Счастье: получать или отдавать? Психология индивидуализма

"Кризис" (1946)

Для того, чтобы продолжить наши исследования творчества Ингмара Бергмана, надо проложить мостик от предыдущего его фильма к следующему. И этот процесс путешествия по его произведениям должен быть непрерывным, логичным, без разрывов и скачков.

Фильм "Кризис" (1946) стал первой самостоятельной работой режиссёра. Он сам написал и сценарий фильма. Ещё раз попробуем обобщить то, что мы увидели в предыдущей его работе "Травля" (1944) как автора сценария.

Западное общество, несмотря на свою приверженность христианским ценностям, по своей сути оставалось языческим. Об этом свидетельствует эпизод из фильма, где учитель латыни "Калигула" признаётся в том, что страх за свою жизнь заставляет его постоянно доказывать себе, что он сильный, что он может давить и унижать других, чтобы самому не стать униженным и раздавленным. Вспомните Раскольникова из Достоевского: "тварь я дрожащая или право имею". В языческом мире ты или хищник или добыча. Закон джунглей. На уровне жизни одного человека это не так страшно. Такого человека можно перевоспитать, помочь ему. Иногда требуется и лечение его души. Но на уровне общества идеология джунглей приводит к построению строго иерархического кастового общества, в котором одни имеют право вершить судьбами других. И это право делает их циничными, нечувствительными к страданиям своей жертвы. Причина в том, что нет общих точек соприкосновения, нет возможности сочувствия, сострадания. Ведь со-страдание — это совместное страдание, это возможность чувствовать боль другого человека как свою. Но для этого должно быть реальное ощущение того, что ты связан с остальным миром невидимыми информационно-энергетическими нитями, что ты — это часть Вселенной. Твои мысли, чувства, поступки мгновенно находят отклик, отзыв в этом большом мире, они тут же формируют на полевом уровне программу твоей дальнейшей судьбы и судьбы твоих потомков, твоего рода. А потом эта программа реализуется в твоей земной жизни.

Невозможность почувствовать, что первичны именно эти полевые структуры, делает из человека атеиста, материалиста, твёрдо стоящего на земле, верящего в то, что только этот вре'менный мир, вре'менная земная жизнь человека, вре'менная его физическая оболочка обладает самодостаточной ценностью, является целью его существования. И тогда он начинает борьбу за своё существование, за территорию своих интересов, за место под солнцем.

Фашизм — это естественное продолжение процесса такой борьбы. Фашизм — это эгоизм в масштабах большой группы людей, достигших высот в накоплении материальных благ, сосредоточивших в своих руках власть над другими людьми, и теперь пытающихся это превосходство закрепить навечно. Но если смотреть на фашизм с точки зрения души человека, то это болезнь. Болезнь общества. Как тех, кто угнетает, так и тех, кого угнетают, истязают, убивают.

В фильме "Травля" садист-учитель выбирает себе в жертву молодую девушку. Казалось бы, она ни в чём не повинна. Но в одной из бесед с юношей она признаётся, что у неё было много поклонников, и она смотрела на жизнь как на развлечение, возможность получать удовольствия.

Так и общество должно платить по счетам за желание обладать земным счастьем. Фашизм возник в самом экономически развитом государстве Европы. И никто из мировых держав, кроме СССР, не попытался остановить победный марш коричневой чумы 20 века по дорогам Старого Света. Более того, есть много признаков того, что США, получив после войны все права на экономическое лидерство в послевоенном мире не только Запада, во многом переняли эстафету у фашистской Германии. Укрывательство военных преступников, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, маккартизм и попытка развязать новую мировую войну, навязать всему миру свою правду, свою волю. Что это, если не фашизм?

"Я верю, что во всём происходящем есть какой-то смысл", — говорит директор школы юноше, которого ему пришлось исключить из школы. Ингмар Бергман пытается найти этот смысл в том, что он видит вокруг себя. И передать то, что он видит, в своём творчестве. Передать не картинки из жизни его современников, а передать причинно-следственные связи, которые вызывают те или иные явления в обществе.

Фильм "Кризис" (1946) развивает тему индивидуализма человека, его устремлённости к потреблению, к эгоизму, неумение отдавать, жертвовать, любить. Есть ощущение, что режиссёр задался целью понять, а какова должна быть эта пропорция в человеке между умением отдавать и брать. Мы называем стремление человека только брать эгоизмом, а бескорыстную отдачу называем альтруизмом. Так где здесь грань? В фильме "Травля" учитель латыни и девушка, его жертва, оба признаются, что одиноки и никому не нужны. Но способности отдавать в них также нет. И они чувствуют себя глубоко несчастными людьми. В "Кризисе" одна из героинь Ингеборга берёт на воспитание девочку Нелли. Она полностью сосредоточена на ней, залезает в любые долги, лишь бы обеспечить нормальную жизнь своей воспитаннице, забывая про себя, не заботясь о собственном благополучии. Биологическая мать Нелли Йенни живёт своей жизнью, время от времени присылая деньги и подарки. Она сосредоточена на своём счастье, на удовольствиях. Нелли зовёт свою приёмную мать мамой, а свою родную мать называет тётей. Когда Нелли исполняется 18 лет, Йенни хочет забрать её в большой город. Дела у Йенни идут хорошо. У неё собственный салон красоты. Она содержит в любовниках молодого человека, который даёт ей ощущение, что она не одинока. Молодой человек — альфонс. Он живёт за чужой счёт, не особенно задумываясь о ценности и целях своей жизни.

Красивая жизнь в большом городе манит Нелли. А тут ещё и бал у мэра подоспел. Этот бал — её первый выход в свет, во взрослую жизнь. Красивые платья, молодые поклонники, высший свет местного общества. Всё это привлекает, ещё больше возбуждает в ней желаний. Но пока ещё она не может бросить свою любимую "мутти". На отъезд провоцирует любовник её матери. Он начинает ухаживать за Нелли, и в конце концов устраивает скандал на балу. Тень этого скандала ложится и на Нелли. Так что эти события автоматически ведут к тому, что ей приходится уехать со своей матерью.

Ингеборга сильно переживает из-за этого. Вся её жизнь лишается смысла. А тут ещё выясняется, что она серьёзно больна, и жить ей остаётся не так уж много. Она впадает в уныние, а потом едет навестить Нелли. Она чувствует свою ответственность за неё, страх за её судьбу.

 

За Нелли продолжает ухаживать любовник Йенни так, что Йенни начинает серьёзно ревновать. А для молодого человека наступает кризис. Собственно, кризис наступает для всех героев этого фильма. Сначала кризис наступает для Ингеборги, когда она теряет Нелли и узнаёт о серьёзности своей болезни. Для молодого повесы кризис наступает, когда он влюбляется в Нелли. Он не знает, что с этим делать. В беседе с Ингеборгой он признаётся, что умеет любить только себя. "Если хочешь только брать и ничего не давать, тогда придётся дорого платить... Я вами восхищаюсь. Вы только даёте и не думаете о том, чтобы вам это вернули". Его жизнь иллюзорна, нереальна. И только Нелли служит ему неким якорем, который удерживает его в реальности. Но в нём происходит смятение чувств. Боль души становится непереносимой. Он стреляется, не перенеся эту боль. Для Йенни это становится ударом, потому что её красивая жизнь терпит фиаско.

Кризис, вызванный смертью молодого человека, приводит Нелли обратно в дом своей приёмной матери. Всё надо начинать сначала. Но одна опасность преодолена. Эта смерть отвратила Нелли от той жизни, которой жила её мать.

Таким образом, сюжет незамысловат, но очень точно показывает то, что называется правдой жизни. Неумение отдавать, жизнь в своё удовольствие, эгоизм, потребление, не способны сделать человека счастливым. В погоне за наслаждением человек создаёт свой виртуальный иллюзорный мир. Но в конце концов наступает пробуждение, и боль расставания с этим призрачным счастьем выглядит как кризис. Кризис души. И не каждый человек способен справиться с этой катастрофой. Если общество не даёт нужных ориентиров, то гибель человека неизбежна.

Но и полное самопожертвование ради другого, ради того, кого любишь, оказывается также опасно. Почему такая заботливая, такая готовая на жертвы женщина, как Ингеборга, оказалась серьёзно больна. Болезнь — это нарушение высших законов. Что же произошло?

Человеку жизнь даётся как благо для развития его души. Значит, заботиться надо прежде всего о своей душе. Наша душа первична, а наша земная жизнь, наше тело вторичны. Все соблазны земной жизни даются нам для того, чтобы мы научились быть не зависимы от этих соблазнов. Мы должны научиться любить. Но любить другого человека — это любить Бога в нём, в его душе. Помогать, заботиться мы должны о душе другого человека, а не о комфорте для его тела. По сути дела, Ингеборга хотела дать максимального земного счастья Нелли, но не заботилась о здоровье её души. И Нелли ищет это земное счастье. Но вовремя получает урок, который надолго останется в её памяти.

Категория: Кино Ингмара Бергмана | Добавил: Странник (23.09.2019) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 260 | Теги: эгоизм, индивидуализм, кино 1940-х, кино, Бергман Ингмар, драманализ, общество потребления, альтруизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar