В каждом человеке должна звучать музыка

"Дождь над нашей любовью" (1946)

Я бы выделил две линии в этом фильме. Одна рассматривает состояние западного общества и судьбу живых искренних душ в этом обществе. Своеобразная сатира. Вторая линия — Божественный замысел всего происходящего. Продолжение темы, заданной в первом фильме "Травля": "Всё, что происходит, не случайно".

Но чётко выделять и отдельно описывать каждую линию я бы не стал. Можно рассматривать их параллельно. С одной стороны, общество пытается уничтожить тех, кто не хочет жить корыстью, эгоизмом, ханжеством. С другой стороны, герои фильма — продукт этого общества. Мы видим, что они тоже совершают ошибки, за которые надо расплачиваться. Им приготовлены испытания, которые они, всё-таки, достойно проходят и не становятся такими, как их окружение. На их пути попадаются и искренние радушные люди. Кроме того, им помогает некий персонаж, которого можно условно считать ангелом-хранителем или голосом совести. Всё, что происходит плохого с героями, на самом деле помогает им стать другими.

В фильме "Травля" мы видим общество, пронизанное ханжеством. Проще говоря, европейский мир сделал ставку на форму, отбросив содержание. Перед нами школа, в которой очень важно соблюдать все установленные правила. Но ради чего эти правила создаются? Ученики принимают эти правила игры, потому что должны закончить школу. Но они просто терпят. Они не проникаются глубиной ритуалов. Не проникаются этим и учителя. Мы видим их лица на утренней молитве. В стенах школы звучат красивые напыщенные фразы. Но это всё неискренно. Это просто ритуал. То, что правила оказываются выше душевного здоровья учеников, видно по тому, что героя фильма исключают из школы по прихоти учителя-садиста. Учитель всегда прав. А ученик всегда не прав. Как говорил завхоз в фильме "Розыгрыш": ваши мысли никого пока не волнуют.

И всё-таки, нас будет интересовать только та линия бергмановских фильмов, которая раскрывает Божественную картину мира. Социальную драму оставим вне фокуса нашего внимания.

В отличие от предыдущих фильмов Бергмана, герои повзрослели. У каждого за плечами уже есть некий самостоятельный жизненный путь. И он не усыпан розами. Давид успел отсидеть в тюрьме, и только что освободился. Магги потеряла работу, переспала со случайным знакомым и забеременела от него. Несмотря на некую свободу нравов, мы видим, мы чувствуем, что наши герои очень искренние, честные люди. Но общество не научило их быть целомудренными, сдержанными в своих желаниях. И они сумели в процессе своей жизни наделать уже много ошибок. Они не считают зазорным, едва познакомившись, оказаться ночью в одной постели. Но судьба, в тоже самое время, милостива к ним. И это связано с особенностями их души. Они не ведают, что то, что они творят, является грехом. Просто само общество, в котором они воспитывались, не дало им настоящих ориентиров для развития их души. Но души их от природы всё-таки лишены корысти. И поэтому не склонны ко лжи, обману, к поиску неправедных путей для своего счастья. И именно поэтому Бог даёт им ангела-хранителя, который направляет их и защищает.

Воспитание - это не только создание комфортных условий. Воспитание — это приведение человека на путь праведной жизни, которая бы соответствовала высшим законам бытия. Очень наглядный образ того, что такое воспитание, даёт картинка из русских народных сказок. Человек стоит на распутье трёх дорог. На камне надпись: «Направо поедешь — богату быть, коня потерять, налево поедешь — коня спасать, быть голодну да холодну, прямо пойдёшь – убиту быть». Так вот, воспитание состоит в том, чтобы человека подвести к такой развилке дорог и описать ему дальнейшие возможные пути. Но выбор человек должен делать самостоятельный и добровольный. И этого хочет Бог. Он хочет, чтобы мы, в конце концов, шли той дорогой, которая ведёт к Нему. Но выбор этот должен быть осмысленный, добровольный. И если уж выбор сделан, то не под принуждением, а с убеждением. Поэтому, всё, что с нами по жизни происходит, подталкивает нас к этому, но не заставляет. Разве человека обстоятельства заставляют принимать то или иное решение? Нет, всегда в нашей воле сделать так или иначе. Вопрос только в разных последствиях наших поступков. Да, мы можем иной раз и не выходить из зоны комфорта, не отказываться от удобств, от сытой и бездумной жизни. А можем взвалить на себя тяготы жизненных проблем, испытаний. Иногда человек идёт и на смертельный риск. Но делает это осознанно, в соответствии со своими убеждениями. Бывает и так, что страдания, душевные муки возбуждают в человеке нежелание больше терзаться, мучиться, страдать. И человек уходит из жизни добровольно, оставляя этот мир без своего присутствия.

Итак, две стороны есть у воспитания: предложить путь и испытать человека на прочность его убеждениям в выборе его пути.

В фильме "Дождь над нашей любовью" героев испытывает, искушает другой персонаж, который выполняет роль "дьявола-искусителя". Старик, владелец летнего домика, в который забрались наши герои, прячась от холода и дождя, предлагает совершить сделку. Живите здесь, только платите мне аренду. А я закрою глаза на то, что вы без спроса забрались сюда. Вот и бумага, которую надо подписать. Только два раза подумайте, прежде чем подписывать.

Второй раз он приходит к ним, когда у Давида уже есть работа. Теперь он предлагает выкупить его домик. Платить можно также, понедельно, в рассрочку. Только сумма уже будет повыше. И опять он говорит о том, чтобы Давид два раза подумал.

Смысл всех этих сделок в том, что Давид и Магги мечтают о своём тихом уголке земного счастья. И вроде бы их желание исполняется. Но старик знает больше. Он знает, что участок, где стоит домик, будет изъят государством для строительства, а за это будет выплачена компенсация. Но он умалчивает об этом. Наши герои исправно выплачивают старику деньги. А потом узнают только о том, что они всё это потеряют. И Давид рвёт контракт. Старик остаётся в выигрыше. Он возвращает себе домик, и немедленно увозит его. Таким образом, получив двойную выгоду: получив деньги с Давида, с государства, и сохранив домик за собой.

Это только часть тех испытаний, которые получают Давид и Магги.

Давида нанимает на работу местный зеленщик. Через некоторое время жена зеленщика обвиняет его в воровстве. Вещи, которые пропали из их дома, оказываются в доме у Давида.

Давид предлагает Магги выйти за него замуж. Сначала она избегает обсуждения этой темы. Но в конце концов вынуждена признаться, что у неё будет ребёнок от случайного мужчины. Давид не может смириться с этой мыслью.

И вот все эти проблемы падают на голову наших героев, заставляя их страдать, испытывать душевную боль, но менять себя. А это необходимо для их нравственного очищения, для спасения их будущего, и будущего их детей. И именно для этого им посылают все эти испытания, искушения. Именно поэтому их сопровождает тот ангел-хранитель, который указывает им путь, оберегает на этом пути. Но и "змей-искуситель" нужен для целей взращивания в них стойкости, укрепления веры в добродетель, в справедливость всего, что с ними происходит. И заметьте, дьявол не похож на исчадие зла. Он искушает, но как-то незлобиво, а даже по-доброму, предупреждая их о том, что можно не спешить, 2 раза подумать. Здесь Бергман словно демонстрирует, что и добро и зло имеет одну природу, один источник. Это две стороны одной медали. Диалектика.

В этом фильме, посмотрев его несколько раз, начинаешь понимать, что все персонажи словно созданы для того, чтобы исполнить свою частную роль для воспитания душ главных героев. "Всё, что происходит, не случайно".

Не случайно встретились два одиноких человека на вокзале. Не случайно Давиду отказал в работе его сокамерник. Не случайно они набрели на летний домик в ночи и его хозяина. Не случайно Давида обвинили в воровстве. Не случайно его любовь к Магги была поколеблена её признанием в беременности. И чтобы укрепить Давида в вере, что всё не случайно, у него на глазах в трактире умирает от одиночества человек. Суд над Давидом и Магги тоже бы неслучаен. Но восторжествовало то, что души героев не были замутнены, исковерканы выпавшими на их долю испытаниями. И их оправдали. И на пути их попадались не только люди с корыстными намерениями.

Что же явилось в этом фильме самым главным чудом? В чём секрет человеческого счастья? Кто и как может рассчитывать на его достижение? Кто может стать счастливым обладателем билета в долгую и радостную жизнь?

Тот, кто благодарен своей судьбе за всё, что она ему посылает. Кто не боится страданий, житейских передряг, унижений и лишений. Кто сохраняет веру в то, что всё не случайно, что всё для чего-то нужно. Когда-то Стив Джобс, выступая перед выпускниками университета, сказал замечательные слова о пяти точках, пяти событиях в его жизни, которые казались ему случайными, глупыми, ненужными, ошибками в его жизни:

"Вы не можете соединить точки, смотря вперёд; вы можете соединить их, только оглядываясь в прошлое. Поэтому вам придётся довериться тем точкам, которые вы как-нибудь свяжете в будущем. Вам придётся на что-то положиться: на свой характер, судьбу, жизнь, карму – что угодно. Такой подход никогда не подводил меня и он изменил мою жизнь."

Можно добавить к этому: нельзя соединить точки, полагаясь только на человеческую логику, на веру в свою волю, в свой талант, на своё упорство и трудолюбие. Есть то, что ведёт нас по жизни, что помогает нам ежечасно стать достойными этого Божественного мира, соответствовать Его логике, законам Вселенной, стать частью мироздания, вписаться в его мозаичное полотно. При этом не теряя свою индивидуальность, себя как личность. Ведь именно личность как творческое начало обогащает начало коллективное. Общество как живой дышащий развивающийся организм — это всегда собрание личностей. И лишь бездушная машина — это симбиоз шестерёнок и винтиков. А муравейник или рой пчёл, несмотря на всё изящество и чёткую организацию поведения в них отдельных особей, не может развиваться так, как общество творческих индивидуальностей.

Но человек способен на чудо только если он верует в Великое Всё Созидающее Начало, и на пути к этому началу накапливает в своей душе любовь как непременное условие гармоничного соединения личностей в Верховную Личность.

Ещё раз пройдёмся по фильму в поисках Божественного Провидения.

В одном из эпизодов Давид находит игрушку, играющую мелодию.
"Музыкальная игрушка. Ржавая, гнутая, а внутри мелодия. Немного дребезжит, но мелодию держит. Один человек в тюрьме говорил, что потерял мелодию и должен её найти. Я тогда не понимал его."

Можно было бы сделать эту цитату из фильма эпиграфом картины или этой главы. Каждый человек не должен терять ту мелодию души, которая заложена в него природой, Богом. В советском фильме "Клетка для канареек" (1983) эта мысль повторяется: "В каждом человеке всю жизнь должна звучать музыка. Я каждую секунду её слышу. А если она кончится, я умру." Жизнь нам дана для того, чтобы сохранить ту мелодию души, которая дана нам от Бога. Но многим этого не удаётся. Как не удалось это старику, хозяину домика, который из-за своей корысти растерял всё то, что было ему дорого.

Другой эпизод. Давид узнаёт о случайной беременности Магги. Он кричит: "Я не собираюсь заботиться об этом выродке". Потом он принимает ситуацию. Но ребёнок умирает при родах. "Ангел" появляется и разговаривает с Давидом, словно голос совести самого Давида:

— Это я виноват. Я проклял ребёнка. Я сказал: я не хочу заботиться об этом шальном выродке. Я так сказал.
— Разве ты не рад? Разве не этого ты хотел?
— Хотел?
— Да. Ты хотел этого. Признайся. Ты бы полюбил ребёнка? Да, полюбил бы. Но СУДЬБА распорядилась иначе. Ребёнок умер. Какая неожиданная удача! Это твои мысли. Какая удача! Тебе, конечно, неприятно. Но ты и доволен. Там, В ГЛУБИНЕ ДУШИ. Если быть честным.

Ангел говорит о том, что наши мысли, наши чувства создают наши будущие события, формируя нашу судьбу.

И ещё эпизод. Смерть человека в трактире после того, как Давид неприкаянный ходит по городу, не в силах принять новость о беременности Магги. Мы уже упомянули об этом. И снова появляется ангел. "Милое местечко. Чисто. Уютно. У тебя есть работа. Кров. Еда. Девушка. Как говорится, мечта. Но ты ещё не осознал цену всему этому. Только пойми одну вещь. Ты сейчас видел того парня. Это одиночество. Ты видел одиночество."

Категория: Кино Ингмара Бергмана | Добавил: Странник (23.09.2019) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 309 | Теги: кино 1940-х, Ингмар Бергман, кино | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar