Наша Церковь уже давно отстаивает идею восстановления монархии в России. Сложился некий союз между РПЦ и некоторыми кланами силовых ведомств и бизнеса. Для этих целей семью последнего императора России причислили к лику святых. Сейчас мы наблюдаем активизацию деятельности по реанимации монархии в России. Что стоит за публичными выступлениями общественных деятелей? |
Самый распространённый способ решения конфликтов в современном мире - это защита своего эго, своей территории. Технике защиты этой своей территории и технике манипуляции другими людьми учит сегодня современная психология. Но есть и другой подход. Я бы назвал его христианским. Человек в этой системе координат - это прежде всего душа. Душа объединяет тело и сознание. Душа связана с Первоисточником Всего Сущего. Т.е. с Творцом. Следовательно, психология должна изучать законы развития души, возможности решать конфликты через поиск объединяющего начала. |
Ежегодная "Прямая линия" для руководителя нашего государства имеет одно очень важное значение. "Для меня важно ... понять настроение общества". Ведь это обратная связь без посредников. Поэтому она и называется "прямой линией". |
Сегодня нам предлагают программу реновации. Она как гром с ясного неба обрушилась на москвичей. Почему? Потому что все молчали. А теперь проснулись, когда поезд отошёл от станции и набрал ход. Всех всё устраивало? Почему люди только сейчас вышли из своих квартир и стали знакомиться со своими соседями? Почему раньше не решали проблемы своих дворов, домов и городов? Покупали квартиры, получали место для парковки автомобиля и успокаивались. Об остальном пусть думают коммунальные службы. Я буду гадить, а они убирать. |
Фильм "Общество мёртвых поэтов" созвучен фильмам "Мимо окон идут поезда" (1965, СССР) и "Хористы" (2004, Франция). В этих трёх фильмах идёт противопоставление современного устройства общества, его морали в лице директора школы и тех порядков, которые в школе царят, и пришедшего в школу нового учителя, нарушающего установленный порядок. Какой должна быть школа и какими качествами в школе должен обладать учитель? Каким должен быть человек, чтобы он мог иметь благополучную судьбу, гармонично развиваться, создавать здоровую семью и растить здоровое потомство? И каким должно быть здоровое общество? |
Художник должен понимать простую вещь: талант ему дан Свыше для того, чтобы он наставлял людей, вёл их к Богу. А не для личных благ. "Художнику свобода не дана". Талант - это ответственность перед обществом. Всё, что мы получаем, мы получаем на время, в аренду. Это не наша собственность. И наше поведение, наше мировоззрение создаёт цепочку событий. Мы все режиссёры в этом большом театре. И каждый из нас ставит свою пьесу под названием "Жизнь" в меру своего понимания, что это такое. |
На протяжении последних веков сложилась парадоксальная ситуация: народ доверяет свою судьбу правителям, считая, что именно власть позаботится о благополучии людей. А потом, когда власть начинает всячески притеснять народ, находятся критики, пытающиеся дискредитировать властные элиты. Но критика - это выявление пороков и недостатков власти, её злонамеренности по отношению к обществу. В критике нет созидательной составляющей. Критик не предлагает альтернативных путей устройства жизни, управления, развития. |
Середина 1960-х годов. Запад находится на переломе. Произошёл слом старых традиционных ценностей, которыми жили люди в Европе, а потом и в Америке благодаря остаткам религиозных представлений о мире. Эта переоценка ценностей, идущая весь XX век, после окончания Второй мировой войны привела к тому, что во главу угла был поставлен индивидуализм, эгоизм, частная собственность, философия потребления, утрата нравственных приоритетов. И искусство раньше других реагирует на изменения. Оно не только предвидит, предвосхищает, ставит диагноз, но оно и назначает лечение. Если правильно использовать прочитанное, увиденное, то можно применить произведение искусства как своего рода психотерапию для своей жизни, жизни своих близких и общества. И вот таким образцом психодиагностики общества служит фильм "Инцидент" (1967, США), несмотря на то, что он не стал призёром международных фестивалей, не собрал миллионных гонораров, не попал в топовые списки лучших фильмов всех времён и народов. Но фильм предсказал распад западного общества тогда в середине 60-х годов XX века, когда само это общество даже не осознавало этого. |
Романтизация преступного мира - это очень опасная игра. В красивой упаковке преподносится жизнь, в которой идёт полное поклонение животным инстинктам. |
Нужна ли идеология в искусстве? Или достаточно просто дать возможность человеку, пришедшему в кино, получить эмоциональную разрядку после тяжёлой трудовой недели? Не превратим ли мы тогда фильмы про Великую Отечественную войну в голливудский блокбастер, призванный пощекотать нервы зрителю, и содрать с него побольше денег? |
Очень долгое время эта пьеса Горького стояла для меня особняком. Она оставалась для меня загадкой, тлеющим угольком во мгле. Мы встречаем маленький замкнутый мирок ночлежки. В нём живут люди, опустившиеся на самый низ социальной лестницы. Казалось бы, что общего между этими персонажами дореволюционной России и нами живущими? А искать надо не в их социальном статусе, не в их образе жизни, а в их душах. Именно там начинается падение и возвышение человека. А физический процесс - это всего лишь завершающий этап. Если мы поймём, с каким душевным настроем приходят герои к моменту действия пьесы, то сможем понять, почему им уготована та или иная судьба. И это будет первым этапом познания. А вторым может стать то, что мы научимся проводить параллель между чувствами и устремлениями персонажей пьесы и нашими собственными притязаниями и переживаниями. |
Очень долгое время эта пьеса Горького стояла для меня особняком. Она оставалась для меня загадкой, тлеющим угольком во мгле. Мы встречаем маленький замкнутый мирок ночлежки. В нём живут люди, опустившиеся на самый низ социальной лестницы. Казалось бы, что общего между этими персонажами дореволюционной России и нами живущими? А искать надо не в их социальном статусе, не в их образе жизни, а в их душах. Именно там начинается падение и возвышение человека. А физический процесс - это всего лишь завершающий этап. Если мы поймём, с каким душевным настроем приходят герои к моменту действия пьесы, то сможем понять, почему им уготована та или иная судьба. И это будет первым этапом познания. А вторым может стать то, что мы научимся проводить параллель между чувствами и устремлениями персонажей пьесы и нашими собственными притязаниями и переживаниями. |
У православия есть невидимый враг: он везде и нигде, он ни «что» и ни «кто». Это некий дух, который пронизывает атмосферу земли своими миазмами, отравляет ее почву, заражает воды, превращает города в гниющие болота, а села – в пустыри; кажется, что от него невозможно нигде укрыться: он найдет беглецов и на вершинах гор и в глубине морей. Этот враг – дух растления, который на современном языке называется либерализмом. |
Тендряков Владимир Фёдорович - один из немногих писателей советского времени, кто пытался совместить религиозное нравственное начало свободы духа с государственным коллективным сознанием. И уже в 1958 году не боялся писать такие произведения как "Чудотворная". Он не подписывал никаких писем против неугодных деятелей культуры. Он защищал от нападок Твардовского. Он вообще шёл самостоятельным путём, пытаясь быть искренним перед собой. И не был репрессирован, хотя его путь и был труден. |
Мы всегда знаем, чего хотим и куда идти, но не всегда слышим голос нашей совести, нашего естества. Информационный шум забивает эфир нашей души. Чтобы услышать себя, надо преодолеть страх, что мы опоздаем, не успеем, не получим, что нас опередят, накажут, лишат и не допустят. Для этого нужна энергия, чтобы преодолеть силу земного притяжения, суметь оторваться от повседневности. Откуда же её взять? А откуда в русских людях в начале XX века образовался после революции такой мощный энергетический заряд, что его хватило на 70 лет советской власти, вывело страну из сельскохозяйственной и малограмотной в мощный передовой центр, заразивший своими идеями о человеческом счастье и светлом будущем полмира? |
В Москве становится неинтересно жить. Круглые сутки Москва бурлит. Днём устаёшь не просто от непрерывной сутолоки, а от бестолковости этого движения. Город перестал быть городом для жизни. Город вызывает стресс, депрессию, хроническую усталость. Это огромная мясорубка для перемалывания масс стремящихся сюда и страждущих "праздника жизни". Всё больше приходится сосредотачивать свою жизнь вокруг того района, где живёшь. Всё меньше возникает желания выбираться в Центр. Территория Большой Москвы, составляющая всего 0,01% площади всей России, вмещает сегодня 10% населения страны. Город болен, Болен серьёзно и тяжело. Есть ли надежда на его выздоровление? |
Миллионы людей сегодня по призыву психологов пытаются "жить на позитиве", т.е. искать в жизни только приятные моменты, стараясь не замечать того, что может вызвать душевный дискомфорт, переживания. Компьютеры, гаджеты, интернет и виртуальная реальность уводят людей в свой выдуманный мир, который формируется из всего того, что даёт только положительные эмоции. Остальное просто не замечается. |
Нас воспитывают не приобретения, а потери. Радоваться надо не только когда что-то получаешь, но и когда теряешь. Если на первом этапе научиться терять материальные блага довольно легко, то на уровне души трудно терять веру в людей, которые тебя предают, обманывают, вдруг меняют к тебе своё отношение. |
В последние годы всё большее наступление идёт на искусство со стороны шоу-бизнеса. Идёт подмена понятий из-за утраты смыслов вещей. Искусство отражает внутренний конфликт, который происходит в душе человека при соприкосновение с окружающим миром. В шоу-бизнесе всё построено по принципу создания программ, разжигающих страсти, захватывающих дух, вызывающих самые сильные эмоции. Но есть вещи, которые несовместимы, потому что могут оказать разрушительное воздействие на информационные структуры общества. Процесс осмысления трагических моментов истории человечества не может вмещаться в рамки развлекательных увеселительных мероприятий. |
Дата 7 ноября в СССР считалась официальным государственным праздником. Есть люди, которые недовольны тем, что этот праздник отменён. И поэтому есть повод попытаться понять объективно, что же это был за день в истории. |
Человек счастлив, если он ощущает свою самодостаточность в этом мире и цельность своей натуры. 10 принципов помогут лучше понять этот тезис. |
Что такое страховая компания? Это финансовая организация, которая собирает с людей деньги. Какую-то часть (в среднем около 50%) выплачивает по страховым случаям, а оставшуюся часть забирает себе. Т.е. деньги из воздуха. Нормальное предпринимательство - это когда в результате деятельности компании что-то создаётся, какие-то новые ценности. Когда руководители страховых компаний ездят на супердорогих машинах, возникает вопрос: за чей счёт? Может быть, тогда неоправданно высоки ставки страховых взносов? |
Памятники, увековечивающие каких-то личностей в истории или исторические события имеют немного другой смысл, нежели фиксация нашего уважения к персоналиям и фактам истории. Если мы ставим памятник личности, и будем этой личности поклоняться, то мы вернём себя назад к язычеству, когда было принято считать, что за каждую сферу нашей жизни отвечает тот или иной божок, идол, та или иная природная сила. Если автор создаёт памятник из желания прославиться, заработать какие-то дивиденды, то на подсознательном уровне любой зритель будет считывать с этого произведения такую же информацию. И у него будут усиливаться жадность, корысть, эгоизм. |
Политика - это удел не только великих. Политика - это вся наша жизнь, когда мы ставим перед собой какие-то жизненные цели, пытаемся чем-то или кем-то управлять. И это всегда искусство возможного. |
В 90-е годы 20 века распался СССР. На его территории возникли новые государства, была принята новая экономическая политика, которая целиком опиралась на развитие капитализма. Частная собственность, фактически запрещённая в Советском Союзе, в новой России стала "священной коровой". А это сразу же определило новые взаимоотношение между людьми. В течение 20-30 лет нас убеждали в приоритете частной жизни человека над общественной, приоритете прав человека над его обязанностями перед обществом. И как итог, это привело к тому, что эгоизм стал неким "трендом" современного российского общества. |
Механизм творчества в широком смысле слова (рождение замысла, принятие решения) можно описать, как способность подключения к некоему вселенскому информационному полю. Самые известные и талантливые творцы - это люди со способностью подключаться к такому полю. И черпать оттуда информацию. Уровни контакта могут быть разные. И чистота информации может быть разной. Самую чистую информацию способны были давать пророки. |
Большинство наших проблем связано с непереносимостью боли души. Изменил любимый человек. Предал друг. Оскорбили на работе. Почему человек начал пить? Чтобы заглушить боль в душе. Значит, что-то внутри человека, в его мировоззрении, в его принципах было такое, что не давало ему справиться с ситуацией. Почему же религия, которая и должна по идее заниматься душой человека, не способна была дать рецепт душевного здоровья? |
Самая большая проблема современного информационного пространства - желание в проблемах обвинить конкретных людей, кланы, правителей и правительства. Но сидеть и плевать на своих недругов - это всё равно, что критик-искусствовед, который сам ничего не создавая, берётся за восхваление или охаивание произведений тех, кто хотя бы пытается что-то создавать. Это всегда проще, но не продуктивно. |
Акира Куросава вновь обращается к периоду внутренних распрей в Японии. Именно такой исторический период наиболее раскрывает пагубность поклонения страстям человеческим. Жажда власти - одна из самых сильных и самых драматичных слабостей человеческой природы. Власть даёт славу, расширение зоны своего влияния на других людей. Там расширяются твои возможности по осуществлению самых сокровенных твоих мыслей, идей, мечтаний. И как только цель достигнута, статус повышен, территория влияния расширена, появляется страх, что на эту территорию могут посягнуть другие. Смысл дальнейшей жизни тогда превращается не в поиск новых знаний, истин, не в защиту нравственных ценностей, не в единство с миром, а в защиту завоёванных рубежей, в уничтожении тех, кто пытается вторгнуться на территорию твоего царства. |
Перед нами продукт Голливуда, переснятый ремейк фильма "Семь самураев" (1954) под названием "Великолепная семёрка" (1960). Сюжетная линия, вроде бы, похожа. Реплики, во многом, те же. Правда, всё перенесено на Дикий Запад. Но главное - не форма, а содержание. Сам Курасава снимал фильм "Идиот" по Достоевскому в интерьере современной ему Японии. Получилось выше всяких похвал. Что же создал режиссёр "фабрики грёз"? |
Все, от журналистов до политиков, на протяжении последних 25 лет рассуждают о том, как построить справедливую налоговую систему государства. Одни говорят, что налоги должны быть большими. Другие рассуждают о непосильном бремени налогов в России для бизнеса. Одни предлагают ввести регрессивную шкалу подоходного налога, другие прогрессивную. Но для того, чтобы понять, какими должны быть налоги, надо сформулировать само понятие налога. Какую смысловую нагрузку несёт термин "налог"? Какие функции выполняет? И только после этого решать, сколько и как платить. |
Трудно поверить, но в 1969 году был написан роман, который предсказал распад не только Советского Союза, но и всей сложившейся коммунистической системы послевоенного мира. И написан он был не диссидентом, а официально признанным партийным писателем, членом правления Союза писателей СССР, главным редактором журнала "Октябрь" Всеволодом Анисимовичем Кочетовым (1912 - 1973). С подлинными фактами из жизни наших советских граждан дан глубокий анализ тех опасных тенденций, которые существовали в обществе, и которыми умело пользовались спецслужбы Запада. Кратко можно обозначить эти тенденции как взращивание эгоизма, потребительского отношения к миру, жизнь для удовлетворения своих животных инстинктов. |
Фильм "Семь самураев" снят японским режиссёром больше 60 лет назад. Но он очень современен. Сейчас мы говорим о том, что находимся в состоянии мировой информационной войны. И есть силы, которые хотят разрушить Россию, уничтожив её на уровне мировоззрения, на уровне культуры, образования, отношения к своей истории. Можно ненавидеть тех, кто хочет это сделать, считать целые страны и регионы своими врагами. Но можно понять, что все эти войны нужны нам для того, чтобы мы перестали враждовать и научились понимать других. Научились учитывать интересы других групп людей. Научились понимать, что в момент опасности необходима консолидация сил, умение жертвовать чем-то личным в пользу защиты общественных интересов. |
Творец (писатель, художник, режиссёр) не моралист. Не пропагандист, не носитель идеологий и общественной морали, век которых конечен. Он контактёр, ясновидящий, обладатель сверхспособностей и развитой интуиции. Он видит будущее. |
Мысли оттачиваются, ум проясняется, и в головах постепенно вызревает вопрос: а как, собственно, получилось, что “Гарри Поттер” в одночасье заполонил мир? |
В последнее время как-то незаметно произошло множество подмен. Взять хотя бы нынешнюю привычку по любому поводу требовать “комплексной экспертизы”. Раньше мнение экспертов запрашивалось только в тех случаях, когда без высокопрофессиональных знаний и навыков разобраться было невозможно. Теперь же и нечто очевидное, бесспорное подвергается экспертизе. Сколько раз родители школьников обращались к нам с просьбами порекомендовать экспертов, которые бы втолковали директору, что рассказывать детям на уроках про “безопасный секс” и гомосексуализм вредно для психики! Ведь сами они “не специалисты” и не компетентны решать такие сложные вопросы. Хотя еще недавно любая полуграмотная бабушка без всяких специалистов знала, что детей развращать нельзя. Это было очевидно для каждого, у кого осталась хоть крупица здравого смысла. |
Акира Куросава снова заинтересовался русской классикой. На этот раз он обратился к Льву Толстому и его повести "Смерть Ивана Ильича". Но в отличие от "Идиота", это произведение не стало экранизацией. Оно только дало толчок собственному сюжету по мотивам повести. Лев Толстой выделил в повести слово "смерть". Тем самым, попытавшись исследовать процесс умирания своего героя. Куросава назвал фильм "Жить" и повернул исследование к проблеме того, что значит жить. |
Детектив должен вскрывать нравственное падение преступника, его душевное страдание, а затем распад или возрождение души. Важен процесс понимания того, как человек вообще приходит к преступлению, и что можно сделать, чтобы его вернуть на путь оздоровления души. Не случайно этот фильм стал призёром Венецианского фестиваля, и открытием европейцами японского кинематографа. |
В квантовой физике утверждается, что абсолютно невозможно предсказать некоторые события. Вместо этого есть широкий спектр возможных траекторий развития с различной степенью вероятности их осуществления. С позиции существования «многих миров» (Multiverse) можно утверждать, что каждое из этих возможных событий соответствует событию, происходящему в другой Вселенной. Биоцентризм уточняет эту идею: существует бесконечное количество Вселенных, в которых происходят различные варианты событий. |
Все ищут в жизни чего-то необычного. Зайдёшь в интернет, а там: необычные места мира, самые странные места, необычные дома и т.д. Всё дело в том, что современный человек воспитан на девизе: "Хлеба и Зрелищ!". А это как наркотик: со временем нужно всё большую дозу. Потому что такой человек живёт инстинктами. Но у человека, помимо инстинктов, связанных с телом и сознанием, есть ещё чувства, отражающие состояние души. На уровне души человек способен видеть всё многообразие мира, все его невидимые взаимосвязи. И удивляться тому, что так тонко настроен этот механизм Вселенной, что нет в нём ничего случайного, всё имеет причину и следствие. |
Этот фильм предваряет моё обращение к творчеству японского режиссёра Акиры Куросавы. Он важен с точки зрения исследования японского кинематографа 50-х годов. Именно в это время японское кино стало заметным событием в Европе. Может быть, режиссёр Микио Нарусэ и не дотягивает до уровня Куросавы, но его творческий потенциал поражает: почти 90 фильмов за 30 лет творческой деятельности. В любом случае, фильм "Еда" (1951) заслуживает внимания. |
Что делать человеку, если он талантлив, щедр душой, бескорыстен, готов отдавать свои силу и энергию на благо других, трудиться на благо общества, но не разделяет стремления общества к потреблению, к достижению корыстных целей, к борьбе за статус, положение, за страсть к накопительству? Он не стремится занять чьё-то место, использовать своё служебное положение, чтобы устроить какие-то свои дела. Он не считает своих друзей средством упрочить своё положение в профессиональной и общественной жизни. И брак наш герой рассматривает как соединение двух любящих сердец, а не как расширение границ возможностей за счёт статуса родственников жены. |
Забота об инвалидах. Да, это важно. Это говорит о способности общества выживать. Если мы умеем сострадать, сочувствовать, сопереживать, мы чувствуем своё единство с ближним. Он тогда, действительно, для нас ближний, близкий человек, брат, сестра. Но всё это должно происходить на уровне души. Мы помогаем, прежде всего, душе другого человека, а не его телу. |
Почему распадаются семьи?Все мировые религии предупреждают о том, что блуд опасен не только для здоровья, но и для жизни своей и следующих поколений. В Ветхом Завете сказано совершенно четко: "Потомки блудницы наказываются до 9-ого колена." |
Выжить, чтобы умереть... душойФильм оставляет ощущение, что действие происходит не в прошлом, а в будущем. В постапокалиптическом будущем. Когда остатки цивилизации после катастрофы отброшены в первобытное состояние. Есть только мир дикой природы и одичавших людей, которые готовы перегрызть друг другу глотки. |
Спустя 65 лет фильм Акиры Куросавы остаётся лучшей экранизацией "Идиота" Достоевского. У большинства режиссёров нет понимания того, как вообще можно ставить фильмы по произведениям классиков литературы. Но они продолжают настойчиво браться за классику. Куросава поступил мудро. Перенос действия в современную ему Японию дал возможность создать не костюмное зрелище, а показать всеохватность проблем человеческой цивилизации. Погоня за удовлетворением собственных страстей, разврат, эгоизм, похоть, равнодушие к чужой судьбе. Это проблемы современного языческого общества, которое не хочет следовать тем заповедям, которые проповедовал 2000 лет назад Иисус Христос. |
Традиционная школа пыталась раньше и пытается сейчас сформировать человека по образу и подобию. И именно так рассматривает значение слова ОБРАЗование. Есть ОБРАЗец. С него и лепить. Меняется только модель для лепки. В эпоху социализма подавляется у ребёнка его собственное индивидуальное начало в пользу коллективного. Всё должно быть подчинено интересам советского общества. В эпоху постсоветской России образцом служит идеал человека-потребителя (вспомните слова бывшего министра образования). "Профессиональный потребитель" - это человек, занятый собой, своей карьерой, своим успехом, своими желаниями. Но есть и другая стратегия. Это развитие творческой личности, человека-творца, ориентированного на максимальную реализацию своих задатков, талантов, но на благо всего общества. К этому подводят нас и фильм "Расписание на послезавтра". |