Почему стреляют в школе? Фильм КЛАСС (2007, Эстония)

Опять тема "трудных подростков", которая на самом деле, является темой запущенных подростков. Отсутствие воспитания со стороны школы и общества. Всё это доходит до самого крайнего проявления. Подростки, спасая свои души, уничтожают не то, что их души убивает, а исполнителей, носителей разрушительных идей. Если в фильме Розыгрыш (1976, СССР) конфликт заканчивается всего лишь дракой, то здесь происходит настоящая бойня. Процесс зашёл слишком далеко. В фильме раскрываются причины современной стрельбы в школах. К сожалению, этот процесс затронул и Россию.

Воспитание и её роль в школе

Воспитание детей состоит в том, чтобы научить растущего ребёнка преодолевать естественные животные инстинкты. Человек - существо, которое не рождается в готовом виде. В детстве ребёнок наделён естественными защитными функциями, как и животное. С животным его роднит инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Вот всё, что есть у него природного для защиты своей жизни, для выживания в новом для него мире. Родители, общаясь с ребёнком, передают ему первые навыки возвышения над своими инстинктами: умение сдерживать свои сиюминутные желания, умение делиться с другими (отдавать, жертвовать), умение находить компромиссы в столкновении интересов с другими людьми, умение заботиться о других и о себе, проявлять терпимость и милосердие. То есть всё то, что присуще только человеку, качествам его души, и чего нет в животном мире (хотя примеры жертвенности и заботы у животных тоже известны). Но всё это не даётся с рождением, а приобретается в процессе вхождения в мир людей, в общество путём настройки души будущего человека. Первыми людьми на пути становления ребёнка как человека становятся родители. Если этот этап общения проходится правильно, то в последующем у взрослого человека не будет больших проблем в общении с другими людьми, сверстниками, начальниками, с противоположным полом. Если человек не научился уважать своих родителей, то у него всегда будут проблемы, неразрешимые конфликты. «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). Дело в том, что в раннем возрасте у ребёнка ещё только формируется собственная воля. И во многом он полагается на волю своих родителей. Формирование идёт через подражание. И это закономерно. В священных текстах это звучит как информация, идущая от Бога: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт 1.26). Для ребёнка в этом случае первым образом Бога становятся его родители. Именно им он подражает, именно им пытается быть подобен. Поэтому то, как себя проявляют родители в отношении со своим ребёнком, с окружающим миром, зависит и то, каким он будет через пару десятков лет. Это первый образ, первая модель мира, в который входит ребёнок.

Следующим этапом становится школа. Это модель того общества, в котором человеку придётся строить свою дальнейшую жизнь. Здесь уже идёт процесс взаимодействия со многими представителями этого большого мира: со своими сверстниками, с учителями. Процесс воспитания продолжается. Подросток сталкивается в школе с различными моделями поведения в обществе и пытается взять на вооружение ту модель, которая ему кажется наиболее привлекательной. Об этом я уже писал в разборе фильма Розыгрыш (1976, СССР). Если модель работает и учащийся достигает поставленной цели, то модель поведения закрепляется, и используется потом во взрослой жизни. Общество никогда не бывает полностью однородным. В нём всегда есть место для разных сценариев поведения. Но Розыгрыш (1976, СССР) изображал нам советское общество, где школа ещё способна была скорректировать недостатки общественного уклада и недостатки семейного воспитания, потому что одной из функций её было воспитание человеческих качеств подростка. Герой в упомянутом фильме выбрал ущербную модель для своего будущего, но получил урок, и есть надежда на то, что он изменит направление своих усилий. Успех школьного воспитания во многом зависит от Учителя. Если учитель способен дать нравственную оценку поведения ученика, преподать нравственные уроки жизни, а не только выставлять оценки за знание своего предмета, то по окончании школы во взрослый мир людей будут входить новые члены общества, способные создавать здоровую семью, вносить свою лепту в развитие общества и его ценностей. Тогда государство, общество будет обновляться, оздоровляться, развиваться в череде смен поколений. Если школа превращается в сферу услуг по подготовке навыков профессионального потребителя, то деградация такого общества будет связана с неспособностью новых поколений создавать коллективное информационное пространство. В таком обществе каждый будет сам за себя, будут расти эгоистические корыстные тенденции, ведущие к разобщённости, к непониманию, к враждебности по отношению к тем, кто не похож на тебя. Очень быстро общество будет вырождаться, упадёт рождаемость (семьи перестанут создаваться), или будут появляться на свет больные нежизнеспособные дети. Государство будет слабеть, усилится его зависимость от внешних сил. Общество всё больше будет напоминать животный или уголовный мир, где все вопросы решаются с позиции силы, "по понятиям". Всё труднее будет контролировать такое общество: будет расти армия правоохранительных органов, силовых структур, жёстким станет контроль за поведением людей.

Начало проблем всегда стоит искать в системе воспитания. Образование является лишь частью воспитательного процесса. Оно подчинено ему. Через преподавание различных предметов школа не просто даёт знания, она формирует мировоззрение подростка. А это очень важные с точки зрения стратегической вопросы: Кто такой человек? Зачем он пришёл в этот мир? Какова его цель на Земле? Что происходит с человеком за пределами этой жизни? Что такое душа?

Если система воспитания и образования ориентируют только на потребности нашего вре'менного тела и сознания, не уделяя внимания потребностям нашей души, то мы будем думать лишь о том, чтобы получить максимум удовольствий от этой короткой жизни (см. понятие "гедонизм"). И нас не будут тревожить глобальные проблемы, судьба нашей планеты, всего человечества, и тем более, наших детей. Даже то, какими мы останемся в памяти потомков не будет слишком волновать нас. Какая разница нам, если нас самих уже никогда не будет?

"Если у корабля нет цели, то любой ветер не будет ему попутным". Если школа и общество не формируют стратегические цели у своих воспитанников, не создают механизмы преодоления животной психики человека, то подростки естественным путём будут создавать механизмы защиты своей жизни. Этому и служит инстинкт самосохранения. Он особенно хорошо проявляет себя в сообществе преступных кланов. Кто такой преступник не с точки зрения юриспруденции, а с точки зрения психологии? Это человек, испытывающий проблемы с самоограничениями, с торможением своих желаний. Украсть, убить - это способ присвоить себе вожделенное имущество другого, которое преступник не может получить иначе, например, заработать честным трудом. Труд - это всегда отдача энергии. Но уголовник не способен на жертву, на отдачу. Он - потребитель. "Чтобы у нас всё было, и нам ничего за это не было". С биоэнергетической точки зрения он вампир. Остановить его может только принудительное ограничение его свободы и желаний. И интуитивно он к этому идёт. На подсознательном уровне он хочет быть пойманным. Потому что у каждого человека есть душа, которая связана с нашими стратегическими запасами энергии. И душа интуитивно пытается спастись. И преступный мир пытается выживать, самоорганизуясь в некое подобие волчьей стаи, где есть вожак, лидер, где есть своя иерархия, свои жёсткие законы поведения. Потому что в экстремальных ситуациях по одиночке не выжить. Так волки зимой собираются в стаи, чтобы было легче найти себе пропитание. Любому, нарушившему воровские законы, грозит серьёзное наказание или смерть. Тоже самое можно сказать и о самоубийстве. Человек мечется, его душа болит, она ищет путей к спасению. Но если окружающий мир не даёт ответов, как избавиться от душевных терзаний, то выходом для таких людей становится разрыв с тем, что вызывает такую боль, т.е. лишение себя жизни. Душа отрывается от земного притяжения и тем находит успокоение.

Анализ фильма "Класс" (Эстония)

А теперь к фильму. Он начинается с того, что подростки играют в баскетбол. Их поведение очень напоминает повадки зверей. Они огрызаются во время игры, не стесняются в крепких выражениях, обвиняют друг друга в промахах. А учитель физкультуры только судит игру, даже не пытаясь вмешиваться в их личные разборки. Ведь они не нарушают правил игры. Его задача - следить за выполнением учебного плана, а не воспитывать. Он не ставит себе задачи изменения нравственного поведения подростков, их взаимоотношений между собой. В классе есть лидер, который как и в Розыгрыш (1976, СССР) должен подчинить себе всех учеников, постоянно подтверждать, что он способен держать в подчинении класс. Лидеры есть в любом обществе. Но в здоровом нравственно обществе лидер умеет соотнести свои интересы и каждого члена общества с интересами всего общества. Кроме того, лидер признаёт за каждым членом коллектива право быть личностью, развивать свои индивидуальные особенности, иметь своё мнение. Таким было, во многом, советское общество. Для стаи же все, кто не в стае, чужаки. Те, кто входят в стаю, не должны иметь своего мнения, не должны выделяться какими-то своими индивидуальными особенностями. Все члены группировки - винтики в механизме. Но они ещё и должны соответствовать этому механизму. Только вожак может определять цели и задачи группы, принимать ответственные решения. Остальные должны слепо верить и подчиняться. Но главная цель вожака Андерса - не благополучие класса. Подчинение других связано только с личным благополучием лидера. Благополучие остальных его мало волнует.

Йозеф не вписывается в стандарты стаи. Во-первых, он не агрессивен, физически не развит, плохо играет в баскетбол. Во-вторых, у него есть своя жизнь, свои увлечения, которые не связаны с жизнью класса. И он даже зарабатывает своим увлечением деньги. То есть, он за пределами школы ощущает себя личностью. Но он в душе презирает класс, Андерса, школу. И Андерс это чувствует. Для него Йозеф - чужак, изгой, белая ворона. Значит, его надо уничтожать, морально унижать, чтобы он стал рабом, шестёркой, стереть его личность, превратить в манкурта. Все дальнейшие действия направлены на это. Йозефа голым запихивают в раздевалку девочек, бьют.

Но проблема Йозефа начинается не в школе, а в семье. Его отец считает, что главное для мужчины - это его животное начало, его физическая сила, агрессивность, умение доказать другим, что ты крутой, мачо. Но проявляется это только во внешних атрибутах: подавление других, владение оружием, агрессивность и т.д. Он учит этому и сына. Но при этом не считает зазорным занимать у сына деньги. Слишком большая забота отца о своём эго, своём имидже делает его сына замкнутым, уходящим в свой мир. Йозеф не может адекватно контактировать с внешним миром. По сути, в нём развивается некая начальная стадия аутизма. Мир ему кажется враждебным, и он, чтобы не чувствовать боли и страданий в своей душе, создаёт себе свой собственный мир, которым он может управлять, где он чувствует себя комфортно. Чем больше отец живёт потребностями своего тела, сознания, своих личных интересов, тем больше сын будет замыкаться в мире своей души. То, чему отец учит Йозефа, является не заботой о его будущем, а укреплением личной территории отца, куда он включает и свою семью.

Реакция Андерса на Йозефа неосознанная. Он создаёт свою территорию. Эта территория - весь класс. И Йозеф является той слепой зоной этого пространства, которой Андерс не может полностью контролировать. Надо сломать волю Йозефа, подавить его индивидуальность, сделать его рабом. Почему Андерс строит именно такую модель? А других просто нет. В фильме "Класс" общество не предлагает альтернативы. Мы видим, как реагируют учителя и администрация школы на нарушение дисциплины. Их поведение исходит из тех же инстинктов, из защиты своей территории. Для директора его территория - это территория школы. Здесь должен быть порядок, отсутствие нарушений правил игры. Тогда школа будет на хорошем счету, будет получать финансирование, тогда директор будет с точки зрения органов образования на своём месте. Критерием оценки деятельности школы не является воспитание нравственности, терпимости. Это общество, где главной целью стоит завоевание своего места под солнцем.

Второй жертвой, не вписавшейся в существующий порядок, становится Каспер. Его проблема в том, что он выходец из провинции. Если столичный город быстро развращает людей своими соблазнами, там все деградационные процессы идут быстрее, то в глубинке традиционные ценности сохраняются, нравственные устои, защищающие душу человека, по инерции ещё живы. И Каспер оказывается в мире инстинктов со своей системой ценностей. Он не хочет издеваться над более слабым.

Директор поддерживает иерархическую модель общества. Для неё Каспер - это человек второго сорта, который выиграл билет, чтобы подняться на ступеньку выше. И должен ценить это. Она не разбирается, кто прав или виноват. Для неё Каспер - чужак. И этого достаточно. Если он не будет вести себя как все, то отправится обратно к себе в провинцию.

Учителя ведут себя нейтрально к происходящему в классе, проявляют толерантность. Я уже упомянул о поведении учителя физкультуры. Другая учительница, когда Йозеф появляется в классе босиком, просто иронизирует на этот счёт, не пытаясь разбираться в ситуации. Третья, когда у Йозефа стащили тетрадь, не оставила эту ситуацию в стороне, заставила весь класс стоять и доложила об инциденте директору, но применила те же языческие методы усмирения, что и директор. Но это только усилило ненависть класса к Йозефу.

Подруга Каспера Тея, несмотря на симпатии к Касперу, не может отколоться от класса. Для неё понятие клановости, солидарности - это чувство защищённости, комфорта. Она жертвует своими отношениями с Каспером ради "банды".

Нельзя относиться к подросткам как к моральным уродам, преступникам. Они - продукт общества. Не они виноваты в том, что творят. Больно общество, которое не воспитало в них человеческие качества. И именно общество будет расплачиваться за это. Нравственному человеку нет места в таком мире.

Йозеф и Каспер поставлены в тупик. У них нет никакой возможности изменить ситуацию. Весь класс против них. Школа не разбирается в конфликте. Для школы, например, отличник класса, по определению, не может быть нарушителем. Хотя именно отличник класса подставляет Каспера, наговаривая на него директору. Родители тоже не видят истинных причин. Или не хотят видеть. Сын пришёл с синяками? Это не порядок. Но в этом должна разбираться школа.

Когда Йозеф и Каспер берутся за оружие, то они делают это, спасая свои души. Они не хотят превратиться в животных. У них ещё осталось достоинство. Они защищают себя как личностей. Финал для обоих несколько различается. Йозеф слабее Каспера душой. У него катастрофически не хватает в душе любви. Он защищает свой мир, но противопоставляет его миру внешнему. И его ненависть к его обидчикам разворачивается против него самого. Он не хочет жить. Но Каспер, даже стреляя в своих одноклассников, в душе остаётся человеком. Он переживает из-за того, что попал в невинную девочку из другого класса. Он не уверен, что убийство - это выход. У него нет ненависти. Он не хочет убивать себя. В нём есть что-то, что даже в этой ситуации заставляет его жить. У него в душе ещё есть остатки любви. И может быть, её даже стало больше после всего, что произошло.

Вспомним Раскольникова Достоевского. С одной стороны, он убийца, преступник. Но сам факт преступления приводит его к изменению его мировоззрения, его внутреннего мира, его души. И следователь понимает это. Он видит, что у Раскольникова есть шанс на спасение его души, у него есть будущее.

Всё зло от трудных подростков?

"Трудные подростки" появляются не из-за плохой наследственности. Трудные подростки появляются в неблагополучных семьях. Неблагополучные семьи формируются в обществе, которое не способно создать условия для формирования социально справедливой среды. В государстве с частно-собственническим мировоззрением простому человеку необходимо пробивать себе дорогу, доказывая, что ты обладаешь неординарными способностями. Но мы все приходим в этот мир с очень разными способностями и возможностями. Либеральная экономика отсекает от системы распределения благ тех, кто показывает результаты ниже установленных, кто не вписывается в нормы "прокрустова ложа". Хотя не существует общества, производящего одних "звёзд", в любом обществе нужны и дворники, и водители, и домохозяйки, но как-то так получается, что "тихий" обыватель не вписывается в общество, где главным мерилом является успех. И большая часть граждан оказывается на обочине. Но инстинкт заставляет человека выживать и в этих условиях. Там, где существует недостаток образования, экономической состоятельности, где люди не проходят тест на различные IQ, там формируются сообщества людей, живущих по "закону джунглей". Объединяясь в стаи, люди могут организовать себе видимость безопасности. Самый способный становится вожаком стаи. Процесса интеграции личности в большую социальную среду не происходит. Поэтому таким кланом всегда будут управлять инстинкты. А вожак будет следить за тем, чтобы члены стаи не перебили друг друга. Для этого создаётся внешняя угроза в форме других банд и правоохранительных органов, которая заставляет держаться всем вместе. Подростки из таких кланов формируют своё мировоззрение под влиянием только того, что они видят вокруг. В Розыгрыш (1976, СССР) хорошо показано, что любое формирование психики подростка идёт через подражание, через копирование из окружающего мира. В "Писатели свободы" (2007, США) подростки не видят ничего другого, кроме своих кварталов, своих гетто. И должен появиться кто-то, кто сможет показать другие пути, другие сценарии, показать так ярко, чтобы появилось желание что-то изменить в своей жизни. Это должен быть человек, Учитель, который может поставить себя выше своих инстинктов, выше своей корысти. Он не должен использовать учеников в качестве материала для самоутверждения. Он должен любить эти несовершенные души, желать им счастья, дать им инструмент для добывания этого счастья.

Фильм "Класс" (Эстония) - это про тот случай, когда подросток не смог вписаться в стаю, в её порядки, не смог преодолеть в этих джунглях барьера, за которым тебя будут считать своим. И рядом нет Учителя, который покажет путь. Но несмотря на это, подросток хочет быть личностью, индивидуальностью. Он готов терпеть, унижаться, пока внутри сохраняется ощущение своей индивидуальности, пока есть чувство, что ты человек, пока есть дело, которому ты отдаёшь основное время, пока есть мечта. Но если тебя опускают на уровень животного, ломают твою природу, твоё самоуважения, заставляя ненавидеть самого себя, то внутри растёт агрессия. Агрессия - это несоответствие твоего внутреннего представления о себе как личности и твоего реального места в мире людей. У каждого человека есть ощущение собственной территории. Она, эта территория, может быть очень сжатой, ограниченной, но пока она есть, человек может существовать и действовать. Если к тебе пришли отнять последнее, уничтожить последний барьер на пути к твоей личности, а человек не готов отказаться от запросов своей души, то он яростно начинает защищаться. Если же барьер сломан, то дальше человек как личность, уничтожен, он превращается в тупое животное. Всё это известно из практики устройства фашистских концлагерей. Самые физически сильные люди ломались и превращались в жалкое подобие безмозглого животного. Выживали только те, кто имел в своей душе некий ценностный стержень, у кого была цель, мечта за пределами лагеря, за пределами войны, кто не мог и не хотел переступить черту, за которой бы он превращался в животное (по теме читайте книгу австрийского психолога Виктора Франкла "Человек в поисках смысла", а также роман немецкого писателя Э.Ремарка "Искра жизни").

Но всё это были взрослые сформировавшиеся люди. Подросток ещё не имеет твёрдых убеждений, он ещё не прошёл школы жизненных испытаний. Его душа ещё слишком неокрепшая, податливая. Но инстинкт самосохранения всегда диктует на подсознательном уровне, что душу надо сохранить любой ценой. Пусть даже, если эта цена - уход из жизни. Сначала - ликвидация того, что убивало твою душу извне, твоих обидчиков, а потом лишение себя того, что даёт нестерпимую боль твоей душе, т.е. саму жизнь. Самоубийство, как ни странно это звучит, это тоже спасение собственной души. Сильный духом человек будет бороться за свою душу с тем, что вызывает боль. Слабый будет убивать себя. Любая ненависть к миру рано или поздно разворачивается к самому себе. Если школа становится главным источником зла, душевной боли, то именно школа и станет объектом, целью для накопившейся внутренней агрессии. Если вы страстно чего-то хотите, а на пути к вожделенной цели стоит препятствие, вы попытаетесь уничтожить это препятствие. А это может быть и человек. Вы пытаетесь раздавить человека, подавить его волю. Если это не получается психологически, морально, то от отчаяния жертва может пойти на физическое уничтожение обидчика. Корыстность ваших желаний не даст вам возможности искать компромиссы. Вы или на коне, или повержены на землю. Вы не будете пытаться искать золотую середину. Компромисс - это попытка объединиться с вашим конкурентом, превратить его в союзника, партнёра, от соперничества перейти к сотрудничеству. Но это всегда умение чем-то пожертвовать. Если вы не умеете этого делать, то у вас всегда будет выбор только из 2-х крайностей: либо пан, либо пропал.

Подростки живут своими интересами. Лидер стаи должен каждый день доказывать, что он имеет право на лидерство, что он может подчинить стаю своей воли. Йозеф до прихода Каспера нашёл для себя компромиссный вариант. Он в школе терпит унижения, соглашается на игру, в которой он изгой, не достойный уважения. Андерса тоже всё устраивает, потому что он каждый раз подтверждает свой статус лидера. Появляется Каспер. Он сильнее Андерса физически. И нравственно. Но он не собирается с ним соперничать. И всё идёт своим чередом, пока не нарушаются правила игры. Чувства к девушке из класса заставляют Каспера вспомнить о нравственных ценностях, о том, что слабых нельзя обижать. И Андерс тут же мстит ему, пытаясь унизить его и его девушку. Он не может смириться, что кто-то не соглашается на его игру. Превращение Каспера в изгоя объединяет его с Йозефом, делает его защитником. Да, он колеблется, потому что ему ещё важно отношение к нему Теи. Но она выросла в этом классе, и приняла эти правила игры, которые здесь существуют. Она боится стать в положение Йозефа. Она не видит причин для защиты Йозефа, если всегда так было, что он играл роль "придурка". Но даже ради любви к Тее Каспер не согласен ломать себя. Любовь для него - это отдача энергии, забота, а не потребление. Он пришёл сюда из другого мира, из той глубинки, где понятия нравственных ценностей ещё живы.

Андерс в желании любыми средствами удержать свою власть, своё лидерство переступает черту. Он использует своё влияние, чтобы заставить своих сверстников участвовать в превращении подростков в животных. Он добивается своего. Йозеф теряет всякую надежду пересидеть школьные годы, чтобы потом стать, как ему кажется, полноценным человеком. Его мир разрушен. Каспер тоже теряет опору. Он попал в ситуацию, для которой у него нет вариантов решения проблемы. Никто не может показать ему путь, которым надо двигаться дальше. Ни учителя, ни бабушка. Бабушка его - хороший добрый человек, но совершенно не понимает его внутреннего мира, того, что происходит с его душой. Каспер принимает предложение Йозефа расстрелять своих обидчиков, а потом покончить с собой. Йозеф хладнокровен в реализации этого плана. У него нет сомнений. Его мир уничтожен, целей и смыслов не осталось. Но Каспер до конца всё-таки не принимает этот план, он сомневается. Он стреляет, но не попадает. Рука каждый раз дёргается, он не попадает в одноклассников. Фактически, всю работу проделывает Йозеф. Но когда Каспер случайно попадает в девочку из другого класса, в нём возникают ещё большие сомнения и чувство вины. Стоит ли игра свеч, если гибнут невинные? Каспер не смог застрелиться, увидя свою девушку, лежащую раненной на полу. В душе он не ощутил облегчение от расправы. Но душа его живёт, болит и не хочет так просто сдаваться. Звучит песня: "Я не умру тебе назло".

Краткие итоги

По фильму мы видим отца Йозефа, страдающего комплексом неполноценности. Он стремится укрепить своё мужское начало, держа дома оружие и участвуя в соревнованиях по стрельбе. Он учит своего сына, что тот должен драться, защищая своё достоинство, что он не должен давать спуска никому. Он обучает его владению оружием. Но всё это воспитание только на словах. Отец Йозефа агрессивен внутри, ненавидит этот мир вокруг него, стремится всё время доказывать, что он "крутой". Эта агрессия к миру рождает в его сыне стремление создать себе свой собственный мир, и в нём укрыться. Он ходит в школу, но ему она не интересна, враждебна. Его настоящая жизнь начинается, когда он приходит домой, запирается в своей комнате и создаёт виртуальную реальность в своём компьютере, создаёт на заказ сайты. У него хорошо это получается, за это ему платят. И даже отец одалживает у него деньги. Но внешний мир вторгается в его жизнь. Говорят, что жертва притягивает преступника. Это так. Андерс, главный антагонист Йозефа, если рассматривать состояние его психики, и это портрет души Йозефа. Андерс - лидер во внешнем окружении, его лидерство держится на его стремлении всех подавить, подчинить. Он не любит этот мир, он презирает всех своих одноклассников, они для него инструмент для собственного самоутверждения. Йозеф тоже не любит этот мир. Он ему чужд, враждебен. Но он не может подчинить его себе, и самоутверждается в мире внутреннем, виртуальном. Он тайно управляет той частью мира, которая скрыта от глаз посторонних. В душе он, также как и Андерс, любит только себя. У него нет любви больше ни к кому. Он презирает школу, своих одноклассников, учителей, своих родителей. Именно из таких и формируются циничные хладнокровные убийцы. Они не чувствуют сострадания, у них нет сочувствия к своим жертвам, к своим мучителям. Они просто защищают свою скорлупу, свою оболочку. Но это не их вина. Их такими сделала среда, общество, семья. Человек рождается с набором животных инстинктов. Но нравственные основы, делающие человека человеком, закладываются в процессе воспитания. С момента рождения ребёнок начинает формировать матрицу своей души. То, что окружает его, и формирует эту матрицу. Но не внешние атрибуты воздействуют на чувства, а контакт с миром на уровне подсознания. Если родители - люди добродушные, сердечные, щедрые, способные на любовь и отдачу энергии, то всё это будет передаваться их ребёнку, записываться у него на подкорку. Если же этого нет, если вокруг ребёнка вакуум, пустота, нет душевной подпитки, то личность ребёнка будет ущербной. Даже если природа наделила его талантами, способностями, интеллектом, высокой энергетикой, он будет эти способности использовать только в своих корыстных целях. Он будет топтать тех, кто менее одарён, проходить мимо нуждающегося в помощи, не замечая его. Его будут волновать только его личные цели, его благополучие, комфорт. Он будет расчищать себе путь, он будет агрессивен, если что-то ляжет на его пути.

Йозеф и Каспер - два совершенно разных подростка из разных миров, выросшие в разных условиях. Йозеф сформировался с психикой биоробота, как интеллект, не оплодотворённый душевной теплотой, любовью. Каспер всё-таки вырос в условиях душевной теплоты, любви, понятиях о справедливости. Он умеет любить, сочувствовать, умеет быть щедрым, готов защищать слабого. Но он ещё не стал на путь взрослой жизни. Его убеждения ещё не подкреплены жизненным опытом. Он ещё слишком наивен в своих идеалах, он не умеет их защищать. И становится жертвой при первой же проверке на прочность. Но в отличие от Йозефа, крах его идеалов и целей не становится крахом для его души, для его жизни. Приступая к возмездию, он не уверен в себе, в правильном выборе. А попадая выстрелом в невинного человека, и вовсе теряет всякий порыв к мести. Его душа страдает, мучается, ищет выхода. И смерть не кажется ему решением проблемы. Финал фильма открытый. Мы не знаем, как распорядиться общество судьбой Каспера. Но можно сказать уверенно, что этот инцидент только укрепит в нём веру в его идеалы. У него есть шанс на спасение. Спасение не тела, а души. Но вот какие шансы у общества, доведшего нравственного, душевного, сильного человека, умеющего любить, умеющего заботиться о других, до состояния преступника, взявшего в руки оружие?

Я бы назвал этот фильм "Возмездие", так оно больше соответствовало бы его глубинному смыслу. Возмездие получает общество за свою порочность и нежелание следовать в русле тех заповедей, которые даны во всех основных религиях мира. Возмездием можно считать те участившиеся случаи насилия в школе среди подростков, которые происходят в США, в Западной Европе и России. Возмездие за нашу пассивность, за наше равнодушие к нашему будущему, за стремление жить только удовольствием, потребительством, не желая создавать стратегических запасов, стремясь съесть всё и сразу, не оставляя ничего потомкам.

Категория: Фильмы про школу | Добавил: Странник (31.01.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 991 | Теги: кино 2000-х, фильмы про школу, драманализ, кино | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar