От себя не убежишь

Уже пятый фильм подряд Бергман рисует образ западного общества как болото, которое засасывает в свою тину даже самые чистые души. Противостоять этому могут только молодые люди, нашедшие свою вторую половину и поверившие, что испытания по судьбе даются не случайно, что они для чего-то нужны. Важным моментом всех фильмов становится судьба человека, чувствующего своё одиночество. Одиночество в фильмах Бергмана обречено на гибель. Вспомним, как умирает на глазах главного героя человек в трактире ("Дождь над нашей любовью"). Ангел-хранитель героя говорит: "ты видел одиночество". И эта тема одиночества человека как драмы его души повторяется из фильма в фильм. И в пятом фильме главная героиня пишет губной помадой на зеркале слово "одиночество". А ведь зеркало символизирует отражение нашей души, нашего подсознания.

Но преодолеть одиночество возможно, если ты к своему партнёру относишься не как потребитель. Только в умении преодолеть свою корыстность, научиться жертвовать, заботиться о другом заложен путь к совместному счастью. В фильме "Кризис" главную героиню пытаются использовать её родная мать, любовник матери. Она чиста, невинна. Они уже давно разучились любить. И используют Нелли как украшение своей жизни, как источник жизненной энергии. Они толкают её на путь эгоизма, потребительства, порока. И только чудо спасает Нелли в последний момент от этого губительного пути.

В фильме "Дождь над нашей любовью" он и она вместе преодолевают то сопротивление, которое оказывает им общество. Даже служители церкви вместо спасения души занимаются её учётом. Для них тоже важнее правила, принципы, форма.

Самое большое зло в фильмах Бергмана — это то общество, которое взрастило и воспитало главных героев. Если ты чист в помыслах, мечтах, искренен с людьми, открыт миру, то общество может уничтожить тебя, потому что ты выглядишь как белая ворона, ты пугаешь других своей непохожестью на них, своей непредсказуемостью для обывателя. Самые твои лучшие побуждения входят в противоречие с жёсткой пуританской, но ханжеской моралью общества. Любовь к ближнему, забота о страждущем здесь подменена циркулярами, законами и нормами. Именно так это выглядит и в фильме "Портовый город".

Фильм начинается с того, что несовершеннолетняя девушка Берит пытается покончить с собой, бросившись с причала в море. А дальше постепенно перед нашими глазами раскрывается её предыстория. От этой точки идут две линии сюжета. Одна обращена в прошлое. Мы узнаём предысторию событий, которые привели девушку к драме. Вторая линия двигается в привычном русле, последовательно раскрывая дальнейшие события после того, как Берит спасли из воды.

Предыстория всегда очень важна для понимания кармических зигзагов судьбы. Когда с героем происходит трагедия, то, не зная его душевных переживаний, мы не сможем понять, откуда взялась эта драма. И тогда возникает ощущение, что человеку просто не повезло. Но это уже не искусство. Если автор не смог нащупать взаимосвязь между состоянием души и судьбой героев, он создаст либо просто развлекательное произведение, либо графоманскую продукцию (если это литературное произведение), либо сам додумает, исходя из своего мировоззрения. Но тогда это будет уже изделие ремесленника, продукт шоу-бизнеса, пропаганды.

Берит выросла в семье, где любовь, теплота взаимоотношений, уважение между родителями отсутствовали. А это самое важное для формирования души ребёнка. Отец и мать исходили из своих личных амбиций, притязаний, эгоистических желаний. И дочь они использовали только как инструмент в своих скандалах. Чего стоит сцена, где они хватают Берит, и каждый тянет её к себе, чуть ли не разрывая её. Потом, когда отца в доме нет, мать предметом своих претензий делает дочь. Она постоянно недовольна её поведением, высказывает дочери замечания, читает нотации, пытается заставить её выполнять все её указания. Мать обозначает тем самым свою территорию, территорию своих инстинктов, своих притязаний. Это её дом, в котором должен быть всегда ЕЁ порядок. Но под домом она понимает не только физическое пространство, но и духовное. Это пространство её желаний, её целей, её принципов. Это её представление о ценностях жизни. Муж и дочь, оказавшись на её территории, должны жить в согласии с её моделью мира, её правотой. Пока муж в плавании, жена строго блюдёт порядок, созданный ею. Но как только отец Берит возвращается, начинается конфликт, перерастающий в скандал.

"Когда ты ждёшь папу, я знаю, что будет, когда он вернётся. Начнётся слезами, закончится скандалом. Сначала короткие, затем длинные вечера, когда вы ходите и всё здесь ненавидите."

Естетственно, что Берит страдает, её душа страдает, болит, она хочет вырваться из этой тюрьмы. И чуть повзрослев, она пытается жить своей жизнью, стараясь как можно меньше бывать дома. Но мать и здесь не оставляет её в покое. Как-то поздно вечером вернувшись домой, Берит оказывается перед закрытой дверью. Мать просто отказывается пустить её домой. И тем самым толкает свою дочь на улицу, где она находит парней, живущих легко и непринуждённо.

Берит ищет в новом для неё мире то, чего ей так не хватает: человеческое тепло, ласку, чувство безопасности. Она ищет мужское плечо, на которое она может опереться. Но всё это оказывается иллюзией. Плотская любовь не заменяет любви Божественной. Такая жизнь похожа на наркотик. Временное ощущение эйфории, забытья, суррогат счастья. А потом горькое похмелье, разочарование. И новые поиски того, кто сможет дать ей недостающую энергию. Я уже говорил, что всё это происходит в обществе, где правила заменяют душевную заботу, где уже в послевоенное время существовал закон о защите детей (пресловутая сегодня ювенальная юстиция). Но в наше время мы всё больше говорим о том, что государство вторгается в семью, разрушая её, отбирая детей, с которыми с позиции государства родители не справляются. Здесь же ситуация на стороне родителей. Мать заявляет в комиссию по делам несовершеннолетних, что дочь отбилась от рук, что она с ней не справляется. И девушку помещают в исправительный дом для принудительного воспитания, назначая ей куратора с душой чиновника.

Так проходит ещё какое-то время. Берит успевает пожить в другой семье, сойтись с сыном хозяйки. Узнав об их связи, она выгоняет её. И снова исправительный дом, работа на фабрике, снова родной дом её матери. Но везде Берит чувствует себя несчастной и одинокой. И это толкает её к попытке самоубийства.

И вот после этого судьба сводит её с Ёстой, 29-летним моряком, который 8 лет проплавал по дальним странам, чертовски устал от этого, и снова оказавшись на твёрдой земле, бросив якорь, не может найти прочной опоры в этой жизни, не знает, куда теперь плыть, к какому берегу. Встретив Берит, он сначала относится к ней как к очередному развлечению. И даже пообещав, не сильно спешит снова на встречу к девушке. Но что-то всё-таки тянет его к ней. А она рада, что он пришёл. Да, она снова пытается зацепиться, найти опору, найти своё счастье. И она не говорит Ёсте про своё прошлое. Но всё же предыдущий печальный жизненный опыт делает её более осторожной. Последующие события заставляют её раскрыться перед Ёстой. Её подруга по несчастью Гертруда, ведя такой же беспорядочный образ жизни, оказывается беременной. И зная, как отреагирует на это общество, куратор, её отец, она хочет подпольно сделать аборт. Под впечатлением этого, Берит рассказывает всю свою историю Ёсте, давая ему возможность сделать свой выбор.

— Не бросай меня никогда. Если всё-таки бросишь, то сделай это сейчас. Иначе мне будет очень больно.
— А почему я должен тебя бросить?
— Потому что не знаешь...

Выслушав Берит, Ёсту начинает душить ревность.

"Сколько же парней у тебя было? Почему ты не заткнулась?"

Моментом истины в этой истории становится смерть Гертруды в результате подпольного аборта. Всё это происходит на глазах у Берит и Ёсты в его комнате. Берит забирает полиция. А Ёста окунается в невыносимую тоску, в душевное страдание. Его раздирают противоречия. С одной стороны, всё, что произошло с Гертрудой и Берит, осуждается обществом, а Ёста — часть этого общества. С другой стороны, его мучает совесть, потому что Берит ему не безразлична. Он напивается, крушит мебель, но это не приносит облегчения.

А Берит полиция и куратор пытаются заставить выдать подпольную акушерку. Берит тоже должна принять решение: следовать кодексу чести своего окружения, где надо постоянно выживать, защищаться от преследований общества, но попасть в тюрьму, или пойти на сотрудничество с полицией.

— Эта подпольная акушерка погубила вашу подругу. И вы всё равно хотите её покрывать?
— Я знала девушку из хорошей семьи, которая забеременела от парня из семьи рангом ниже. Она сделала аборт. Но это организовало министерство здравоохранения и хирург с мировой известностью. те, у кого нет средств, должны выпутываться сами.
— С такими последствиями?
— Не всем везёт...
— Разве не было бы лучше, если бы у вашей подруги был бы этот ребёнок? Вы сами действовали бы таким образом?
— Да.

Но Берит не хочет в тюрьму и решает всё-таки принять условия игры.

Ёста приходит к Берит и просит у неё прощение за свою минутную слабость, за свои сомнения. Так в фильме "Дождь над нашей любовью" герой тоже страдает от ревности, что у его любимой девушки будет чужой ребёнок. Но и он преодолевает свой эгоизм. Ёста и Берит решают бежать из Швеции в Голландию. Но события и испытания последнего времени меняют их. Бегство теперь кажется слабостью, трусостью. Они начинают понимать, что судьба свела их вместе, и они уже не одиноки.

— Странно вот так убегать
— Ты же раньше так делала?
— Да, действительно...Год назад было намного хуже Сейчас многое изменилось. Есть о чём подумать.
— Ты хочешь сказать, что глупо бежать?
— Многое ещё непонятно.
— Надзор, твоя мать, моя работа...
— Всего слишком много
— Но теперь мы есть друг у друга. Раньше у нас этого не было.
— Я не такое уж удачное приобретение
— Для меня — удачное
— Должно быть, это судьба
— Что-то мне говорит, что глупо уезжать. Ты тоже так думаешь?
— Это трудно. Но всё получится. Такие, как мы, не должны сдаваться

Бергман как бы подтверждает цитату из своего первого сценария к фильму Шёберга "Травля":

"Я верю, что во всём происходящем есть какой-то смысл. Даже, если нам в это трудно поверить"

Категория: Кино Ингмара Бергмана | Добавил: Странник (12.01.2020) | Автор: Странник
Просмотров: 296 | Теги: экранизация, кино 1940-х, драманализ, Ингмар Бергман, кино, Судьба человека, одиночество, кино Швеции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar