"Розыгрыш" (1976, СССР)

Дети подражают жизни воспитавшей их среды

"Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей. Ты найдешь здесь представителей всех типов людей и образцы всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых."
Януш Корчак

Розыгрыш (1976)

9 класс. Пора взросления и первых серьёзных мыслей о будущем, о выборе жизненного пути.

Чтобы выбрать путь, надо сначала определиться с целью. А цель существует, если есть в воображении её чёткий образ.

Школа должна помогать в правильном выборе целей. В формировании образа цели. Не случайно этот процесс мы и называем ОБРАЗованием. Без цели человек превращается в обезьяну в костюме. А общество - в корабль, плывущий по воле волн, которому "ни один ветер не будет попутным".

Общество никогда не предлагает какую-то одну цель. Просто для данного общества есть более приоритетные цели, есть менее. Можно на первое место поставить карьеру, успех, материальное благополучие. Можно поставить нравственное совершенствование, самореализацию, поиск смысла жизни, духовное развитие и т.д. Всё это советское общество позволяло. Даже если что-то осуждалось, критиковалось. Но не ставилось под запрет.

Старшеклассники черпают из взрослого мира идеи для своего взросления и этот выбор моделируется на территории школы. Школа выступает своего рода полигоном по обкатке идей. Какая модель пройдёт испытание успешно, та и станет определяющей в дальнейшей жизни. Подрастающее поколение сменит своих дедов и отцов, бабушек и матерей. И определит лицо обновлённого общества. Значит, если путь выбран неверно, отразится это на всём обществе. Но пока обкатка идей происходит не в реальности, а в лабораторных условиях, в школе, ситуация не выходит из-под контроля. Вопрос только в хороших наставниках.

История начинается с того, что ребята из-за нежелания писать контрольную работу по математике сговариваются всем классом заявить учителю (их классному руководителю), что она не предупреждала их о контрольной.

И им это почти удаётся - убедить Марию Васильевну. Но одна девочка, Тая Петрова, которую в классе считают "белой вороной" ("юродивой") не умеет врать. И заговор раскрывается. Наказаны те, кого уличили во лжи. Они получают за контрольную по единице. Естественно, это повлияет на оценку в четверти.

Два события превращают размеренную жизнь школы и класса в полигон для испытаний и обкатки идей, существующих в обществе (в данном случае, советском): розыгрыш и появление нового ученика из Новосибирска.

Противоборство Игоря Грушко из Новосибирска и отличника Олега Комаровского - это не противоборство двух систем или идей, как может показаться на первый взгляд. В каждом из этих двух неформальных лидеров присутствуют идеи, которыми живёт общество. Но это открытые системы, способные меняться. Потому что они находятся на стадии развития. Вот то, что они в результате выберут, и станет определяющим в их судьбе. И если школа и родители не помогут им разобраться в правильном выборе, то отвечать потом будет и школа, и всё общество. Потому что именно лидеры, выбранные обществом отражают судьбу этого общества. Что мы и видим сейчас спустя 35 лет после съёмок этого фильма в реальной жизни.

Среди пострадавших (получивших "кол") - лидер класса, отличник Олег Комаровский. Эта оценка портит ему не только успеваемость. Под вопросом весь план его дальнейшей жизни, который он сам себе составил. Единственный человек в классе, чётко (как ему кажется) представляющий, чего он хочет в этой жизни.

И всё это внезапно начинает рассыпаться. Он не может этого допустить даже в мыслях. "Я всегда мысленно вычерчиваю график. Что когда должно случиться. И если какая-то муть лезет ко мне в жизнь, я просто зверею". Муть залезла в его жизнь в виде "единицы" от Марии Васильевны Девятовой, его классного руководителя, в лице Таи Петровой и неожиданно возникшего конкурента на роль лидера Игоря Грушко. И это, действительно, его бесит.

Главный конфликт, таким образом, разгорается в треугольнике: Олег Комаровский - Игорь Грушко - Мария Васильевна Девятова. Для всех трёх это испытание. Но для Девятовой, как человека взрослого и сложившегося, - это испытание на прочность её жизненных принципов. Она выпустила за 30 лет работы немало ребят во взрослую жизнь. И ей труднее всего меняться и что-то переоценивать. У ребят твёрдых принципов ещё нет. Они подражают, пробуют, учатся. Они берут модели из жизни и проверяют их на прочность.

Вокруг Игоря Грушко сразу собирается круг единомышленников. Он человек увлечённый, творческий. С первых дней он увлекает нескольких ребят идеей создать свой музыкальный ансамбль. Зажигает идеей творчества. Один из ребят мечется между двумя лидерами: между Комаровским, потому что принадлежать к кругу избранных лестно для него. И Грушко, с которым можно заниматься интересным делом, творчеством. И это метание, колебание и есть попытка выбора: карьера, элитарность, статус или творчество, увлечение, дружба. Колеблющийся Вардзиелли ещё не может оформить свой выбор.

В чём-то Грушко и Комаровский похожи. Это харизматичные неординарные личности. Они стремятся к успеху, самореализации. К собственной уникальности. Им обязательно надо выделить себя из толпы. "На гитаре умеют играть многие. Но настоящих гуру по пальцем пересчитать. Но не это главное. Надо сказать что-то своё", - говорит Грушко. "Если музыкант, то виртуоз. Если архитектор, то как Корбюзье или Немейер", - вторит ему Комаровский. Но средства достижения целей у них различны. Для Игоря стать известным - это побочный продукт личных творческих усилий. "Чтобы люди нас слушали, мы должны сами знать больше, чем они, должны быть интересны". Для Олега это простой математический расчёт. Но отступать от своего расчёта он не намерен. "Принципам изменять нельзя", - говорит один из героев Райфа Файнса в фильме "Залечь на дно в Брюгге". И становится жертвой собственных принципов. Тоже самое происходит и с Комаровским. Только принципы его ещё не являются определяющими.

Розыгрыш, на самом деле, становится испытанием на новый для девятиклассников статус - быть взрослыми. "Нам скоро уже по 16 лет. Мы уже не на высшем уровне детскости, а на низшем уровне взрослости", - говорит один из новых друзей Грушко Никитин. И здесь очень важно, как сами взрослые оценивают ребят, могут ли они принять их как повзрослевших, научить отвечать за свои поступки. Или будут оберегать от всего негативного, что может встретиться в их жизни.

С какими же главными идеями мы сталкиваемся на протяжении фильма? Для того, чтобы понять это, надо сначала выяснить, а что есть такое человек. И религия и наука выделяют в человеке 3 основных составляющих: душа, дух, тело. У каждой составляющей есть свои внешние признаки, проявления. По которым и можно судить, как эти составляющие работают. Душа проявляет себя в чувствах. Главное чувство души - Любовь. В практической деятельности душа проявляется в виде творчества. Дух - это наше сознание. Его проявление - это мысли. Тело реагирует на окружающий мир своими инстинктами. Главный инстинкт - это инстинкт самосохранения. И проявляются наши инстинкты в виде эмоций. Удовольствие, восхищение, возмущение, негодование, ярость, злость, радость. Всё это работа наших инстинктов. И нет в этих составляющих человека ни одной, которую можно отбросить. Но есть система приоритетов и правильное соотношение. То, которое соответствует высшим законам Вселенной. То, которое позволяет нам жить в гармонии с природой. Математически определить это соотношение нельзя. Оно может быть подсказано только нашей совестью. И в этом проявляется свобода воли отдельного человека. Но система приоритетов выстроена природой изначально. Душа на первом месте, за ней стоит сознание, а потом и тело. Что такое система приоритетов? Это не отказ от чего-то. Для нашего развития и нашего существования важны все составляющие. Но простой пример. К вам ночью на улице подходит грабитель и говорит: жизнь или кошелёк. Только недалёкий глупый человек скажет в этой ситуации: и то и другое. Приоритетом для разумного человека станет жизнь. Потому что деньги можно заработать, накопить. Но в отсутствии жизни это будет сделать проблематично. Итак, в системе приоритетов душа - дух - тело мы будем готовы ущемить своё тело, чтобы выжило наше сознание и душа. В условиях, когда может пострадать наше чувство любви внутри, мы должны принять решение унизить и своё сознание и своё тело. Как эта система выглядит в быту? Соблазн иметь много денег не должен приводить к отказу от любви. Здоровье тела без здоровья духа-сознания, а тем более, без душевного здоровья бессмысленны. Здоровый телом шизофреник для общества бесполезен. Как и здоровый физически преступник.

И здоровое общество - это то общество, которое поддерживает эту систему приоритетов. Но в мире постоянно идёт борьба двух систем приоритетов. Одна исходит из интересов нашего инстинкта самосохранения. Я - это самое главное в этой жизни. Как я себя поставлю, как пробьюсь к своей цели. "Сильные потому и сильные, что ни одной мелочи не спускают", - говорит подружка Комаровского Даша. Ещё Раскольников делал выбор: "Тварь я дрожащая или право имею?" Такая идея в жизни воплощается в преступном мире и в мире дикой природы. Только сильный (духом, волей) способен получить приз ("Победитель получает всё"). Все средства хороши. Если смотреть на уровне группы людей, общества, то лидер-вождь определяет, что полезно для всех. Но это в том случае, если он заботится о выживании всего племени. А не только реализует свои корыстные замыслы. Иначе он или погубит своё племя, или потеряет авторитет и лидерство.

Поэтому даже в племенном обществе, в клановом есть деление на социальные слои, на уровни иерархии. Есть элита, которая имеет больше прав, больше привилегий. И есть низшие слои, которые следуют указаниям элиты, ограничены в своих правах, обязаны верить верхушке. Считается, что элита понимает всё и обладает стратегическим мышлением. В этом случае, выживание общества зависит от качества элиты. Если элита ведёт общество в неверном направлении, то погибать будет всё общество вместе со своими вожаками.

Именно такую модель по форме пытается реализовать Олег Комаровский. Именно он был инициатором идеи розыгрыша. Казалось бы, зачем ему это понадобилось? Ведь рано или поздно контрольная всё равно состоялась бы. А для него как отличника, не было проблемы эту контрольную написать. Но смысл в другом. Во-первых, он защитил интересы своих самых верных приближённых, комсорга Алисы и Даши. Ведь они в выходные, вместо подготовки к контрольной, были заняты устройством вечеринки. И весь класс, согласившись на заговор, работал в их пользу. Но главный смысл - Олег Комаровский должен был доказать самому себе, что он как лидер может вести класс к любой цели. Что он "не тварь дрожащая, а право имеет". А произошло это из того, что и Алиса, и Даша, и Вардзиелли - дети из благополучных обеспеченных семей. Им многое доступно уже по рождению. Они обеспечены, им светят престижные ВУЗы (Вардзиелли собирается стать архитектором). А Комаровский должен сам пробивать себе дорогу, т.к. ни блата, ни "престижных" родителей у него нет. Вот он и пытается построить свою карьеру. А образец для подражания черпает из жизни. Но выбирает именно языческую модель.

Корысть, использование безнравственных средств для достижения цели противопоставлены другой идее. Её можно сформулировать как идею христианскую. Ощущение, что ты не один. Что с тобой рядом есть другие люди. И твои поступки влияют на них. Значит, любой человек несёт ответственность за выбор средств реализации своих желаний, своих инстинктов. Без этого свободы быть не может. Да и выбор целей должен соответствовать интересам общества. А это возможно только в координатах нравственного поведения. Главный нравственный принцип: "Не навреди!". Не навреди своими действиями другим людям, окружающей тебя среде. Знай меру и живи в согласии со своей совестью. Такую модель можно назвать христианской ("из любви к Всевышнему и своему ближнему") в противоположность языческой ("из любви к себе и своему клану")

Вернёмся к сюжету. Обман вскрывается. Комаровский начинает искать пути для исправления своего "кола". А Грушко и компания совершенствуются в игре на гитарах. И выходят на уровень выступлений на свадьбах, перед аудиторией. И даже начинают зарабатывать деньги. Что ввергает в шок завуча школы. С одной стороны, она боится растления ребят. С другой, в школу приходит милиционер с благодарностью от милиции. А ребята тратят деньги только на инструменты и собираются перечислять излишки в Министерство здравоохранения.

А Комаровский всё пытается аннулировать свой "кол". Потерпев неудачу в разговоре с Марией Васильевной, он решает подружиться с Таей Петровой. Той самой девочкой, которая не умеет врать. Воспитанная в хороших манерах, в интеллигентной семье, она покупается на вежливое поведение и внимание к ней Комаровского. А Олег просто хочет использовать её авторитет у Девятовой. И через неё повлиять на свою судьбу.

Но и эта надежда вскоре рушится. А тут наступает юбилей их классного руководителя. Поняв, что выстроенные с тщательным расчётом планы рушатся, Комаровский в бешенстве высказывает всё, что в нём наболело и Девятовой и всему классу. И выскакивает из класса. Грушко бежит за ним и мы оказываемся перед эпизодом, с которого начался фильм. Драка в раздевалке.

Сюжет незамысловатый. И даже, до некоторой степени, примитивный. Но важны не кадры школьной хроники, а то, что они высвечивают в душах школьников и учителей. Вся душевная работа, все сомнения, терзания, искания выражаются чаще в том, что герои говорят, чем дышат, что чувствуют. И вот на их слова и стоит обратить внимание. Свой драманализ я и буду, чтобы не быть голословным, подтверждать цитатами из фильма.
Но разделю анализ на те две основные модели жизнеустройства, о которых говорил выше. Языческую и христианскую.

Итак, розыгрыш состоялся. Поставив "единицы", Мария Васильевна дала оценку не знаниям ребят, а их нравственному поведению. "Неужели такая ничтожная цель - отложить контрольную - стоит таких постыдных средств?" Цель ничтожна, а средства слишком постыдные. БСЭ так определяет понятие стыд. "Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности". Я не случайно выделил последнее выражение. Ниже это будет пояснено. "Это розыгрыш, шутка" - восклицают ученики. "Это не шутка. Это обман", - утверждает учительница. И она права. Ради своих эгоистических целей они фактически посмеялись над учительницей, попытались унизить её, желая заставить поверить, что её подвела память. А затем Комаровский сотоварищи осудили поведение Таи Петровой, которая, не выполнив волю большинства, посмела сказать правду. И Олег произносит позже такую фразу: "Любое стоящее дело требует от человека поступиться чем-то. Иногда даже достоинством". Посмотрите ещё раз на определение стыда. Комаровский призывает к тому, чтобы от стыда отказаться. Достоинство, стыд - ничто. Мнение общества - всё. Так в своё время уничтожали людей. Только за то, что они защищали нравственность и боролись против разврата и корысти в обществе. Разве не за нравственные идеалы пострадал Иисус Христос и Иоанн Креститель? Разве не свобода нравов, отказ от стыда стали причиной уничтожения таких городов как Содом и Гоморра?

Но пока это только урок нравственности. И ребята его не ответили. "Контрольная состоялась. Только задачи у неё были не тригонометрические, а нравственные. А решили вы их неверно..." Вот за что выставлены оценки. Уже в советском обществе находились люди, которые готовы были свои корыстные цели сделать определяющими. И пожертвовать любым, кто мешал достижению этих целей. Даже если это близкий человек, друг. Но фильм очень современный. Сейчас в наше время прагматизм и цинизм достигли своего апогея и по масштабам деяний и по количеству участвующих в процессе наживы людей.

Поэтому, хоть и несколько длинная и витиеватая фраза Девятовой (здесь авторы фильма немного перестарались), очень метко характеризует поступок класса как полностью безнравственный. Следует прочитать его внимательно и подумать:
"Ведь людям, которым не свойственна ложь, для которых чувство правды - нормальное, естественное чувство, в тот самый миг, когда вы объединились для лжи, стали вам чуть ли не врагами. Вы вдумайтесь в противоестественность всего этого! Они должны оправдываться перед вами. И ложью заслужить ваше прощение. Это вы называете шуткой?"

Слишком большой упор на коллективизм и непогрешимость КПСС привели к тому, что советская идеология пыталась подчинить всё единому мнению, выработанному в недрах Политбюро и ЦК. Считалось, что партия не может ошибаться. Шла подмена понятий: нравственно всё, что принято партийным большинством. Но это проистекало из того, что понятие Бога исключили из советской действительности и заменили понятием партийной номенклатуры. Заповеди заменили моральным кодексом строителей коммунизма. КПСС ушла в прошлое, но преемственность перешла к верхушке РПЦ. Сегодня иерархи Московской патриархии подменяют Христианство как учение, данное через Христа Богом, церковной организацией, где истина принимается на вселенских соборах. Т.е. Патриархия становится неким новым Политбюро. А священник тогда становится непререкаемым авторитетом, который только и может показать дорогу к Богу.

Девятова в этой ситуации, сама не сознавая, высказывает протест против существующей модели советского устройства общества, когда, например, писатели подписывали письма против своих коллег только потому, что так требовала партия, а не их совесть.

Комсорг класса Алиса плаксивым голосом просит у Марии Васильевны прощения за весь класс. "Ну Мария Васильевна. Ну простите нас, пожалуйста. Ну мы не думали, что для Вас это так серьёзно". Что Девятова парирует фразой: "Это гораздо более серьёзно для вас, чем для меня. Вы любите на каждом углу кричать, что вы уже взрослые. А чуть что нашкодили - и уже "простите", "больше не будем". Нет, мои милые, вы уже взрослые. И учитесь платить за свои поступки."

Здесь ребята пытаются реализовать модель, которая во взрослом мире работает безотказно. Покайся и всё тебе простится. Так проходили партийные собрания, где разбирали дела "оступившихся". Сценарий всегда предлагался один: выйти и повиниться. Тебя пожурят, может быть, дадут выговор. Но в конце концов, отпустят. С кем не бывает. Но истинное покаяние - это изменение человека внутренне. Это не индульгенция на отпущение грехов. Это взятие на себя ответственности перед самим собой и перед обществом за свои поступки. Не хочешь брать - получи адекватное наказание. Ответственность воспитывается не в теории, а на практике.

И что важно - это понимает их классный руководитель. Сейчас очень много споров возникает на тему того, что такое школа. Место получения знаний или воспитательное учреждение? Дошли уже до того, чтобы определить школу как учреждение сферы обслуживания. Якобы школа оказывает образовательные услуги по неким государственным стандартам. А воспитанием должны заниматься родители. Но функция контроля за родителями передаётся чиновникам. И дальше начинает действовать ювенальная юстиция. Т.е., воспитание передаётся в сферу юриспруденции. А из детей делают болванки, которые проходят процесс обработки по ГОСТам.

Но фильм "Розыгрыш" опровергает идеи современных бюрократов. И Девятова уверена, что преподаёт не только математику, но и уроки нравственности. И именно за решение нравственных задач выставляет оценки.

Продолжение языческой модели жизнеустройства мы наблюдаем затем в кафе. Компания Комаровского обсуждает происшедшее. "Человеческие отношения ничего не стоят", - возмущается одна из подружек Олега. Дети, причисляя себя к элите класса (модель иерархического общества), считают, что находятся на особом положении в классе. И им может сойти с рук то, что другим делать нельзя. Но Девятова опровергает этот принцип. А откуда они взяли эту убеждённость? Из жизни. Из поведения других взрослых людей. Возможно, глядя на своих родителей, которые тоже занимают, по всей видимости, какое-то положение в обществе. Этим же руководствуется и Комаровский. Не принадлежа сам к такой семье, он убеждён, что можно пробиться на этот уровень своим талантом и лидерскими качествами. "Тварь я дрожащая или право имею?"

Но надежда на магию избранности остаётся. "Да исправит она эти колы. Директор прижмёт. Ему во как успеваемость нужна". Они уже знают, что для директора на первом месте престиж школы, а не то, каким будет каждый из учеников в будущем. То, что называется у японцев "сохранить лицо". А на Западе носит термин "корпоративная этика". И на этом они хотят сыграть, избежать наказания. (Кстати, в фильме директора не показывают. Он находится на какой-то международной конференции. Вот она и тема престижа школы.)

Тема права сильного продолжается и на вечеринке, которую устраивают подружки Комаровского. "Олежек, как Паратов в "Бесприданнице"... этой Петровой такую казнь выдумает..." Паратов для Даши является примером человека достойного, занимающего привилегированное место в обществе. Он богат, владелец "газет-пароходов". И именно он настоящий хозяин жизни. Интересно, как же должны были проходить уроки литературы, чтобы из них вынести именно такое представление о персонаже пьесы Островского. Безнравственное поведение Паратова, его своенравие, эгоизм, прагматизм, его участие в гибели человека выставить как достоинство, как его силу. (В этом фильме нам не показывают учителя словесности. Об этом - другой фильм: "Доживём до понедельника"). "Мстительность - мелкое чувство. Сильные люди - великодушны", - пытается высказать Алиса мнение в пользу чести и достоинства. "Потому и сильные, что ни одной мелочи не спускают". В понимании Даши сильный человек - это тот, который может давить любого, кто сопротивляется его воле. Так и работала система командно-административного управления страной. В этой пирамиде начальник всегда давил на подчинённого. В свою очередь, начальник этого начальника давил на него. Давай план. Любые помехи должны быть устранены. Люди должны работать на результат. Сверхурочные, авралы становились нормой. Заводы строились. Люди жили в бараках. Только после пуска производства начинали думать о социальной сфере. Когда страна строилась в довоенный период, когда создавалась мощная индустрия и экономика, это можно было понять. Когда страна восстанавливалась после тяжёлой кровопролитной войны, это тоже было простительно. Но в период стабильного движения вперёд старые методы вызывали сомнения. И об этом снимались фильмы. Но те, кто был наверху, не хотели ничего менять. Власть и статус уже развратили номенклатуру. И отражением ситуации и является поведение школьников. Главное - не правда и справедливость. Главное - беспрекословное подчинение тем, кто наверху. А проистекает такая позиция из понимания человека как высшего животного. Homo sapiens - человек разумный. Не любящий, а разумный. Т.е., есть инстинкты, есть разум. Но чувства - это что-то ненаучное, неосязаемое. По этой модели, человек никогда не меняется. Он живёт инстинктами. И по законам уголовного мира провинившегося "пацака" (вспомните цветовую дифференциацию общества в фильме "Кин-Дза-Дза") надо опустить, чтобы знал своё место. Это и выражает Даша.

Иерархическая модель работает в советском обществе не только по принципу "начальник - подчинённый". Но и "взрослый - ребёнок", "учитель - ученик". Сами работники школы поощряют такую модель. И это видно из отношения взрослых к детям. "А мысли ваши пока, ей-богу, никому не интересны", - говорит завхоз компании Грушко. И это их обижает. Он не оставляет им шанса на возможность самим принимать решения в их возрасте. И когда они приводят примеры проявления ранних талантов у великих людей, то восклицает: "Иж вы каких в пример ставите? Гениев!" И это несмотря на то, что Семён Семёнович признаётся потом, что с 14 лет сам зарабатывал на жизнь.

И даже интеллигентный учитель химии Карл Сигизмундович витиевато иронизирует по поводу серьёзности основания прогула урока. И выставляет ребят на посмешище, называя Грушко профессором, и рисуя большую калошу, куда и сажает Грушко с друзьями. Класс веселится. Но это не безобидное веселье. Герой Зиновия Гердта вполне осознаёт, что бьёт по больному месту Грушко. Что это удар по его самолюбию.

Позиция интеллигенции в этом фильме (а представителей её здесь двое: Карл Сигизмундович и Тая Петрова) также не выходит за рамки языческой иерархической модели. Чувство превосходства от своей интеллигентности проявляется в отношении к Грушко, как человеку из среды простой, часто грубоватой. Грушко не деликатен, не воспитан. Он может высказаться напрямую, резко, грубо. Даже по отношению к своим новым друзьям. Например, когда Даша спрашивает Игоря, подражая учителю: "а где на ваши лекции можно записаться", то Грушко отвечает ей "отвали". Тая Петрова, в которую Игорь влюбляется, чувствует в этом человеке что-то положительное, благородное, душевное. Но форма выражения своих чувств и мыслей не достаточно изящна у Грушко для того, чтобы Петрова могла с ним общаться более тесно. Она защищает его перед Комаровским, но отказывается назвать его своим другом. Форма становится важнее содержания. Зато Тая покупается на вежливое обращение Олега Комаровского и начинает дружить с ним, когда он пытается всего лишь реализовать свой корыстный план.

В чём же главная разница между двумя лидерами: Олегом Комаровским и Игорем Грушко? На это дают ответ сами одноклассники ребят. Самый близкий соратник Комаровского Алиса произносит: "В Грушко есть какая-то эмоциональность". Тая Петрова: "Он не неврастеник. Просто он возбуждённый. Это от талантливости." Сам Грушко, отвечая на какой-то вопрос, говорит: "я не знаю, но я чувствую..." Он - грубый, маловоспитанный, невыдержанный человек, но живёт интуитивно, душой, чувствами, а не логикой и сознанием, как Комаровский. И в этом их основное отличие. И именно душевность подкупает и взрослых, и одноклассников в Игоре. Олег пытается всё подчинить трезвому математическому расчёту. И готов ради этого на любое предательство. А Грушко, даже грубо отвечая своим друзьям, ссорясь с ними, всё равно притягивает своими искренностью и бескорыстием. Во-первых, выгоняя Вардзиелли из своего ансамбля, они всё-таки дают ему шанс вернуться. Во-вторых, начиная зарабатывать деньги, ребята готовы тратить их только в меру на инструменты, а остальное жертвуют на благотворительность. Чем ставят в тупик даже завуча. Которая считает, что соблазны всегда приводят к беде. И бежать надо от любых соблазнов. "Человек слаб", - утверждает героиня Фатеевой. Но слаб он только в языческом обществе, где корысть может быть ограничена только законом, контролем и жёстким наказанием, а не совестью и нравственностью самого человека.

Пытаясь оценить, как влияет общество на становление ребят, мы не увидим самого этого общества в этом фильме. Есть только отдельные представители. Но это даже хорошо. Большое количество персонажей может запутать зрителя, увлечь его самим сюжетом, зрелищностью, отвлечь от анализа явлений. В этом фильме есть главные действующие лица, которые необходимы и достаточны для понимания сути происходящего. Есть лидеры класса. Есть учитель, который влияет на их становление. Есть ребята, поддерживающие того или иного лидера. Есть представитель администрации. Есть всего лишь один родитель (отец Комаровского). Но этого оказывается достаточно, чтобы понять взаимосвязь персонажей. Всё выстроено очень изящно.

Комаровского делает тем, кем он является или хочет быть, 2 человека. Это классный руководитель и его мать. Мария Васильевна до момента розыгрыша считает Олега лучшим учеником, оказывает ему всяческое покровительство и уважение. Но её кредо: "Я стараюсь воспитывать своих учеников сильными людьми. Чтобы они не спасовали перед теми трудностями, которые неизбежно встретятся в жизни. Потому что жизнь - это борьба."

К сожалению, эта мысль о борьбе воспитана в нашем обществе ещё со времён революции. Мы всё время и до сих пор ищем образ врага, чтобы свалить на него все наши проблемы. И вместо того, чтобы бороться за развитие нашей души, нашего мировоззрения, мы пытаемся всё время что-то уничтожать, разрушать. ("Мы старый мир разрушим до основанья, а потом...") Но на разрушении ничего не создашь. Может быть, эта идея борьбы и привела Комаровского к идее, что самое главное - это карьера, статус. А любые преграды надо уничтожать. Потому что мир жесток. И ждать милости от природы не стоит. Значит, и Девятова заложила в него этот голый прагматизм. (Не забудем, что Девятова преподаёт математику).

Второй момент влияния на Олега. В разговоре с отцом он говорит: "Мы с мамой так страдаем за тебя. Ты подумай, кем бы мог стать, если бы сосредоточился на одном. Ведь когда мать вспоминает, какие ты надежды подавал, у неё руки трясутся. Твой Григорьев у тебя курсовые сдувал. А он уже доктор наук. А у тебя "Амурские волны". Можно ждать, как сложится жизнь, а можно самому складывать. Сейчас нельзя разбрасываться, темп жизни не тот." По всей видимости, Олег передаёт слова матери. Именно она стремится воспитать в сыне целеустремлённость, честолюбие, карьеризм. А отец, с её точки зрения, не соответствует этому идеалу.

Так что учителя Комаровского-младшего вполне просчитываемы.

Но отец, хоть и не смог оказать пока значительного влияния на сына, с этой точкой зрения не согласен. Он ближе по духу личности Грушко. Он живёт чувствами. И то, что его увлечением является игра на трубе в парке, доказывает это. И то, что он в хорошую весеннюю погоду, предлагает сыну прогулять школу и пойти на природу. И то, что он, рядовой инженер, любит свою работу, не смотря на то, что звёзд с неба не хватает. Но он не предавал никого. Он не пытался идти по головам. Не был эгоистом и карьеристом.

И Комаровский-старший преподаёт сыну хороший урок, объясняя, что такое юность, цель жизни, деловая хватка.
"Ты погляди со стороны… Это же не ты мне должен говорить, а я тебе. Откуда у тебя деловитость эта? Можно подумать, что у тебя за плечами лет 30-40... Трезвую расчётливость твою, её надо выстрадать. Она приходит, когда шишки на лбу набьёшь. А в юности как раз надо разбрасываться, надо всего хотеть, надо всего добиваться. Надо вечный двигатель изобретать. Цель в жизни - вещь великая, но цель-то эта в жизни. А для тебя жизнь - это как болото, через которое ты мостки выстраиваешь к своей цели. Ну, добежишь ты к ней первым? Оглянешься. А сзади что у тебя? Беговая дорожка? Не скучно станет?"

Но Олег пока не слышит своего отца. Маховик раскручен. Нельзя останавливаться на полпути к вершине. "Коготок увяз - всей птичке пропасть". Любимая фраза Девятовой. Только, похоже, ребята понимают эту фразу по-своему. Дашь слабину - и тебя съедят с потрохами. А на самом деле, её смысл в другом. Поддашься соблазну, сделаешь один шаг к безнравственности, и трясина корысти засосёт тебя. Нельзя грешить, сознавая свою греховность, а потом идти и каяться. Любой преступник начинает с безобидного воровства какой-нибудь мелочи. А потом процесс сам набирает обороты.

Про родителей Грушко мы слышим только из его уст. Он живёт с тёткой после смерти его матери, не захотев простить отцу, что тот обзавёлся новой семьёй. Мать умерла. Значит, с душой её тоже было не всё в порядке. Возможно, у неё было много претензий к мужу. И это передалось сыну. Отношение к родителям определяет всю дальнейшую жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром. Грушко агрессивен, не выдержан. Легко раздражается, не может принимать с уважением чужого мнения. Не принимает от отца денег. Он не может простить его за то, что он предал память о его матери. А возможно, и считает его виновником её гибели. Мы можем только догадываться о деталях. Но в целом картина ясна. И Игорю предстоит непростой путь пересмотра своих взглядов. Но шансы есть. Он честный искренний человек, пытающийся жить интуитивной нравственностью. Именно он доказывает Девятовой, что она не совсем права, когда слишком опасается за их музицирование. "Почему вы, взрослые, пугаете нас жизнью. Жизнь покажет. Жизнь проучит. Ведь если ожидать всё время только худшего, ведь так и будешь ходить с насупленными бровями. Когда человеку хорошо, он песни поёт, стихи сочиняет. Разве не так?"

Это достойный ответ любому партийному деятелю, любому революционеру со стажем. Ведь поиск врага, борьба - это и есть постоянное ожидание худшего. А для Грушко музыка, творчество имеет не разрушительный, а созидательный смысл. Именно через творчество он и хочет интуитивно преображать этот мир, делать его чище, лучше, нравственнее. И эта часть подрастающего поколения даёт надежду, что трансформация общества уже происходит. И авторы фильма хотят дать такую надежду зрителю.

Девятова: "Зачем Вам мой опыт, когда у Вас такой заряд оптимизма?" И Девятова признаёт (а она тоже творческий человек), что опыт предыдущих поколений нельзя брать как догму. И нельзя научить человека поведению в каждой сложной ситуации. Но можно настроить правильно душу человека, и его совесть сама подскажет выход. И в учительской завучу она говорит: "Мы столкнулись с совершенно новым фактом, для оценки которого у нас нет критериев... Главный вопрос не в том, что они зарабатывают эти деньги, а в том, на что они собираются их тратить. Вот тут и выяснится, каких людей мы воспитали.

После высказываний Девятовой о музицировании ребят, эта цитата стала доказательством, что Девятова развивается, готова менять свои принципы. Как говорится, главное не то, где мы находимся, а главное - в каком направлении мы движемся. Девятова определяет смысл всей системы воспитания подрастающего поколения. Заметьте, в фильме не ставится вопрос, должна ли школа воспитывать. Это вне всяких сомнений. Вопрос - как и кого. И если бы Девятова была не способна преподать нравственные уроки, то будущего у такой школы не было бы. Девятова - человек принципиальный. Но главный принцип для неё в том, что безнравственный поступок не должен оставаться безнаказанным. Комаровский пытается реабилитировать себя: "Это шутка. Дурацкая. Но не всю же жизнь за неё расплачиваться?"
Девятова: "Вы расплатитесь за неё один раз, но запомните на всю жизнь. Именно потому, что расплатитесь... Даже ради Вас, Олег, я не могу изменить своим принципам."

И некая надежда в конце фильма всё-таки брезжит на горизонте. Когда Комаровский исчерпал весь резерв своих возможностей и не получил желаемого результата, он повёл себя почти как Игорь Грушко. Выплеснул свои эмоции. Но выплеснул их на весь класс и свою учительницу. Так, что стало ясно: на его роли лидера можно поставить крест. И именно это дало надежду. Надежду на то, что он пересмотрит свои принципы, которые не работают. Ведь вернуться к тому, что было он уже не сможет. У его модели уже не останется в классе сторонников. И об этом же сказала Мария Васильевна Девятова в свой юбилей:

"Я даже рада за Олега. Слава Богу, что он ещё может совершать эти бессмысленные поступки. Страшнее было, если бы он затаился и промолчал. По-моему, это доказывает, что я неплохой педагог. И способна понимать вас, молодых. Это неправда, что я не меняюсь. С каждым новым классом я становлюсь другой. С вами вместе я расту, с вами вместе я молодею. Потому что вы - моя жизнь. Разве не так?"

Фильм даёт надежду, что, всё-таки, общество способно выбрать здоровую нравственную идею развития. Что пока в школе есть хотя бы одна Девятова, то система образования и воспитания в школе не выродится в идею победы эгоизма и потребительства над нравственностью и творчеством.

Категория: Фильмы про школу | Добавил: Странник (27.08.2015) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 827 | Теги: кино, воспитание, школа, 1970-е, СССР, учитель, драманализ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar