Фильм Елена (2010) реж.А.Звягинцева

"Человек, не осознающий, что он Божественен по своей сути, обречен быть рабом собственных желаний, рабом чиновников и банкиров, рабом священников. У такого человека неизбежно станут ослабевать нравственность и совесть, которы​е являются признаками любви. А когда животное начало окончательно вытеснит в душе Божественное, тогда для спасения души человек должен будет умереть."
Лазарев С. Н. "Диагностика Кармы-2. Опыт выживания."

Искусство всегда построено на конфликте. Конфликт вскрывает проблемы, а способ его разрешения показывает состояние общества. Главными антагонистами в фильме "Елена" являются представители двух противоположных социальных слоёв общества. Можно сказать, общества российского, потому что в этом фильме не скрывается место действия - Москва. Хотя многое здесь имеет универсальный характер, ведь иерархическое общество есть суть современной цивилизации.

Основной внешний конфликт заключается в том, что верхи имеют всё, но не хотят делиться, а хотят сохранить свой статус и положение вещей навечно. При этом, элите чужды проблемы тех, кто внизу, их желания, чаяния, надежды. Они изолировали себя от общения с простым людом. От некоторых из них им надо только получение услуг: ремонт, строительство, ведение хозяйства, уход за больными и т.д. Те, кто заняты в обслуживании, получают минимум для своего выживания. Но у них нет тех возможностей, которые есть наверху: хорошее образование, хорошее медицинское обслуживание, хорошие условия для жизни.

Владимир и Елена, муж и жена, живут в одной элитной квартире в престижном районе Москвы, официально состоят в браке. Но с самого начала фильма мы видим, что это люди из разных миров. И у них нет ничего общего. Они даже почти не разговаривают. Владимир - представитель элиты, высшего социального слоя общества. Он живёт своей жизнью: работает, ходит в тренажёрный зал, бассейн и т.д. Елена - выходец из низов. Она обслуживает Владимира, занимается хозяйством, следит за порядком в доме и ездит к своему взрослому сыну. У Владимира есть взрослая дочь. Она не работает, не имеет семьи, детей, ведёт паразитический беспорядочный образ жизни, а отец её содержит.

Для того, чтобы понять смысл этой кинокартины, необходимо понять выстроенные причинно-следственные связи. Как работают высшие законы бытия применительно к героям фильма. А для этого надо понять, какие идеи жизнеустройства являются определяющими их мировоззрение.

Владимир - это собирательный образ российской элиты. Не случайно, нам не показывают, чем именно он занимается: крупный бизнес, государственное управление или деятельность в сфере культуры и шоу-бизнеса. Если смотреть прямо по фильму, Владимир - человек умный, жёсткий, волевой, принципиальный, лишённый сантиментов, душевных терзаний, всегда уверенный в своей правоте. Не доверяющий никому, кроме самого себя. Он живёт по чётко очерченному плану в жизни, направленному на определённые материальные цели. За годы жизни он выработал для себя определённый жизненный уклад, распорядок дня, и не отходит от него, даже если что-то идёт не так. Он не верит в Бога, поэтому для него не существует какой-то воли божественной, а есть только его собственная человеческая воля, которая и управляет его миром. Он верит в то, что эта самая воля, его статус, положение в обществе незыблемы, вечны, и ничто изменить существующий порядок вещей не может. Равенства нет и не будет. Каждому своё. Любая проблема для таких людей решается исключительно определённым количеством денег. И даже любовь свою к дочери он определяет той суммой денег и наследства, которые он готов ей передать. Но душа его молчит. Нет ни тёплых чувств к кому-либо, не сочувствия. Даже родственных чувств к семье своей жены он не испытывает. Судите сами. Когда человек женится, то, по традиции, этот акт ведёт к породнению двух родов, мужа и жены. Даже соответствующие названия родственных отношений имеются: деверь, шурин, сноха, свекровь, тёща, зять. Но не для Владимира. Он открытым текстом говорит, что семья сына Елены для него чужая. Поэтому его отношение к своей дочери и сыну Елены не может быть равноценным. Они принадлежат к разным мирам. Что позволено Юпитеру, не позволено быку. Что говорить об отношении к сыну Елены, если к самой Елене он относится как к прислуге. Собственно, в этом качестве она и попала в дом Владимира. Когда он 10 лет назад лежал в больнице с острым аппендицитом, то Елена выполняла роль сиделки, профессионально ухаживала за ним. Видимо, это ему очень понравилось, и он пригласил её вести его холостяцкое хозяйство. Жены к тому моменту у него не было. А за домом надо присматривать. Параллельно этому, Елена стала ещё и любовницей. Видимо, спустя почти 10 лет Владимир решил, что некорректно так жить с человеком, и оформил официально с ней отношения. Но по сути ничего не изменилось. Многого в фильме не договаривается, но читается. Если немного напрячь воображение, то мы сами можем достроить недостающие звенья. Владимир - прагматик. Он ничего не делает просто так. Порывов души у него не бывает. Любой его поступок имеет свою логическую обоснованность. Так, например, он тащит Елену в постель. Но не потому что инстинкты взыграли, а для того, чтобы загладить свою невольную вспышку раздражения на слова Елены. Собственно, это и послужило главным поводом для сердечного приступа. Человек немолодой, Владимир, не делает скидку на свои возможности, и раз запланировано его посещение тренажёрного зала и бассейна, то он и отправляется выполнять свой распорядок дня. Двойная нагрузка сыграла злую шутку.

Елена жила до Владимира без мужа и одна растила сына. Для неё сын был целью и смыслом жизни. Ради него она жила, зарабатывала деньги, старалась сделать так, чтобы он ни в чём не нуждался. В результате сын вырос полным эгоистом, не способным к самостоятельной жизни, не чувствующим свою ответственность за семью. Полный потребитель, который живёт только животными инстинктами и примитивными удовольствиями. Елена видела, как живут богатые люди. Что им доступны практически все блага современной цивилизации: хорошие квартиры, дома, отдых в любой точке мира, образование в лучших ВУЗах страны и за рубежом, лечение по высшему разряду. Она сама была медработник и непосредственно занималась уходом за такими пациентами из высших сословий общества. И самым страстным её желанием было приобщиться к источнику этих самых богатств, оторвать кусочек от этих благ, чтобы обеспечить своего сына и его семью хоть малой толикой от элитного пирога. И вот усилия её многолетних трудов не прошли даром. Она вошла в дом к представителю элиты, высшего общества. И даже породнилась с сильными мира сего. Единственное, что пока омрачало её победу, это скупость её мужа. Он никак не хотел помочь её внуку получить своё место под солнцем. Саша заканчивает школу, но звёзд с неба, прямо скажем, не хватает. С такой успеваемостью попасть обычным образом в институт он не сможет. А если не стать студентом, значит, стать солдатом. А тут ещё всякие "горячие" точки. Как знать, как распорядится в этом случае судьба. И разве так поступил бы Владимир, если бы у него был внук: не позаботился бы он о его будущем? Между тем, Елена продолжает заботится о своём сыне. И периодически ездит к нему на окраину Москвы, отдавая всю свою пенсию. Но она надеется на то, что Владимир всё-таки поможет. Конечно, никаких тёплых чувств она к своему мужу не испытывает. Внешне она старается играть исправно роль заботливой любящей жены. Но внутренняя мотивация у неё другая. Она только видит, что к своей дочери Владимир очень даже благоволит, балует её, ни в чём не отказывает. И Елена надеется, что ситуация с её сыном Сергеем может измениться. Всё-таки, он теперь для Владимира не чужой. Но она ошибается в своих расчётах. И всё становится понятным после того, как Владимир заговорил о завещании. Он открытым текстом сообщил Елене, что единственным близким человеком для него остаётся Катерина. И она получит всё. А Елена в знак благодарности за услуги будет получать ежемесячное пособие до конца жизни. И это стало ударом для Елены, крахом всех её надежд и мечтаний. Всю жизнь она шла к цели создать рай для своего сына. И мечты её вдруг рухнули в одночасье. 

Почему же Елена пошла на преступление? Для того, чтобы понять это, надо заглянуть в душу героев фильма. И это будет второй, более глубинный уровень анализа. Мотивы поведения определяются целями и характером персонажей. Но есть скрытые пружины, которые определяют мировоззрение человека, а значит, определяют его характер, цели, поступки. И эти пружины находятся в душе человека.

Как мы уже видели, Владимир лишён чувств, превыше всего ставит свой ум, принципы, свою волю. Не верит в волю Божественную. Но законы развития души нельзя отменить. Можно их не понимать, отрицать, не замечать, но они всё равно будут работать. Путей у человека всегда только два: движение к Богу и движение от Бога. Первый путь ведёт к развитию, повышению возможностей человека, к тому состоянию, которое называется счастьем. А второй - это путь деградации, путь разрушения, разрыва связей с миром. Когда человек убирает из своего мировоззрения понятие Бога, Божественной воли как источника управления, то его концепция жизни опускается до уровня собственной воли. Нас ещё в советские годы учили, что человек - это хозяин природы. Не часть её, а бог над ней. Поэтому тот, кто способнее, талантливее, у кого воля сильнее, тот может управлять теми, кто обладает более слабой энергетикой. Такой взгляд на жизнь рождает концепцию иерархического устройства общества. Но тогда общество возвращается к языческой модели: нет единого центра управления миром, а есть много центров, много богов, которые и вершат судьбами мира. Как в древнегреческой мифологии. Есть Олимп, на котором восседают боги. И жизнь подчинена постоянной борьбе за власть среди этих богов. Простой же человек является всего лишь средством, орудием, пешкой в руках избранных. Настоящая жизнь позволена только богам. Типичный пример такой литературы в современном шоу-бизнесе - "Гарри Поттер". Волшебники занимаются борьбой за власть. Они защищают простых смертных, маглов, но только сами волшебники и могут решать судьбу мира. Иногда туда просачиваются отдельные смертные, которые пробивают своим талантом дорогу. Но это редкий случай. И полноценными аристократами среди избранных они не становятся. Полукровки в "Гарри Поттере" - это герои в мифологии Древней Греции.

Владимир принадлежит к кругу избранных, но его статус без религиозного мышления заставляет его ставить своё Я в центр Вселенной. Вера даёт человеку понимание, что есть то, что нам не подчиняется, и от чего зависит наша судьба. Тогда мы понимаем, что каковы бы ни были наши желания, мечты, цели, Божественная воля накладывает на масштаб наших желаний определённые ограничения. И действует принцип: "человек предполагает, а Господь располагает". Приоритет Божественной воли неоспорим. Верующий человек тогда примет крах любых своих желаний. Если человек воспитывает в душе своей чувство любви к Богу, то через это чувство он воспитывает в себе ощущение единства со всей Вселенной. Потому что Бог во всём: в каждом человеке, в каждом цветке, в каждом предмете и явлении. Чувство любви рождает ощущение взаимосвязей всего в этом мире и вторичность своего Я по отношению к этому миру. Тогда мы свои желания соотносим с нашими возможностями и с желаниями других людей. Это рождает нравственное отношение к миру, чувство ответственности и меры. Нравственность - это жизнь по принципу "Не навреди". Не навреди миру, людям, своей стране, своему народу. Если же человек не видит Божественного во всём, то он ставит себя в центр Вселенной, своё эго, свою волю, свои желания. Тогда рождается корысть, которая заставляет человека действовать в интересах себя как личности, в интересах своей семьи, своего клана. Тогда эгоист завоёвывает свою территорию, обустраивает её и тщательно оберегает её от чужаков. Чем выше энергетика человека, тем большую территорию он способен захватить. Тем больше его масштаб влияния. Представитель элиты способен влиять на судьбу общества, народа и государства, в котором он действует. Если же его цель корыстна, он будет тянуть всё одеяло на себя. У Стругацких есть такое произведение "Понедельник начинается в субботу". Там один профессор с очень куцой неразвитой душой пытался создать человека в лабораторных условиях, полностью не удовлетоврённого на всех уровнях: души, сознания и тела. И этот "кадавр", родившись, начал сворачивать пространство. Вот и представитель элиты без развитого религиозного мышления, начинает энергетику всего государства переподключать на себя. А это опасно уже в масштабах всей цивилизации, так как ведёт к катастрофическим последствиям. А общество будет нести ответственность за воспитание такого "кадавра" с неразвитой душой.

Владимир чувствует себя вершителем судеб людей: кого казнить, кого миловать. Он читает нравоучения Елене, её сыну. Но по большому счёту, их судьба его не волнует. Своим эгоизмом, жадностью, корыстью, он уже обесточил своих потомков. Его род вымирает. Его дочь уже не видит никакого смысла в жизни, потому что её энергетика слаба. Она интуитивно уже не хочет иметь семью, детей, потому что это огромная отдача энергии, которой у неё нет. Она полный потребленец, способна получать только удовольствия, как говорит её отец. Только он считает, что такой её сделала её мать, а не он. И дочь говорит Владимиру: "...За этим вы и плодитесь. Сосёте из собственных деток жизненную силу, а потом удивляетесь: это откуда?" Катерина чувствует, что её будущие дети нежизнеспособны. "Папа, безответственно – это автоматически плодить себе подобных, заведомо больных и обречённых, потому что родители, мягко говоря, сами больны и обречены. Делать это, руководствуюсь тем, что все так делают? Потому что в этом есть некий, якобы, высший смысл?" Символом поклонения Владимира, таким образом, является инстинкт самосохранения.

Елена, как представитель низших слоёв общества, берёт модель для своей жизни с таких, как Владимир. Владимир не имеет материальных проблем, и стремится к тому, чтобы его дети были материально обеспечены, образованы, ни в чём не нуждались. Елена, в отличие от Владимира, не обладает такими талантами, волей, энергетикой. Но не создав своего личного счастья, она переключается на инстинкт продолжения рода, пытаясь сделать счастливым своего сына. Целью жизни, символом своего поклонения она делает своих потомков. В её понимании, надо найти пути вхождения в круг избранных. Все её мысли только об этом. Даже церковь, религию она использует как магию для исполнения желаний. И как говорится, наши самые страстные мечты всегда исполняются. Вопрос только в каком виде и с какими последствиями. Обеспечивая физические потребности сына, его тела, Елена ничего не дала ему для развития его душевных качеств: умению любить, заботиться о ближнем, жалеть того, кто нуждается в тепле и заботе, сочувствии и сопереживании в трудных ситуациях, т.е., умению жертвовать. Она не научила отвественности за тех, кто рядом, за судьбу своей семьи, своих детей. В результате вырос полный потребленец, живущий животными инстинктами, ищущий только самых примитивных удовольствий. Его смысл жизни - найти способ, чтобы получить всё, не затрачивая никаких усилий. Семья его живёт в стеснённых материальных условиях. И это ущемление на уровне тела и сознания имеет своим следствием то, что у Сергея ещё рождаются дети. Но его старший сын уже ходит по лезвию ножа. Его неконтролируемая агрессивность ведёт к тому, что в животной схватке между враждебными группировками либо он убьёт кого-нибудь, либо его убьют. Вопрос только времени. Агрессивность Саши - это следствие внутреннего недовольства его отца окружающим его миром, который не даёт ему всего того, что он хочет получить. Саша и его сверстники уже не чувствуют единства не только со своим народом, своей страной, а даже с подростками с соседних улиц они враги. И готовы до смерти защищать свою маленькую территорию от посягательств чужаков.

Таким образом, дети Владимира и Елены уже не способны ни на полноценную жизнь, не на созидательную деятельность. Они ведут паразитический образ жизни, ищут только удовольствий. Разница их только в масштабах возможностей на получение удовольствий. И в уровне образования. Слишком умной Екатерине свойственно высокомерие и чувство презрения к другим. А Сергей заражён завистью, ревностью к чужому благополучию, ненавистью к тем, кто имеет больше него. Он не может устроиться ни на какую работу, потому что ему всегда будет казаться, что с ним несправедливо обошлись: слишком много работы, мало денег, завышенные требования к тому, что он делает.

Елена не испытывает никаких чувств к Владимиру. Она играет роль заботливой жены. Надо сказать, что в фильме вообще ни у кого никаких чувств нет: пустые ничего не выражающие глаза, тоскливые серые лица. Это ощущение ещё больше усиливается отсутствием косметики у женщин-персонажей. Семья Сергея сидит за столом с тупым равнодушием, лузгает семечки или грызёт чипсы. Они даже не общаются. Только иногда задают дежурный вопрос сыну: ты сделал уроки? Хотя особенно это никого не волнует. Заторможенное сознание и воля. 

Заветная цель жизни Елены - обеспечить будущее своему сыну и его семье - разрушается Владимиром. С этим смириться она не может. И это толкает её на убийство. Потому что пожертвовать своей мечтой она не в состоянии. 
– Какое вы имеете право думать, что вы особенные? Почему? Только потому, что у вас больше денег и больше вещей? Всё же может измениться.
– Не понял: что может измениться?
– "И последние станут первыми".
Елена воспринимает буквально библейские истины. Как и в 1917 году, угнетаемые уничтожали своих угнетателей. Но в результате чуть было не уничтожили Россию и себя самих. Здесь ситуация аналогичная. Элита своим эгоизмом уничтожает свою страну, свой народ, поощряя эгоизм, индивидуализм, потребительское отношение к жизни. И в критический момент самые низы общества мстят элите. Верхушка погибает от рук угнетаемых. Но справедливость не в том, чтобы отобрать богатства у тех, кто их присвоил себе неправедным путём. Лозунг "грабь награбленное" не является основой христианского мышления. Основой христианского мышления является чувство любви и единства со всеми: с представителями других религий, с больными, ущербными, с богатыми и бедными, с друзьями и врагами. Чувство любви заставляет не убивать, не грабить, а воспитывать других. И начинать с себя, с несовершенства своей души.

Элита, живущая эгоизмом, корыстью, потреблением, существующая только сама для себя, поддерживающая расслоение общества на касты, обречена. Рода их будут вымирать, а их самих рано или поздно будут уничтожать самые отсталые забитые слои общества. Они будут им мстить за то, что лучшие люди государства не научили "разумному, доброму, вечному", что не использовали данных им талантов, энергию на благо общества, не показали своим примером путь к истинному счастью, не повели за собой к свету и добру. Но и общество такое обречено, потому что именно из недр такого общества вышли её лучшие представители.

Что нужно извлечь из этого фильма?
Собственно, в эпиграфе к статье уже отражено то, что может происходить с человеком, отвернувшимся от Бога. И после просмотра фильма "Елена" неплохо каждому заглянуть в свою душу. Какому богу мы молимся? Своим желаниям, своим потребностям, своему эгоизму? Или мы хотим научиться видеть Божественное в себе? И для этого, хотя бы сначала, научиться видеть и чувствовать других людей, испытывать тёплые чувства к ним. Научиться видеть не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет. Не к человеческому в каждом из нас должна быть обращена душа наша, а к Божетсвенному. Попытайтесь за несовершенной личностью неприятного и раздражающего вас человека увидеть Бога. И понять, что те неприятности, которые вам доставляет другой, доставляет вам Бог. А делает это для того, чтобы вы научились во всём видеть Божественное. Чтобы неприятности воспринимали как возможность для внутреннего своего развития, для воспитания собственной своей души. Если вы научитесь чувствовать любовь в каждой неприятной ситуации, то и неприятных ситуаций станет гораздо меньше. Проблемы нам нужны для того, чтобы научиться преодолевать леность и инертность нашей души, нашу корыстность и поклонение животным инстинктам. Как говорится в одной старой пьесе "Проснись и пой". Только проснуться должно не тело, а наша душа. Если она поёт, то вы на пути к настоящему счастью. 

Категория: Кино Андрея Звягинцева | Добавил: Странник (23.11.2015) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 2832 | Теги: иерархическое общество, кино, кино 2010-х, российская элита, Андрей Звягинцев, кино России, драманализ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar