Россия как Умирающий лебедь: Сатана ликует! Кино в 1917 году

Искусство всегда отражает состояние общества и предсказывает один из сценариев его дальнейшей судьбы. Не является исключением и кино как разновидность искусства. Кино - это образы нашей души. Кино, создавая образы, воздействует напрямую на подсознание человека, на его психику. Этим объясняется то, что за последние 100 лет кино стала мощным конкурентом литературы, где между автором и читателем стоит ещё текст, который надо осмыслить, превратить в образы.

Но кино зародилось совсем недавно, чуть больше ста лет назад. Но необычным явлением стало то, что появившись, оно практически сразу из технического эксперимента превратилось в искусство. И в него устремились очень талантливые яркие художники. Так уж совпало (не случайно!), что 1917 год стал переломным не только в судьбе России, не только во всей мировой структуре произошло переформатирование глобальных структур управления, но возникли новые формы искусства. Одним из них и стало кино. И именно в 1917-й революционный год появились первые шедевры нового революционного искусства.

Два продукта русского творческого вдохновения привлекли моё внимание: "Умирающий лебедь" (1916; премьера состоялась 17 [30] января 1917 года) и "Сатана ликующий" (21 октября [3 ноября] 1917 года). Каждый из этих фильмов предвосхитил исторические события. Февральскую революцию можно сравнить с крушением империи, с крушением России. И это выражено в символике "умирающий лебедь". "Сатана ликующий" вышел за 4 дня до октябрьского переворота большевиков. Это был уже акт иррациональный. Всё, что потом произошло - разруха и гражданская война - это и есть "сатана ликующий": сняты все ограничители, упразднена нравственность, открыты порталы подсознания. Буйство инстинктов, стихии, поклонение "тёмным глубинам" психики русского народа.

Умирающий лебедь

Немая девушка Гизелла случайно знакомится с молодым человеком. Он начинает за ней ухаживать. Но случайно она становится свидетельницей любовной встречи Виктора с другой девушкой. Гизелла шокирована и разочарована. Чтобы не впасть в депрессию, она возобновляет свои занятия танцами. Через 2 года она становится очень популярна на сцене, особенно в образе "Умирающего лебедя". Художник-любитель граф Глинский пытается изобразить на холсте образ смерти. Но у него ничего не выходит. Случайно он попадает на представление с Гизеллой и шокирован. В её трагическом танце, в её образе он видит так необходимый ему образ. Он добивается, чтобы Гизелла позировала ему в образе лебедя. Через некоторое время Виктор снова встречает Гизеллу. Но на этот раз он просит у отца Гизеллы её руки. Она радостно соглашается. На очередном сеансе граф понимает, что в облике Гизеллы что-то изменилось. Исчез трагизм, печать смерти. Он вне себя от такой потери, не может с этим смириться. Надо что-то делать, надо вернуть реализм происходящему. И он в исступлении душит свою натуру. Теперь перед ним подлинный умирающий лебедь, подлинная невыдуманная смерть.

Имя героини не случайно. По-французски это имя звучит как Жизель. Схожая история Жизели из одноимённого балета, которая умирает, узнав об обмане своего возлюбленного. Этот балет был создан в 1841 году. А "Умирающим лебедем" стали называть хореографическую миниатюру на музыку Камиля Сен-Санса из сюиты "Карнавал животных", созданную в 1886 году. Но меня заинтересовала история Гизеллы с точки зрения образа исторической эпохи. Гизелла как душа России. Она немая, потому что на протяжении долгого времени не способна высказать свою боль, свою тяжесть. Ей клянутся в верной любви, ею восхищаются, ей поют дифирамбы, но потом в корыстных целях предают многие самые лучшие представители русского народа, элиты, власти. Свою красоту и боль, свою живую душу Россия выражает в фольклоре, искусстве. И элита России в образе графа своими же руками добивает её, чтобы насладиться в своём пресыщенном извращённом экстазе последними её минутами страданий. Россия гибнет, художник-режиссёр предчувствует эту гибель, и в его подсознании рождается сюжет. Несмотря на то, что кино ещё только завоёвывало своё место под солнцем как искусство, 50 минут этого немого кино действуют эмоционально даже спустя 100 лет.

Сатана Ликующий

Пастор Тальнокс проповедует в своём приходе строгий аскетизм и воздержание, яростную борьбу против любого проявления собственных страстей. Так он живёт сам. И полностью контролирует жизнь своих домашних: сестры его умершей жены Эсфирь и её мужа горбуна-художника. Фактически они живут в доме пастора не как супруги, а как брат и сестра.

В одну ненастную ночь в дом пастора стучится незнакомец, повредивший ногу. Пастор принимает его. Эсфирь заботится о нём. Незнакомец рассказывает им истории о земных радостях, о соблазнах, а в довершении играет на фортепиано пьесу, которая мистически воздействует на души всех присутствующих, пробуждая самые сокровенные и плотские желания.

Однажды в лавке антиквара пастор и Эсфирь обнаруживают старинный портрет "Сатана Ликующий", который не только похож на их ночного гостя, но и завораживает Тальнокса. Но у него нет денег, чтобы купить портрет. И он крадёт его из лавки. С этого момента пастор полностью преображается. Он совращает Эсфирь, они становятся любовниками за спиной её мужа, который дни напролёт расписывает церковь. Но несчастье завершает эту любовную страсть и первую часть фильма: обрушившиеся леса убивают и пастора и художника.

Вторая часть продолжает историю через много лет. У Эсфири родился от пастора сын Сандро. Они уехали в большой город. Здесь сын вырос, стал блестящим музыкантом, популярным среди местной публики. Он живёт с матерью, благовоспитан, благочестив, никогда не отказывается от благотворительных концертов. Все его мысли и душа в творчестве. Однажды Сандро в бумагах матери находит ноты и садится играть по ним. Это "Гимн Сатаны". С этого момента в нём что-то переключается. Перед нами уже другой человек: самолюбивый, азартный, корыстный и ищущий жизненных наслаждений. Тут же подоспел и наш старый знакомый: ночной путник, Сатана, но теперь в образе светского человека. Он становится гидом и компаньоном Сандро в путешествиях по злачным местам города. Их фантазии не знают границ удовольствий. Даже если это приводит к гибели людей. На светском приёме у банкира Сандро, по наущению Сатаны, решает на спор покорить сердце дочери хозяина дома Инги. И ему это удаётся. Неожиданно в богатой коллекции произведений искусств Сандро обнаруживает тот самый портрет "Сатана Ликующий". И магическое действие картины завораживает его взгляд, подчиняет себе все его помыслы и желания.

Эсфирь, понимая, что трагедия неизбежна, и что она является автором гибели её сына, пробирается в дом банкира и сжигает картину, погибая вместе с картиной. Тем самым она спасает Сандро. Чары разрушены. Род спасён. Сандро и Инга соединяют свои сердца в искренности своих чувств.

И снова кино столетней давности иллюстрирует нам механизмы работы кармы.

Пастор Тальнокс не понимал главных постулатов Христианского учения. Они обращены к душе человека. Он же все силы отдавал заботе о теле, о своём сознании. Пытался держать своё тело и свой ум в жёстких ограничениях. Но в душе не прибавлялось любви. Он пытался убить в себе любые желания. Но только усиливал внутреннюю напряженность. Как нагретый пар в котле, росло давление его страстей. И все эти аскетические принципы жизни он проповедовал своей пастве. Т.е. был их духовным лидером. Так и в своём домашнем кругу, он проповедывал греховность любых плотских удовольствий, интимной близости супругов. И именно пастор несёт всю основную ответственность за судьбу местного общества и своих близких. Приход сатаны, в данном случае, метафоричен. Это активизация подсознания, пробуждение животных инстинктов. А настоящего механизма преодоления инстинктов у пастора нет. И он становится жертвой своих принципов. Соблазнив жену художника, он подписывает себе смертный приговор. Буйство инстинктов должно быть остановлено. А душа, не идущая к Богу, очищается смертью. Но его сын Сандро получает в наследство ту же проблему. Теперь ему предстоит нести тяжесть семейной кармы. И снова приходит искушение поклоняться своим страстям. И снова душа не имеет защитных механизмов. И тогда единственным спасением становится мать Сандро Эсфирь, которая ценой своей жизни разрушает "проклятие" рода.

Итак, приход сатаны - это приход Божественной энергии, которая всегда приходит (как это отражено в восточных учениях) через первую чакру, через инстинкт продолжения рода. Умение трансформировать сексуальную энергию в чувство любви, подняться над своим животным началом, преодолеть корыстность мышления, делает человека талантливым, улучшает его судьбу, даёт возможность создать гармоничную семью. У такого человека рождаются здоровые дети, а род его растёт как мощное крепкое дерево с сильными корнями и раскидистой густой кроной. Корыстное отношение к миру и своей жизни сокращает дни человека и его рода на земле. Проблемы, болезни множатся, семья распадается, а дети либо вообще не появляются на свет, либо рождаются проблемными с ущемлённой судьбой. Это можно сказать про судьбу отдельного человека, про судьбу целого рода, так и про карму общества и человечества в целом.

Российское общество пришло к 1917 году, утратив веру в Бога. Дворянство хотело жить за счёт своего народа, и жить богато на уровне европейской элиты. Царская семья перестала быть символом справедливости и целомудренности, духовенство заботилось о своём благополучии, о сохранении своей власти над простым народом, над его душой, сращивалось с властным кланом. Зародившийся в Российской империи класс предпринимателей и промышленников думали только о своей выгоде и о том, чтобы простой народ продолжал оставаться забитым, неграмотным, на низком уровне развития. Таким народом легче управлять. Купечество жило жульничеством, обманом и народа и деградирующего дворянства. Фактически, элита империи погрязла в собственных страстях, корысти, эгоизме, потере чувства ответственности. Власть действовала против собственного народа и безопасности государства. Начавшаяся война не была войной за защиту целостности страны. Она была империалистической, т.е. в интересах узкого круга лиц, наживавшегося на военных действиях, на поставках армии. Люди гибли на фронте сотнями тысяч, в деревнях некому было заниматься сельским хозяйством, крестьяне мигрировали в города на фабрики и заводы, где их также грабили фабриканты.

Февральская революция устранила мешающего бизнесу царя, который, несмотря на слабость, был сдерживающим центром, символом целостности государства, гарантом исполнения хоть несправедливых, но законов. Но устранив царя, промышленники и сановники привели империю в состояние хаоса, недееспособности, потому что всевозможные кланы бросились раздирать империю, продвигать свои клановые интересы.

Два фильма говорят об одном и том же: о губительности поклонения собственным инстинктам. Губительности для своей личной жизни, губительности для целого общества. Революция 1917 года, восторг некоторой части общества от разрушительной, якобы очистительной силы революции, от слома государства (любой разрушительный процесс высвобождает огромное количество энергии, отсюда и ощущение радости, счастья, эйфории; но это счастье тактическое для тела, но не стратегическое для души) привели к гражданской войне, т.е. к войне за торжество эгоизма, за отстаивание своих узких корыстных личных интересов. Исчезла сила, которая консолидировала общество, наполняла смыслом существование российского государства. Сама идея государства была утрачена. Большевики объявили все прежние традиции и ценности пережитками старой буржуазной жизни. Были отменены понятия семьи, веры, религия стала "опиумом для народа", все представители элиты, бизнеса, интеллигенции объявлены вне закона, не имеющими никаких прав на территории бывшей империи. Но это была огромная масса русских людей, которая не мыслила своей жизни без России, хотя и не разделяла убеждений новой власти. Среди них были и крепкие крестьянские хозяйства, и успешные предприниматели, развивающие промышленность России, и люди образованные: врачи, юристы, инженеры. Они все были отброшены на последние места. Большевики тоже были всего лишь узким кланом людей, объединённых желанием взять власть в свои руки. Но они почти сразу сделали свою ставку на тех, кто больше всех страдал от прежнего режима: на крестьян и рабочих. Началась жёсткая, непримиримая борьба внутри российского общества. О результатах мы знаем.

Итак, искусство всегда предчувствует беду, предупреждает о ней, видит будущее, раскрывает механизмы гибели общества и способы его спасения. Эти два фильма в сжатом виде раскрывают нам историю России, её страдающей души и предсказывают её судьбу. Вселенная голографична. Она одинаково проявляет себя в масштабах личности отдельного человека, его судьбы, и в масштабах всего человечества. Сегодня кино столетней давности не может быть забыто. Отсутствие современных технологий, спецэффектов, компьютерной графики, скорее, плюс для кинопроизводителей того времени. Красивые эффектные блокбастеры современной "фабрики грёз" уводят нас от искусства к сфере шоу-бизнеса, превращая кино в средство получения миллионных барышей, заработанных на пропаганде пошлости, насилия, низменных животных страстей, на подмене таких понятий как любовь, справедливость, милосердие, доброта.

Категория: Кино со смыслом | Добавил: Странник (31.10.2017) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 364 | Теги: кино, Яков Протазанов, история кино, кино России, кино 1910-х, драманализ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar