Кончина (1989, СССР)

Экранизация повести В.Ф.Тендрякова, написанной ещё в 1968 году.
Сейчас сложное время, когда в силе патриотизм с оттенком слепого восхваления советского прошлого. Не хватает некой золотой середины, чтобы увидеть сильные и слабые стороны того времени. Важно понять, что не враги, не предатели, не вожди разрушили этот "светлый мир" СССР. Он достиг очень многого, он поразил весь остальной мир своими успехами, победой в тяжёлой войне, своим отношением к человеку, к труду, высоким образованием, социальной политикой и многим чем ещё. Но он всё-таки пал. И пал в силу ограниченности языческого мировоззрения. Ставка была сделана на Человека как высшее звено в цепи эволюции. И в этой идее был достигнут потолок коллективного языческого сознания. Без понимания того, что ни наука, ни экономика, ни образование без христианского мышления не сможет дальше развиваться.

Тендряков - один из немногих писателей советского времени, кто пытался совместить религиозное нравственное начало свободы духа с государственным коллективным сознанием. И уже в 1958 году не боялся писать такие произведения как "Чудотворная". Он не подписывал никаких писем против неугодных деятелей культуры. Он защищал от нападок Твардовского. Он вообще шёл самостоятельным путём, пытаясь быть искренним перед собой. И не был репрессирован, хотя его путь и был труден.

В центре фильма "Кончина" образы двух вроде бы совершенно разных героев, рассмотренных на фоне истории советской деревни с 20-х по 50-е годы XX века. Один, Иван, в начале пути крепкий хозяин-единоличник, который собственным трудом достиг благополучия. Но благополучия для себя и своей семьи. У него мировоззрение индивидуалиста. Да, он никого не эксплуатирует, он не боится вкалывать, но он и сверху вниз смотрит на тех, кто не хочет трудиться, пьянствует. Другой герой Евлампий из бедняков становится председателем колхоза, и выводит этот колхоз в передовые. Вроде бы, вот он, новый образец руководителя, который делает коллективный труд основой счастливой жизни колхозников. Волею судьбы 2 этих героя трудятся бок о бок. Иван помогает дельным советом Евлампию. Но не перечит ему, смирившись с ролью подчинённого, ведомого, даже, если видит, как постепенно Евлампий становится всё более заносчивым, нетерпимым к людям. В конце концов председатель превращает колхоз в свою вотчину. И мы с удивлением видим, что он такой же, каким был в начале пути Иван. Только территория его эго простирается на всю округу. Он яростно защищает свою территорию, он чувствует себя хозяйчиком, понукающим своих рабов. А те (колхозники) научились пресмыкаться перед ним, бояться его, потому что их благо зависит от воли председателя. Он даже как феодал обретает право первой ночи.

А увидеть, что Иван и Евлампий как два близнеца по своему внутреннему устройству помогает появление выросшего в этом селе родственника Евлампия Сергея. Это совершенно другой новый тип руководителя. Он никого не принуждает, не давит, не пугает. Он просто показывает путь, создаёт в воображении людей образ их возможного будущего, даёт им надежду, заставляет поверить в собственные силы, но в масштабах коллективного разума. Можете съесть все запасы сейчас и потом снова голодать, а можете подготовиться к новому сезону и получить богатый урожай, и потом уже не голодать никогда. "Я - не вождь, я спусковой механизм в ружье. А ружьё заряжено".

В 1968 году, когда была написана повесть, ружьё не выстрелило. Пороха не хватило. В 1989 году снят фильм, началась Перестройка. И снова осечка. Наше мировоззрение в очередной раз было не готово принять простые истины. Наверное, сейчас наступает последний момент, когда ещё можно понять, что развитие личной инициативы при коллективном творчестве - это единственная возможность построить гармоничный мир для человечества. Для этого надо преодолеть свою корысть, научиться уважать других, научиться взаимодействовать с другими, не уничтожая тех, кто думает немного иначе. Свобода - это способность брать на себя ответственность, а не надеяться, что кто-то сделает тебя счастливым.

И Тендряков пытается передать нам важную информацию через десятилетия.

Категория: Кино со смыслом | Добавил: Странник (13.02.2017) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 472 | Теги: Тендряков, кино, кино 1980-х, Кино СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar