма разворачиваются в обычной московской школе на окраине Москвы. Мы даже видим, что не все следы стройки ещё ликвидированы. Новый спальный район Москвы ещё застраивается. Всего 3 дня мы проведём с героями фильма. Но каких три дня! За эти дни: четверг, пятница, суббота, - главному герою фильма учителю истории Илье Семёновичу Мельникову придётся многое переосмыслить, пересмотреть в своих жизненных принципах. И с понедельника начать новую жизнь.

Четверг

Эпизод 1. Ворона в классе

В классе летает ворона. Урок сорван. Все шумят, бегают, пытаются поймать ворону. Наталья Сергеевна Горелова, молодой учитель английского (Ирина Печерникова) стоит посреди класса растерянная. Ситуация нестандартная. Что делать? Для ребят 9в класса ситуация тоже нештатная. И это возбуждает в них какие-то озорство, задор, желание пошуметь. Фактически, они превращаются в этом хаосе в маленьких зверьков, в которых проснулись инстинкты. И это пробуждает Наталью Сергеевну: "Довольно! Она живая!"

Эта фраза охлаждает пыл учеников. Этот окрик очень характерный именно для этой молодой учительницы. И он нестандартен для учителей вообще. Что важно на уроке в классе для среднестатистического учителя с опытом работы? Правильно. Порядок. Все должны прилежно сидеть и выполнять то, что говорит учитель. Он учитель, ведущий. А ученики ведомые. Учитель наверху. Ученики внизу. Здесь же всё смешалось. Нет ни порядка, ни уважения к статусу учителя. Что бывает в таких ситуациях? Выяснение, кто виноват, вызов родителей на ковёр к директору. Для школы такие ситуации - это ЧП. Но что делает Наталья Сергеевна? Она, прежде всего, беспокоится за жизнь вороны. Ребята, разгорячившись, могут навредить ей. И именно этот возглас - "Довольно! Она живая!" - охлаждает их пыл. Мы видим, что для Натальи Сергеевны чувства важнее разума. Она не холодный рассудочный учитель. Она живой неравнодушный человек. И она не ставит себя выше учеников. Она сама взгромождается на стул, чтобы спасти ворону. Личный пример действует лучше любых нравоучений.

Итак, выдвинута гипотеза для нового шага в педагогике. Можно поставить себя на одну доску с учениками. Ощутить себя в одной с ними лодке, но просто в некоторых ситуациях быть старшим товарищем. При этом апеллировать не к сознанию, а к чувствам. Поступать из любви, а не из разума. Будет ли жизненным, работающим такой подход? Смотрим фильм дальше.

Шум в классе привлекает классного руководителя 9в, учителя истории Мельникова Илью Семёновича (Вячеслав Тихонов). Он опытный преподаватель, который лет на 20 старше Натальи Сергеевны. Позже мы узнаём, что она училась у него в той же самой школе. И была влюблена в своего учителя. Но Мельников очень холодно воспринимает то, что происходит в классе. Холодно и иронично. Он недоволен тем, как ведёт себя Наталья Сергеевна. Она, в его представлении, роняет авторитет учителя (читай: статус). Выразив молчаливо своё недовольство, он выходит. Горелова выбегает за ним в коридор. "Зачем Вы так? - Если Вам нужна их любовь, то они от Вас без ума. - А Вам уже любовь не нужна? - Не давайте им садиться себе на голову. Держите дистанцию, чтобы не плакать потом."

Этот диалог очень хорошо показывает разницу в подходе двух педагогов: вчерашней школьницы и учителя с опытом. Наташа живёт любовью: любовью к ребятам, к живой природе, к своему бывшему учителю. Илья Семёнович живёт рассудком, принципами, осознанием, что багаж его опыта и знаний поднимает его на более высокую ступень по сравнению с его учениками. И это же чувство превосходства он проявляет по отношению к Наталье Сергеевне, фактически оскорбляя её и её чувства к нему. "Мы в ответе за тех, кого приручаем", - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Мельников раздражён ещё и тем, что ребята любят свою учительницу (хотя мы пока ещё это не видим), а его только уважают.

Наталья Сергеевна уязвлена и обижена поведением Ильи Семёновича и срывает свою обиду на ребятах. Они не принимают такого обращения и объявляют бойкот.

Чем хороши такие талантливые фильмы? В них нет ни одной лишней сцены, ни одного пустого разговора. Каждый эпизод раскрывает суть происходящего, характеры героев, причинно-следственную связь событий.

Эпизод 2. Сцена в актовом зале.

Вечером в школе. Илья Семёнович играет на рояле "Одинокого странника" Грига. На звуки музыки приходит Светлана Михайловна, учитель словесности (литературы и русского языка). Она неравнодушна к Мельникову. И в целом, это довольно одинокий человек. Похоже, у неё нет ни семьи, ни детей. Все свои силы она отдаёт школе. Но мы видим, что это и ограниченный человек. Вся жизнь её и речи построены на штампах, взятых из передовиц газет. Костюм - типичный для учителя 60-х - 70-х годов, который она носит как униформу. Шиньон - тоже типичный для школы. "Я всегда твержу: нельзя нам замыкаться в скорлупе своего предмета. Надо брать шире. И тогда личная жизнь многих могла бы быть богаче". Но сама Светлана Михайловна ограничивает свою жизнь и работу рамками школьной программы. Не знакома с музыкой Грига. Не знает даже стихов Баратынского ("Никто не обязан помнить всех второстепенных поэтов"). Но Мельников, хотя и историк, знает "второстепенных поэтов", играет на рояле, поёт. И хороший историк. Как мы увидим позже, читающий литературу за рамками школьной программы. Но здесь и скрыта его гордыня. В этой сцене снова вскрывается его высокомерие. Теперь уже плохо скрытое презрение к ограниченной недалёкой учительнице, 20 лет отдавшей школе, но так и не обогатившей своих знаний, данных ей в институте. И его раздражение она чувствует. "Вы стали злым, безразличным и одиноким. Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм. Вы ведь историк. Вам это не удобно даже с политической точки зрения." (Последняя фраза намекает на то, что учитель истории всегда должен был быть партийным.)

Итак, в этом эпизоде Мельников снова показал своё высокомерие, но теперь уже по отношению к тому, кто менее культурен и менее образован по сравнению с ним. И мы увидели ещё одного из типичных представителей учительской профессии советского времени (учителя русского языка и литературы, словесника): идеологически подкованного, но ограниченного, нетворческого, но считающего себя вправе учить и поучать других, исходя из своего статуса.

Эпизод 3. Встреча бывшего ученика

Илья Семёнович встречает в булочной своего бывшего ученика, отличника, Бориса Рудницкого. Одноклассник Наташи Гореловой покупает большой дорогой торт за 5-80 (хлеб стоил тогда 22 копейки). Он ездит на персональной машине с водителем. Его посылают за границу в командировки. И он в своё время пострадал от Гореловой. Они должны были пожениться. Но в последний момент она сбежала из-под венца, сорвав его поездку в Англию (для поездки нужна была безупречная анкета и семейное положение). Мельникову всё это неприятно слушать. К тому же Рудницкий намекает на то, что застряв в школе, Илья Семёнович не использует своего КПД (читай, не делает карьеру. Об этом позже говорит и его друг-директор, намекая, что самое время писать диссертацию). Это удар по учителю, у которого Борис был в любимчиках. Он спешит выйти раньше, не доехав до дома.

К тому открытию, что его как учителя только уважают, а Горелову ещё и любят, добавляется разочарование, что его лучший ученик стал карьеристом и циником. Чему же он тогда учил все эти годы? Как говорит Илья Семёнович Рудницкому: "А прав ты, Боря, в том, что мой КПД мог бы быть гораздо выше".

Эпизод 4. Дома с мамой (17:36)

Илья Семёнович замкнулся в себе. И даже со своей мамой перестал общаться. И она недовольна, высказывает свои претензии: "В свои 70 лет твоя мать ещё не онемела. Она ещё, старая грымза, хочет новости знать. Вот ведь незадача. Ей интересно, о чём сын думает, как у него работа. С ней бы, чёртовой перечницей, поговорить полчаса. Ей бы на целую неделю хватило".

Пришлось Мельникову выдавить из себя, что в школу к ним пришла работать Горелова, которая 6 лет назад окончила школу. Мать тут же вспомнила, что у неё был роман с любимцем Ильи Семёновича Борей Рудницким и то, что она была влюблена в Илью Семёновича. Это слышать Илья Семёнович уже не мог. Мать задела больную струну. "Ну какой он любимец!" и про любовь, мол, не помню. И он тут же ушёл в свою комнату.

Его мучила совесть из-за того, что он наговорил Наташе. И он решил ей позвонить, успокоить и помочь. Но в ответ услышал, что она справится сама. Не получилось стать мудрым и старшим товарищем. А ведь надо было всего лишь попросить прощения за свои слова и своё поведение. Но это означало бы - спуститься с пьедестала своего эго, стать равным Наташе. Вместо этого он стал убеждать её не расстраиваться из-за вороны. И её реакция стала новым ударом по его самолюбию. Добавила масло в огонь развивающейся депрессии Ильи Семёновича.

Пятница

Эпизод 5. В учительской (22:20)

Чем занимаются учителя в перерывах между уроками. Одна (учитель биологии) обсуждает моральный облик подружки своего сына. "Пригласила мальчика на магнитофон и сухое вино". Причём, жертвой в данном случае является её сын. Разве не он выбрал для знакомства такую девушку? Да ещё рассказывает об этом своей маме. Судя по возрасту мамы, сын-то уже взрослый и должен быть самостоятельным. Такие матери, как правило, оставляют своих сыновей холостыми. Потому что влезают в их личную жизнь и дают советы. Учитель-мужчина в возрасте сетует на то, что магнитофон и вино - это тлетворное влияние заграничного кино. Другая учительница рассказывает про то, как проснулась ночью не на подушке, а на тетрадках. И многие учителя в советской школе жертвовали личной жизнью в пользу школьной. Третья учительница (Нина Гребешкова) все перемены висит на телефоне. Светлана Михайловна пытается взять шефство над Натальей Сергеевной, покровительственно наставляет её. Илья Семёнович обсуждает со старым учителем прочитанную книжку. И тут учительница начальных классов вдруг в разговоре с Натальей Сергеевной говорит: "Я им говорю, чтобы не лóжили, а они всё ложат". И Илья Семёнович не выдерживает: "Голубушка Таисия Николаевна! Нет такого глагола "ложить". Мы же с Вами не на рынке. Если Вам не жаль детей, то пощадите наши уши." Таисия Николаевна, оскорблённая, выбегает из учительской. И тут же выясняется, что 9в в полном составе не пришёл на урок английского.

Если обобщить этот эпизод, то здесь мы видим, чем живёт учитель. Не всё так хорошо у учителя бывает с личной жизнью. Работа иногда перевешивает, рутина заедает. Некогда обратить внимание на свои личные проблемы. Собственные дети, взрослея, не столь морально устойчивы, как их мамы, которые проповедуют мораль своим ученикам. Да и искренни ли учителя зачастую в своих проповедях о морали или нравственности. Ведь мы уже заметили, что дети реагируют на отклики души, а не разума.

Или другая крайность (Гребешкова): главное - это личная жизнь, а работа - формальность. Две эти крайности - излишняя принципиальность или равнодушная беспринципность - ведёт к конфликту. Ребята не идут за советом и помощью к своему классному руководителю, а выходят из повиновения. Это ещё один удар. Но не по Наталье Сергеевне (хотя именно на её урок они не вышли), а по принципам Ильи Семёновича. И об этом следующий эпизод...

Эпизод 6. На школьном дворе. (25:40)

"Бастуете? За что выступаете? - За уважение прав личности." Не случайное совпадение, что по истории у Ильи Семёновича как раз революция 1905 года. Продолжает разговор от лица класса лидер 9в Батищев. "Сначала Наталья Сергеевна относилась к нам очень душевно." Это ключевая фраза, подтверждающая, что именно душевность и теплота ценится ребятами. Почему же тогда они не объявляют бойкот другим учителям, которые уже давно зачерствели или живут по принципам? Да просто потому, что они их воспринимают именно такими. И знают, что другими они не будут. Ребята приспособились, притерпелись к ним. Выработали свою систему защиты. Воспринимают их как данность. А вот человека, который был живым, искренним, они не могут простить, если он предаёт их дружбу и их любовь. Перед таким человеком они уже раскрылись своими душами, и предательство слишком больно бьёт по их самолюбию. И это воспитание. Но воспитание учениками своего учителя, которого они не хотят потерять.

А Илья Семёнович пытается обратиться к разуму старшеклассников. Как и в ситуации с Таисией Николаевной, он поправляет Батищева. Батищев говорит: "Разрешите я скажу свою мысль до конца. - Не скажешь, а выскажешь. Я с удовольствием послушаю, только в классе". Снова мы слышим нотки человека, который всегда прав и знает истину. Но ребята не повинуются ему. Илья Семёнович уязвлён. "Демидова, ты комсорг. Почему командует Батищев?" Один из ребят говорит: "А комсорг - это рабочая аристократия". В данном случае, для них важны не звание человека, а его авторитет. Илья Семёнович не понимает, что ребята способны на самостоятельные сознательные серьёзные шаги. Они учатся совершать поступки и готовы отвечать за них. А учителя часто думают, что они дети, и им рано иметь собственные мысли. "А мысли ваши пока никому не интересны", - говорит завхоз школы в фильме "Розыгрыш".

"Пошутили - и будет. - Мы не шутим. Мы серьёзно." Но для человека серьёзного принципиального как Илья Семёнович, "серьёзно" - это бороться за права личности, когда ведут на казнь твоих друзей-революционеров, когда ты борешься за справедливость во всём мире. Проблемы ребят кажутся Мельникову мелкими. Чтобы принизить значимость инцидента, он даже готов в их глазах свести весь конфликт к неустойчивой психике Натальи Сергеевны. "А сводить счёты с женщиной, у которой сдали нервы, непорядочно".

И тут появляется Наталья Сергеевна. Всего 2 фразы и конфликт исчерпан. "Вы простите меня ребята. Я была неправа." И все дружно - ребята и Наталья Сергеевна - уходят в класс, оставляя Илью Семёновича одного с его пламенными речами о героях революции. Вот ведь настоящий воспитательный процесс. Воспитание учителя. Но и воспитание учеников. Сначала Наталья Сергеевна извинилась. Но потом и высказала претензию. "Ну положим, вы тоже хороши. Свинтусы вы порядочные. - Верно, Наталья Сергеевна. Мы сами виноваты".

Как надо воспитывать? Сначала похвалить, а потом высказать претензию. Тогда человек настроен слушать вас. Но главное даже не слова. А то, что при этом творится в душе. Слова, сказанные холодно, формально, по обязанности не будут трогать душевных струн. Они останутся лозунгами. А претензия, высказанная с любовью к другому, может изменить очень многое.

Итог следующий. Если смотреть в корень конфликта, то причиной его явилось именно поведение Ильи Семёновича. Интуитивно ребята защищали себя и Наталью Сергеевну от принципиальности и гордыни Мельникова. И он остался в одиночестве. Для идейного принципиального человека, преподающего историю, великие серьёзные дела важнее, чем какой-то детский лепет школьников. Их мысли и поступки кажутся ему нелепыми, несерьёзными. Но они сами говорят: "Мы не шутим - мы серьёзно".

Эпизод 7. Урок английского после конфликта. (28:43)

Светлана Михайловна: Извините, Наталья Сергеевна, я подумала, что надо помочь разобраться... Воспользовались тем, что завуч бюллетенит, а учительница молодая...
Ребята: А мы уже всё выяснили.
Наталья Сергеевна: Да, у нас уже всё в порядке.
Светлана Михайловна: У вас, значит, свои секреты и свои отношения?

Этот эпизод короткий, но очень показательный. В школе есть две касты людей: учителя и ученики. Ученики внизу. Учителя наверху. Учитель знает всё. Ученик не знает ничего. Учитель - мудрый опытный человек. Может подсказать как действовать в любой ситуации, как правильно учиться, как жить. Ученик должен всё воспринимать за чистую монету, потому что сам ещё не обладает ни знаниями, ни опытом. Но самые мудрые учителя - те, кто давно работают в школе. Они составляют самую высшую касту. Молодых учителей берут под своё крыло, под защиту. Как старшие товарищи, ведут их в правильном направлении. У младших ещё нет опыта, они ещё не оперились и должны слушать и уважать советы старших. Такая модель иерархического общества пронизала всю систему взаимоотношений советского государства. Главный и мудрый рулевой - КПСС. В ней есть более высокая структура - ЦК и выше Политбюро. Это каста непогрешимых руководителей. Более низкий уровень занимают члены партии, затем уже беспартийные. Любой руководящий работник - это человек, который видит лучше и больше, чем рядовой сотрудник. Чем выше должность, тем более дальновидным считается работник. На этих принципах и уничтожались люди в период репрессий. Вожди всегда непогрешимы. Вспомним, как возвеличивали Сталина, и какие эпитеты ему присваивали: "вождь всех времён и народов", "великий кормчий", "отец народов", "зодчий коммунизма", "локомотив революции".

Если что-то где-то происходит положительное, то оно может происходить только с ведома и под непосредственным руководством партии, комсомола. Ситуацией, ставшей чрезвычайной, явилось событие по созданию тайного общества троичников в пьесе А.Хмелика "Друг мой, Колька!" и в одноимённом фильме А.Митты (1961). Безобидное сообщество друзей стало опасным явлением только потому, что не было создано под руководством одной из идеологических организаций: пионерии, комсомола, партии.

Вернёмся к эпизоду фильма. Светлана Михайловна не могла принять то, что Наталья Сергеевна и класс смогли решить проблему без руководства старших учителей, без вмешательства администрации школы. "Свои секреты и свои отношения".

Эпизод 8. В кабинете истории. (30:02)

Илья Семёнович узнаёт, что Таисия Николаевна заболела внезапно. Это ещё один удар по его принципам и самолюбию. Становится понятным, что её болезнь связана с его поведением в учительской.

Эпизод 9. 9в пишет сочинение (30:40)

Важный момент в этом эпизоде: в перечень тем наряду с такими, как "Образ Катерины в пьесе "Гроза", "Базаров и Рахимов", включена и свободная тема: "Моё представление о счастье".

Почему она называлась свободной? Потому что темы "типичных представителей" - героев литературных произведений - полагалось излагать хрестоматийно, как это было обозначено в учебниках, в методических материалах. А в свободной теме можно было окунуться в мир собственных мыслей, образов.

Эпизод 10. Перемена во время сочинения. Мельников и Горелова. (33:30)

Наталья Сергеевна пытается расшевелить Илью Семёновича, который внутренне продолжает испытывать конфликт с самим собой. Он мрачен. На вопросы Натальи Сергеевны отвечает с мрачной иронией. Горелова ведёт его к классу, где пишут сочинение. "А вот нам она таких тем не давала", - замечает Наташа по поводу свободной темы. Илья Семёнович иронично смотрит на Наташу. Она не равнодушна к тому, что происходит с классом. А Илья Семёнович замкнулся на себе. Она с чувством говорит: "А лица у всех серьёзные, одухотворённые. А Сыромятников списывает. Чужое счастье ворует." Илья Семёнович: "Это будет перед Вами изо дня в день. Налюбуетесь". Тем самым, он выражает мнение, что всё станет привычным и уже не будет возбуждать таких восторгов, тревог и сопереживаний. Но Наташа продолжает развивать тему о счастье. "Это же невозможно объяснить, что такое счастье. Всё равно, что прикнопить к бумаге солнечный зайчик". "Никаких зайчиков - все напишут как полагается". Возникает вопрос: а как полагается и кем положено? Определено сверху?

Мельников пытается цинизмом прикрыть свои душевные переживания. Когда боль есть в душе, а душа давно уже не работала полноценно, то часто человек пытается стать равнодушным и циничным. Просто для того, чтобы защититься от боли. Наташа разбудила в нём душу, но он ещё не знает, что с этим делать. И мечется.

Эпизод 11. 9в пишет сочинение. Продолжение. (36:40)

Светлана Михайловна шокирована тем, что написала в сочинении Надя Огарышева. "Я сама за искренность, поэтому и дала такую тему. Но что это за мечты в твоём возрасте?" Класс заинтригован и хочет знать, о чём написала Надя. Светлана Михайловна противится этому. "Здесь же мальчики!" Но сама Надя настаивает на этом. Зритель тоже заинтригован. Что же такого крамольного могла написать девочка 16 лет?

"...Я хочу встретить человека, который любил бы детей. Потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой... Я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек. Тогда до конца жизни никто не почувствует себя одиноким. Старшие будут оберегать маленьких. Вот и будет в доме счастье. Я ничего не писала о труде, но разве у матерей мало работы?"

Класс встречает такое сочинение с воодушевлением. Это полностью идёт вразрез с мнением Светланы Михайловны.

Итак, в советской школе тема семьи, материнства была запретной. Как же могла советская школьница стать матерью, рожать и растить детей, если об этом не принято было говорить? Как создавать семью, какие отношения в семье должны быть самыми важными. А ведь известно, что семья - это ячейка общества? И кто, как не учитель, должен развивать эту тему? А нам вдалбливали в голову, что счастье - это борьба. Борьба с врагами социализма. Врагами пролетариата. И т.д. На этих лозунгах трудно строить семью.

Этот эпизод предопределил будущий конфликт, будущее ЧП в школе.

Эпизод 12. Илья Семёнович и мама ученика (42:11)

К Илье Семёновичу приходит мама одного из отстающих учеников. К отстающему ученику подход один: он плохой; не хочет учиться; не вписывается в стандарт, установленный органами управления образованием. Илья Семёнович ставит на ученике крест, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Если поставить ученику двойку, то его выгонят из ансамбля танцев. "Ему не ноги тренировать надо, а память и речь". "Вот и по русскому говорит - память. И по физике..." А мальчик, оказывается, отставал в развитии. У него отец - алкоголик. Мельников даже этого не знает. То, что парень занимается танцами, и у него это получается, разве это плохо?

Школа всех пытается запихнуть в прокрустово ложе. Есть нормативы: подтянуться 10 раз. Если ты не можешь, двойка. Если смог один раз - двойка. Но оценку надо ставить не за норматив, а за старание. Если кто-то преодолел себя, разве он не может получить за это поощрение? Разве нельзя поставить "отлично" за то, что человек просто стал лучше учиться, достиг новой вершины для себя? Кстати, до революции ставили "отметки", а в советское время "оценки". Отметка - это отмечали успехи ученика. А оценка - это его жёсткое позиционирование в обществе. Приклеивание ярлыка. И потом человек уже не может вырваться из этого статуса. Он должен ему соответствовать. Поэтому учителя и не знают, что происходит в семье школьника, чем он живёт, дышит. Признание того, что человек не меняется, ведёт к катастрофе. В этом фильме Илья Семёнович не знает предыстории отстающего ученика. А в фильме "Розыгрыш" завуч не знает, что ученик 9-го класса потерял мать, у отца другая семья, а он сам живёт с тёткой. А всё потому, что оценка идёт только по внешним признакам. По результатам и нормативам, по другим подобным случаям.

После этой сцены Мельников чувствует свою неправоту. И снова его бьют по больному месту. Кризис его представлений. И он не выдерживает. Когда человек живёт принципами, то он очень требователен к другим. Он критикует несовершенных, непринципиальных. Жёстко оценивает окружающих. Но если что-то идёт не так, то такой человек свою жёсткость разворачивает к себе. И начинает ненавидеть самого себя. Эта беседа с мамой ученика оказалась той каплей, которая переполнила чашу.

Эпизод 13. Разговор у директора. (45:45 и 52:55)

Илья Семёнович просит у директора отпуск в начале учебного года. Для школы это, обычно, чрезвычайное событие. Все планы, расписания утверждены. Отсутствие любого педагога бьёт по учебному процессу. Но Мельников замкнут на себя. Он становится эгоистом. Он мучается, ему нет дела ни до кого. Даже Наташу, которая пытается его поддержать, он не замечает.

Директор - друг Ильи Семёновича. Они вместе прошли войну. Но Николай Борисович - не сентиментален. Он администратор, хозяйственник. Он твёрдо стоит на земле. Ему не присуще копаться в душевных муках человека. Пусть и друга. "Ты не болен? А витамин В12 пробовал? Может, ты собрался писать диссертацию?" Он ищет причины чисто материальные, будничные. "Для отпуска в середине года требуется причина столь существенная, что не дай тебе Бог". "А кто может это определить? - Медицина, конечно". "А кем я тебя заменю? - Замени собой. Один факультет кончали. - Как же ты меня допускаешь калечить детские души? У меня эластичные взгляды. Я легко перестраиваюсь. Свежие газеты для меня - последнее слово науки. Это твои слова. Мне от тебя житья не было... Я не историк, я завхоз. Вот достану новое оборудование - радуюсь. Выбью кондиционер и горжусь."

Николай Борисович говорит, что они в школе перестали думать друг о друге. У Светланы Михайловны юбилей - 20 лет в школе. "Ну скинемся по трёшке - купим ей крокодила." И здесь Николай Борисович очень точно характеризует Мельникова: "У тебя даже шутки принципиальные. Уважать тебя можно, а любить - трудно." В этом его главная проблема. Как я говорил выше, ребята его уважают, но не любят. Любят они Наталью Сергеевну. А он любить-то сам не умеет. Поэтому и один до сих пор. От его принципиальности любой сбежит.

"На покой захотелось? Честность свою холить? А другие пусть строят. Построят, пожалуйте, Илья Семёнович. А ведь ты руки не подашь. Скажешь, замарали руки, пока строили. - Смотря, чем замараешь, а то и не подам. - Принципами не пообедаешь, не поправишь здоровья, не согреешься. - А принципы не шашлык, не витамин В12, не грелка. Некоторые чудаки ради них жертвуют обедом. Бывает плата и подороже."

Далее идёт критика современного политизированного подхода к учебникам истории. То, что они постоянно переписываются в зависимости от политической ситуации в мире и внутри страны.

Илья Семёнович готов уже совсем уйти из школы. "Пойду в музей, экскурсоводом. Там меня слушают случайные люди - придут и уйдут... Учитель, который перестал сеять разумное, доброе, вечное, тебя устраивает? Вырастают белена с чертополохом". Здесь он, видимо, подразумевает своего бывшего ученика Бориса Рудницкого. Директор даёт ему отпуск.

И тут за Ильёй Семёновичем приходит Наташа. И они долго-долго гуляют по улицам.

Эпизод 14. Комсомольское собрание в 9в (54:52)

Комсорг Демидова пытается проводить комсомольское собрание. Мы видим, что её никто не слушает, да и от класса осталось несколько человек. Батищев шутит по поводу сочинения Огарышевой. Она обижается и убегает. Некоторые ребята осуждают Батищева. "А пусть не лезет со своей откровенностью. Мало ли у кого что за душой. Обо всём в сочинении писать? Счастье на отметку. - А сам-то ты что писал? - Про Базарова."

Гена Шестопал: "Батищев прав. Из-за этого сочинения одни выглядят дураками, другие подонками. Кто писал искренне, тот оказался в дураках. Над ними будут издеваться. Кто врал, работал по принципу У2 (угадать-угодить), тот подонок. Когда чужие мысли, аккуратные цитаточки, дома приготовленные. И "пятёрочка", можно сказать, в кармане."

И снова о чувствах и разуме, об искренности и душе против рассудка и расчётливости. Шестопал понимает, как относятся учителя к порывам души. Как это идёт вразрез с "прокрустовым ложем" программы, идеологии. Ведь всего одно сочинение Нади Огарышевой вызвало негодование у учителя литературы. У человека, который по своему призванию должен учить думать детей, выражать свои мысли и чувства на бумаге. А может только мысли без чувств?

Эпизод 15. После собрания. Гена Шестопал и Рита Черкасова (59'38")

Шестопал влюблён в Риту (Ольга Остроумова). Но для него это не просто любовь без оглядки. Как для Петрарки Лаура, Рита вдохновляет Гену на поэзию, на творчество, на познание мира. Поэтому он отказывается от "делового" предложения Батищева провести с Ритой время. Называет это прокатом. Чем оскорбляет Риту. Просто он понимает, что чувствами нельзя торговать. Любовь другого можно только завоёвывать. А не передавать на время.

От книги странствий я не ждал обмана.
Я вepил, чтo в кaкoй-нибyдь глaвe
Oн выплывeт нaвcтpeчy из тyмaнa, -
Tвoй бepeг в нeвecoмoй cинeвe!

Ho ecть oшибкa в кypce кopaбля, -
C нeдaвниx пop я этo яcнo вижy:
Cтpeмитeльнo вpaщaeтcя Зeмля,
A мы c тoбoй нe дeлaeмcя ближe...

Это стихи Шестопала о том, как правильно выбрать в жизни цель. Есть такое изречение Сенеки: "Если у корабля нет цели, никакой ветер не будет ему попутным".

Гена сам про себя и свою любовь говорит: "Не такой уж я и утопист. Да и стихи не для того пишутся, чтобы кого-то поразить ими".

Рита выносит приговор: "Ничего у нас с тобой не получится. Ты маленький, Гена. Я такой в 7 классе была".

Это ещё один удар по тем принципам, которые заложены в советскую систему образования. Об этом многое уже говорилось. Раздельная и совместная форма обучения. После революции, чтобы уравнять в правах женщин с мужчинами, ввели совместное обучение мальчиков и девочек. Робкая попытка разделить обучение была сделана после войны, но ненадолго, и в небольшом количестве школ по стране. Эксперимент потом был свёрнут. И везде восстановлено совместное обучение. А зря. Разница в формировании девочек и мальчиков существенная. Девочки раньше взрослеют. Об этом и говорит Рита. И ровесники в классе, девочки начинают задавать тон. Прибавив к этому то обстоятельство, что учителя в школе, в основном, женщины, мы видим, что воспитание будущих мужчин строится по женскому типу. Если только сама семья не сможет компенсировать такое смещение. Может быть, эта одна из причин сегодняшней феминизации общества. И того обстоятельства, что женщины берут в свои руки функции мужчины, а мужчины всё больше походят на женщин.

Шестопал: "Умом я знаю, что ты человек так себе. Не луч света в тёмном царстве. Я это знаю. Только стараюсь это не учитывать. Человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда. Иначе неинтересно жить. Ну а мне легче влюбиться в тебя. На безрыбьи... - И тебе не важно, как я к тебе отношусь? - Нет. Была бы пружина внутри."

Эпизод 16. Илья Семёнович дома. (65'35")

По ТВ идёт передача об электронном композиторе. Поднимается тема возможности машины творить музыку.
"Многие скажут: машина не способна испытывать человеческих эмоций. А именно они и составляют душу музыки. Но надо определить, что такое эмоции, душа и сам человек."

Очень точная постановка вопроса. Что есть человек, его душа, чувства, эмоции. Из-за того, что мы не понимаем этого, происходит много заблуждений. Собственно, весь фильм о том, что выше: разум или чувства. И этот эпизод введён в фильм неспроста.

Далее следует письмо отца одной из учениц Мельникова. Он возмущён тем, что его дочери ставят "неуды". "История - не математика". Этот родитель живёт рассудком, логикой. Для него жизнь - это математический расчёт. Он даже письмо пишет на казённом бланке, чтобы не тратить деньги на бумагу. Этот эпизод - крайний вариант человека, живущего рассудком. Чувств нет. Душа здесь не работает. При этом, глупым такого человека не назовёшь. Но воспитан он советским обществом, советской школой.

Нас учили, что вся жизнь борьба. Значит, есть враг. Вот и искали в своём соседе, сослуживце признаки врага. Бороться и искать, найти и не сдаваться. Весь мир до основания мы разрушим. В фильме "Розыгрыш" классный руководитель 9 класса, математик говорит: "Я стараюсь воспитывать своих учеников сильными людьми. Чтобы они не спасовали перед теми трудностями, которые неизбежно встретятся в жизни. Потому что жизнь - это борьба." И Илья Семёнович говорит, что этого родителя вдохновляют воспоминания. Имеется в виду то, что ещё лет 15-20 (фильм 1968 года) назад можно было написать донос и человека забирали. И он мог больше никогда не вернуться домой.

"В безличных предложениях есть какая-то безысходность. Моросит. Ветрено. Темнеет... Некому жаловаться. И не с кем бороться."
А люди привыкли во всех проблемах искать виновного. И безжалостно с ним расправляться.

Суббота

Эпизод 17. В учительской-2 (75'35")

После длительной прогулки с Наташей и глубоких собственных размышлений Мельников начинает исправляться. Он первым поздравляет Светлану Михайловну с двадцатилетием работы в школе. Он извиняется перед Таисией Николаевной.

Эпизод 18. Урок истории (79'30")

В этом эпизоде Илья Семёнович говорит именно о чувствах, о мечте человека, о его душе. Батищев вроде бы блестяще отвечает урок. Как в учебнике. Но Мельников делает ему замечание, что он очень узко оценивает масштаб личности такого героя истории как Пётр Петрович Шмидт. "Всего 15 строчек в учебнике", - заявляет Батищев. "В твоём возрасте надо читать и другую литературу." Мельников хочет, чтобы его ученики подходили к процессу познания творчески, с душой. И это его новая струнка в поведении. Он обращается не только к разуму учеников, но и к их чувствам. И демонстрирует то, что стоит за личностью Шмидта, за рамками 15 строчек. А там большая душа, умеющая любить, умеющая страдать и не желающая насилия. "Главный его дар - ощущать чужое страдание более остро, чем своё. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов." Наверное, вспоминая голый прагматизм без чувств своего выпускника Бориса Рудницкого, он задаёт вопрос Батищеву: "Вот пришли к тебе люди. Началось восстание. Они зовут возглавить тебя. А ты знаешь, что бунт обречён. Как быть? Оставить моряков одних под пушками? Или идти и возглавить мятеж? И наверняка погибнуть? - Батищев: Без всяких шансов на успех - какой смысл? - Рита: "Вечно ты со своим смыслом!"

Эпизод 19. ЧП (88'00")

Мы приблизились к кульминации фильма. В класс заходят директор и учитель литературы. Директор сообщает, что кто-то сжёг все сочинения. И оставил объяснение, "дерзкое по форме и невразумительное по содержанию". Для директора это ЧП, преступление с "идейной подкладкой". Для него важен престиж школы. И ради того, чтобы найти "преступника", он готов даже заняться сличением почерков. Но предоставляет ученику самому повиниться.

Николая Борисовича не интересует, в данном случае, вопрос, почему это было сделано. Что двигало действиями провинившегося, какие мотивы души. Ему важен престиж школы. Чтобы в школе не было места таким выходкам. И ради этого он может пойти на самые крутые меры. Вот он момент истины. В чём смысл существования школы? Какова её роль в обществе? Поддерживать порядок и дисциплину? Вписать учеников в рамки существующих норм и правил? Или воспитать человека, умеющего думать, умеющего чувствовать свою ответственность за свои поступки. Директор демонстрирует приоритеты законов, правил, норм. Он не пытается разобраться. Он уже готов выносить приговор. Ему важно, чтобы школа не запятнала себя перед обществом, перед органами управления образованием. Важно продемонстрировать свою состоятельность.

Смотрел как-то один старый фильм, где действие происходит в интернате (Фильм называется "Мимо окон идут поезда"). В интернат приезжает новая учительница. Молодая. И вот там пропали деньги. Директор готов карать и наказывать, показать свою власть. Но учительница шла первоначально другим путём. Она дала возможность ребятам самим разбираться. И в конце-концов взявший деньги сознался. Но анонимно в записке. И нужен был ещё один небольшой рывок для того, чтобы он смог набраться смелости назваться. Она не хотела превращать его в преступника. Она хотела разобраться, почему он это сделал. И помочь ему. Но директор своею властью решил сам вершить суд. И использовал записку как образец почерка для сличения.

Ещё один фильм (французский) "Хористы". Там тоже идёт противостояние нового учителя и директора интерната. Директор всё время доказывает, что альфа-самец - это он. Его принцип "акция-реакция". На любую шалость ребят следует жёсткое наказание. Для него эти дети уже законченные преступники. И если дать слабину, то это кончится плохо. Либо он, либо они. А учитель любовью и терпением объединяет ребят в общем деле, в хоре. И они чудесным образом преображаются.

Вернёмся к фильму. Директор предлагает явиться с повинной. Геннадий Шестопал признаётся, что это сделал он. Все понимают, что теперь его могут исключить из школы. Но тут за своего ученика вступается Илья Семёнович.
Вот что написал Гена в своём послании.

Это не вранье, не небылицы.
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля.
Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли.
Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего,
Чтоб она дышала теплой пылью
И не замечала ничего.
Но недаром птица в небе крепла.
Дураки остались в дураках.
Сломанная клетка, кучка пепла.
А журавлик снова в облаках.

Это стихотворение и объясняет поступок Шестопала. 9Б класс живёт душой, чувствами. 24 человека написали о счастье. И только 3 по обычным темам. У каждого из учеников есть своё понимание счастья. Есть мечта. И они не хотят стать тем, чем стал бывший ученик Ильи Семёновича Борис Рудницкий. А именно поэт всегда первым чувствует опасность того, что происходит с обществом. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Высоцкого. Гена не хочет, чтобы их души заключили в золотые клетки. Зачем распахивать свою душу, если тебя не понимают. Он написал в сочинении всего одну строчку: "Счастье - это когда тебя понимают". Сжигая сочинения, он защищал души ребят, защищал их будущее, их мечты о счастье.

Илья Семёнович говорит Светлане Михайловне: "Мы совершенно не занимаемся своим прямым делом... воспитанием. И плохо знаем ребят". - Значит, авторитет учителя уже ничто? Всё позволено. Им отдаёшь себя до капли, а они... - Что у нас есть, чтобы отдать? - "Дураки остались в дураках". Это кто? - В данном случае, боюсь, что это мы с Вами. Если он не прав, то у нас есть ещё время доказать, что мы лучше, чем он о нас думает. - Это кому я буду доказывать? - Им. Каждый день. Каждый урок. А если не можем, то давайте заниматься другим ремеслом. Где брак дешевле обходится."

Итак, Илья Семёнович говорит о том, что именно от учителя и зависит, каким путём пойдёт по жизни сегодняшний школьник. Всё, что он делает сейчас, это достижение или просчёт учителя. А не ошибка природы. Ведь человек не рождается человеком. Он им становится. Под влиянием семьи, школы, общества. Если общество не заботится о нравственности каждого своего члена, то общество всегда будет пожинать негативные испорченные плоды своего воспитания. Тогда для контроля над порядком нужно будет всё больше видеокамер, тюрем, органов правопорядка и судебных инстанций. Но в результате рано или поздно такое общество будет вырождаться.
И именно теперь Илья Семёнович понимает, насколько он нужен школе и нужен его труд, его душа.

Одна из заключительных сцен фильма. Звенит звонок. Но все остаются на местах в напряжённом ожидании. "А теперь мы должны проститься." Глаза всего класса с тревогой смотрят на Илью Семёновича. Они уже знают о слухах, что Илья Семёнович уходит. В этих глазах тревога, надежда, ожидание. Под музыку Грига "Одинокий странник" глаза показывают нам крупным планом. Илья Семёнович замечает это ожидание и кажется всё понимает. И в его душе происходит какой-то перелом. Это уже не прежний принципиальный историк, поучатель других. В его глазах слёзы. Слёзы любви, счастья. Он понимает в это мгновение, что нужен им, этим ребятам. "В следующий раз мы поговорим о декабрьском вооружённом восстании. И я надеюсь, что до этого времени вы не сожжете школу".

Категория: Фильмы про школу | Добавил: Странник (30.08.2015) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 1358 | Теги: кино, Кино СССР, воспитание, гордыня, школа, кино 1960-х, учитель, драманализ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar