Противоположность любви

Весь этот Бергман. Фильм 6
"Тюрьма" (1949)

«Бог знал: для того чтобы существовала любовь, — и для того чтобы познать Себя как чистую любовь, — должна существовать ее прямая противоположность. Поэтому Бог добровольно создал великую полярность — прямую противоположность любви, все, чем любовь не является, то, что теперь называется страхом. В тот момент, как появился страх, стало возможным существование любви как явления, которое можно пережить.
Именно об этом создании дуальности — любви и ее противоположности — говорится в различных человеческих мифологиях как о рождении зла, падении Адама, бунте Сатаны и т. п.
Решив персонифицировать чистую любовь через образ, который вы называете Богом, вы также решили олицетворять жалкий страх персонажем, который вы называете дьяволом.»
Нил Дональд Уолш. Беседы с Богом. Книга 1

 

Любое произведение искусства, будь то книга или фильм, появляются как отражение нашей жизни, как попытка найти ответы на вопрос: "Почему всё идёт не так?" По этой же причине человек берёт в руки книгу или садиться смотреть фильм. Он хочет найти там ответы на вопросы о своей жизни: Почему в моей жизни что-то идёт не так?

Художник же (создатель фильма, книги) считывает информацию о проблемах, которые преобладают в обществе. И делает их объектом своих исследований. Он помещает героя в условия, когда ему надо делать выбор. И герой делает выбор в соответствии с тем, Кем Он Себя Считает. Сначала этот выбор происходит на уровне чувств, на уровне души. Потом чувство преобразуется в мысль. Мысль выражается в словах и поступках. Но все эти мысли уходят как запрос к Вселенной, как сигнал Вселенной действовать. И Вселенная создаёт условия для этой реализации. 

Особенность автора, как творческого человека, заключается в том, что он проводит этот эксперимент мысленно, в своём воображении. Он способен в момент творчества отстранится от своего эго и соединиться с тонкими информационными полями Вселенной. Вселенная сообщает, как будут разворачиваться те или иные события в соответствии с выбором героя.

Великое кино или книга всегда показывают степень трансформации героя в ответ на жизненную ситуацию. И теперь уже зритель или читатель считывают эту информацию через свои чувства и своё подсознание. На самом деле, произведение появляется как запрос к Вселенной со стороны большой части общества. Читатель или зритель выступают соавторами произведения. Без них фильм никогда бы не появился. Книга не была бы написана. Если вы держите в руках эту книгу, если вы пришли смотреть этот фильм, то это ваше подсознание привело вас к ним. Случайностей не бывает. Любое наше внутреннее устремление всегда реализуется, если оно искренне. 

Попробуем на конкретном примере разобраться, как это работает.

Перед нами 6-й фильм Ингмара Бергмана. Он начинается с пролога. Старый учитель Пауль после долгой болезни (лежал в психиатрической клинике) приходит к своему бывшему ученику, ставшему кинорежиссёром, с идеей фильма. Идея необычна.

— Фильм про ад. Дьявол делает заявление: "С этого дня я беру власть над всеми народами и странами Земли. Я повелеваю, чтобы всё было так, как прежде. Атомная бомба запрещается. Но одним этим вы не отделаетесь. Тот, кто сбросил бомбу на Хиросиму, предстанет перед судом и будет приговорён к смерти, поскольку он будет объявлен врагом человечества номер 1."
— А что будет с нашим поколением, у которого нет даже Хаоса? Мы же как кролики в шляпе факира.
— Вам я хочу дать совет. После жизни наступает смерть. Это единственное, что надо знать. Слишком сентиментальные и трусливые могут искать прибежище в церкви. А если скучно, устал или всё равно, можно просто покончить с собой.
— А дьявол церкви не закроет? Не запретит веру?
— Наоборот, он будет поддерживать интерес человека к религии и церкви, которые в течение долгого времени трудились на благо дьявола.
— А в чём цель дьявола? У каждого политика есть программа.
— У дьявола нет программы. Его успех окутан тайной. Люди по себе знают, что дьявол желает им добра. Все его действия направлены на удовлетворение их внутренних потребностей.
— Но ведь кто-то должен был создать все эти потребности?
— Конечно же, дьявол.
— А бога что, отменили?
— Бог умер, побеждён или что-то там ещё... Признайтесь, ведь так намного проще смотреть на мир. Жизнь являет собой страшную, но сладострастную дугу от колыбели до могилы. Огромный смеющийся шедевр. Прекрасный и отвратительный, безжалостный и бессмысленный, созданный, конечно же, дьяволом. Хотя это, скорее всего, символ, фигура. Дьявол правит адом по имени Земля.

В чём здесь смысл? Откуда появляется идея дьявола и его власти на Земле? Вчитаемся ещё раз в слова Пауля. Акцент сделан на том, что надо запретить атомную бомбу, а того, кто её сбросил, предать смерти. И ещё говорится о том, чтобы "всё было так, как прежде". Т.е. до войны. Всё дело в том, что бомбардировка Хиросимы и Нагасаки привела мир в состояние паники, страха. Разрушительная сила такой бомбы убедила людей в том, что следующей мировой войны человечество уже не выдержит. 1949 год. Европа ещё только приходила в себя от последствий войны. Но чувствовали ли европейцы радость от победы над фашизмом? Ведь они практически не являлись (за исключением сил Сопротивления) участниками этой победы. Они сдались Гитлеру, а многие являлись его союзниками. Европа находилась в депрессии. Самым популярным жанром в кино того времени был жанр "нуар" ("чёрный"), зародившийся в Голливуде. "Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных [Википедия]". Откуда появляются пессимизм, уныние, депрессия? От неверия в будущее. От отсутствия целей жизни. Привычная система ценностей разрушена, а новой нет. Неверие в будущее рождает страх. К этому добавляется философия и психология индивидуализма, отделённости человека от других людей, отсутствие веры в Бога. Представьте себе, что вы вышли в открытый Космос из космического корабля, а трос, удерживающий вас, оторвался, и вас уносит в темноту космического пространства. Вокруг пустота. Вас охватывает Вселенский Ужас, который, может быть, наиболее ярко выражен в картине "Крик" Эдварда Мунка.

В 1955 году японский режиссёр Акира Куросава снял фильм "Я живу в страхе". Там главный герой захвачен страхом того, что Японию могут бомбардировать атомными бомбами. И он все свои деньги от семейного бизнеса хочет потратить на строительство убежища в Южной Америке и переехать туда с семьёй. Герой всё больше погружается в этот страх, в это безумие, которые уничтожают его бизнес и приносят горе его семье. Видимо, то же самое произошло и со старым учителем Паулем в фильме Бергмана. Поэтому он и попал в психушку. Страх рождает попытку ума найти защиту, опору в виде вымышленной сущности, которая олицетворяет зло. Бог умер, а дьявол взял бразды правления в свои руки, и наводит порядок. 

Страх делает человека рабом того, кто готов гарантировать ему безопасность, комфорт и порядок. В этом смысл того, что дьявол требует за это бессмертную душу. Человек забывает, что он и есть эта душа, которая не может испытывать страх именно потому, что не может умереть. Ей нельзя причинить никакого вреда. Но тело и разум человека связаны с земной жизнью. А она конечна. 

Сюжет

Даже если вы не смотрели фильм, то можете читать эту статью дальше. А мы расскажем сюжет. Наша задача — дать понимание того, как устроено кино, как можно смотреть кинофильм, чтобы извлечь пользу для себя. Поэтому вы можете и не смотреть этот фильм. Но использовать эту информацию в дальнейшем при просмотре других фильмов, к которым у вас лежит душа. Наш выбор связан с тем, что уникальный режиссёр снял 60 фильмов за 60 лет. Это была поистине творческая лаборатория. И по его фильмам можно скрупулёзно проследить весь его творческий процесс. Другие же режиссёры могут годами вынашивать какие-то свои идеи. И снимать исключительно шедевры. Но мы не видим того, что остаётся за кадром. Итак, начинаем.

Сюжет фильма не особенно богат на события. Это, скорее, некоторые эпизоды, которые режиссёр (он же сценарист) монтирует в хронологическом порядке. В качестве пролога описанная нами сцена, где учитель математики Пауль рассказывает идею фильма про ад и дьявола. И сам Пауль больше не имеет отношения к сюжету фильма. Он появляется только в финале, в эпилоге. Пролог и эпилог. Это как в театре. То, что происходит до поднятия занавеса и после его опускания. Пролог ещё можно сравнить с увертюрой в опере. В чём её смысл? Как правило, в короткой увертюре звучат все основные темы музыкального спектакля. Так и в фильме, режиссёр создаёт пролог для того, чтобы подготовить зрителя, раскрыть идею фильма, дав её в концентрированном виде. После разговора Пауля с режиссёром, начинается сам фильм. И это очень похоже на то, как если бы такой фильм уже снимался. Т.е. Пауль дал идею, а далее возникает сценарий фильма и его реализация на экране.

Томас (друг режиссёра) знакомится с 17-летней Биргиттой Каролиной. Он хочет написать статью о ночной жизни Стокгольма. А Биргитта работает проституткой. Томас узнаёт, что она живёт со своей сестрой и "женихом" Петером, который получает все деньги от её ремесла. Самое удивительное для Томаса, что девушка ведёт себя совершенно беззаботно и невинно. И не выглядит несчастной. Её, похоже, всё устраивает. И Томас не может понять, чем мотивирован её выбор такой жизни.

А у самого Томаса дела в жизни не ладятся. Он постоянно пьёт и скандалит с женой.

Проходит полгода и судьба снова сводит Томаса и Биргитту Каролину. Но уже при весьма драматических обстоятельствах. Биргитта рожает ребёнка, которого у неё забирают Петер и сестра Линнея. Они пугают её тем, что незаконнорожденный ребёнок у несовершеннолетней девушки может привести её и Петера в тюрьму. Законы Швеции, действительно, суровы. Об этом нам поведал Бергман в предыдущих фильмах. Биргиттой заинтересовалась полиция. У них появились сведения о её ночном образе жизни. Она и Петер в полицейском участке. Туда же прибегает и пьяный Томас, который собирался покончить с собой и заодно убить свою жену. Но она огрела его бутылкой, и ушла. Он же, очнувшись, решил, что убил её, и пришёл заявить на себя в полицию. 

Когда все трое оказываются на свободе, Биргитта цепляется за Томаса, как за соломинку. Она больше не хочет оставаться с Петером. Томас находит свою знакомую, которая содержит пансион, и ночь они проводят в комнатке на чердаке. Здесь к ним приходит временное успокоение. Томас находит свои старые игрушки: деревянную лошадку и старый кинопроектор. У него начинают светиться глаза от воспоминаний детства. И Биргитта говорит, что воспоминания детства дают сейчас ей какое-то странное тепло.

Биргитта рассказывает сон, который приснился ей этой ночью. Она встретила девочку, давшую ей шкатулку с драгоценным камнем. "Мне досталось самое прекрасное, что только может быть. То, что надо очень беречь и ни в коем случае не потерять."

После близости с Томасом сон продолжается. Теперь Биргитта оказывается на месте аварии, где Томас сидит с деревянной лошадкой.

— Томас! Ты такой грустный.
— Они переехали мою лошадку.
— Бедный Томас. Но ведь у тебя есть я. Могу я немного утешить тебя?
— Ты не понимаешь, какая это катастрофа? 
— Я сплю и могу говорить всё, что пожелаю. То, что я никогда не сказала бы, если не спала. Я люблю тебя, Томас. Я хочу быть с тобой. Я буду самоотверженной. Можешь приказывать мне. Можешь ударить меня, если захочешь. Хотя, по-моему, тебе этого совсем не надо. Когда ты напьёшься, я отнесу тебя домой. А когда загрустишь, я буду стоять перед тобой на голове, и больше не буду одинокой. А когда я тебе надоем, я уйду своей дорогой, и больше не вернусь никогда. Я никогда не сделаю тебе больно и не опечалю тебя." 

Вместо Томаса появляется её клиент с садистскими замашками. Плачет ребёнок. Потом появляется Петер, который берёт из ванной с водой куклу-пупса. Кукла превращается в рыбу, Петер сворачивает ей голову и бросает обратно в ванну с водой. Биргитта в ужасе и слезах просыпается. Томас пытается выяснить, что ей снилось. 

— Сейчас ты должна спасти себя и меня. Ты больна? 
— Да, больна. Я что-то потеряла.

Томас не отступает. И подсознание выдаёт Биргитте то, что она далеко запрятала. Она вспоминает, что потеряла ребёнка. 

А Петер с Линнеей прочитали в газете сообщение, которое может раскрыть то, что они избавились от ребёнка, умертвили его. И теперь надо всеми средствами вернуть Биргитту, чтобы она не призналась во всём полиции. 

Страх и боль снова овладевают Биргиттой от последних известий. Она покидает Томаса и возвращается к Петеру. Но спокойствие не наступает. Петер приводит снова клиента-садиста, который опять пытается издеваться над девушкой. Но она больше не хочет выносить боль и страдание.

Биргитта Каролина спускается в подвал и режет себе вены.

А Томас, после того, как он потерял Биргитту, долго бродит по городу. А потом возвращается к Софи.

Эпилог выглядит как продолжение Пролога. Снова к режиссёру приходит старый учитель Пауль. Он задаёт вопрос: можно ли снять фильм по его идее? 

"Идею фильма нельзя реализовать. Картина закончилась бы большим и страшным вопросом. А такие фильмы делать нельзя. А спрашивать некого. Вернее, есть, только в том случае, если верить в Бога. Но ведь не верят. А в таком случае выхода нет."

Драманализ

Врачу, чтобы поставить диагноз, надо проследить всю историю болезни. Кинорежиссёр не ставит диагноз, не даёт заключений, не делает никаких заявлений. Ему предыстория не нужна. Он просто изображает то, что видит. Прямо сейчас. 

В фильме "Тюрьма" (1949) Бергмана мы видим старого полубезумного учителя Пауля, который рассуждает о дьяволе. Но мы не знаем ничего о том, как он пришёл к этому безумию. Мы видим, что дела Томаса в карьере и семейной жизни разваливаются, но мы не видим, с чего всё началось. Судьба Биргитты Каролины известна нам только с момента знакомства её с Томасом. Но что произошло с ней? Почему она оказалась проституткой, почему связала свою судьбу с Петером, который живёт за её счёт? Казалось бы, надо искать проблемы всех этих персонажей в "истории их болезни". Но её нет. Как же быть зрителю, чтобы после просмотра фильма ответить на вопросы: "Почему страдают герои? Почему у них всё идёт не так? И что значит — не так?"

Чтобы найти ответ, обратимся к цитате из фильма "Работа без авторства" (2013). Художник говорит: "Мне безразлично, кого я рисую. Даже лучше, если мы незнакомы. Так я лучше вижу, в чём суть. Я не делаю заявлений. Я лишь создаю образы". И этим он проникает в ткань событий. Не зная предыстории, он видит взаимосвязи. Так в упомянутом фильме "Работа без авторства" художник своим внутренним видением соединил две фотографии, которые попали к нему в разное время, и, казалось бы, не имели никакого отношения друг к другу. Но он соединил их, и мозаика сложилась. И это было правдой жизни, моментом истины, потому что один из персонажей на фото оказался причиной гибели другого. Художник этого не знал. Зрители знали. Но он увидел все эти взаимосвязи. Сработал дар художника-ясновидца. 

Поэтому и в фильме Бергмана попытаемся обойтись без "истории болезни", а увидеть то, что нарисовал нам режиссёр. Большой художник никогда не обманет. Он изобразит Божественную картину мира.

Основные принципы того, что происходит с человеком, это то, Кем Он Себя Считает. Жизнь реализуется по такому сценарию, чтобы человек мог испытать на своём опыте то, что он выбирает. При этом выбор этот зачастую бывает неосознанным. Например, человек просто подчиняется некоторым стереотипам, которые навязывает ему общество. 

Например, как понять, почему Биргитта Каролина выбирает ту жизнь, которой живёт, и которая приводит её к самоубийству? Это тот вопрос, который интересовал журналиста Томаса в начале фильма. Ответ дан в двух эпизодах.

Когда Томас и Биргитта оказываются в комнатке на чердаке, Биргитта произносит фразу: "Я была так одинока". А потом, когда ей снится сон, где она начинает жалеть Томаса, то говорит: "Я люблю тебя, Томас. Я хочу быть с тобой. Я буду самоотверженной. Можешь приказывать мне. Можешь ударить меня, если захочешь. Хотя, по-моему, тебе этого совсем не надо. Когда ты напьёшься, я отнесу тебя домой. А когда загрустишь, я буду стоять перед тобой на голове, и больше не буду одинокой."

Из этих двух цитат можно смело сделать вывод, что ощущение одиночества привело её к Петеру. Она готова на любые жертвы ради только того, чтобы не чувствовать себя одинокой. Любые жертвы - это и необходимость испытывать боль, страдание, унижение от того, кто защищает её от одиночества. Именно поэтому она и становится при Петере проституткой, готова подчиняться ему, отдавать все деньги.

Точка перелома пути происходит после того, как она рожает ребёнка. Для Биргитты вся её любовь, её душа сконцентрирована на этом ребёнке. Поэтому ей и снится такой сон, после которого она говорит: "Мне досталось самое прекрасное, что только может быть. То, что надо очень беречь и ни в коем случае не потерять." Драгоценный камень - это не просто её ребёнок. Это её душа, и всё то самое лучшее, что связано с душой, с чувством любви. 

Но страх снова овладевает ею. Привычка жить в страхе возвращает её к той действительности, в которой она жила всё это время. Страх - противоположность любви. Страх потерять Петера и снова стать одинокой, заставляют её подчиниться Петеру и её сестре. И это провоцирует внутренний конфликт. С одной стороны её эго требует защитить себя от одиночества. С другой, её живая душа хочет любви как глубинного вечного начала. Но справится с этим пока она не в состоянии. Но теперь вера в Петера для Бригитты поколеблена. Только боль и страдание становятся такими, что сознание блокирует память. Боль уходит на уровень подсознания. Это своего рода самогипноз. Приказ своему подсознанию не замечать того, что произошло. И Биргитта продолжает жить в состоянии сомнамбулы, пока встреча с Томасом не меняет ситуацию. 

Душа снова оживает. К ней возвращается тепло, чувства. Биргитта обращается к своему детству. "Странно как-то. Я начинаю столько всего вспоминать. Особенно из детства. Во мне вдруг возникает странное тепло."

Но это просветление ещё не способно стать лейтмотивом её жизни. И сон - яркое этому доказательство. Первый сон говорит о пробуждении души, о светлом и искреннем чувстве любви, которое никогда не умирает. Второй же сон снова вытаскивает из подсознания все её страхи. Но, как это ни странно будет звучать, второй сон и даёт спасение и облегчение душе. 

Механизм любого сна - это приглушение деятельности сознания, ума, которым управляет эго. Во сне идёт обращение к подсознанию. Но это и связь с тем реальным миром, в котором обитает наша душа, с которым она навечно связана. И подсознание во сне вытаскивает из своих глубин в верхние слои нашу боль. Человек, проснувшись, вновь может вспомнить свои нерешённые проблемы, которые он старательно запрятал. И Биргитта находит выход. Сначала срабатывает привычный страх. Страх перед одиночеством. Девушка возвращается к Петеру. Но она уже осознаёт, что больше не хочет испытывать боль и страдания. Но у неё нет знания и понимания механизмов такого спасения от страданий. Кроме одного. Жизнь и страдания для неё несовместимы. Она не хочет больше калечить свою душу. Самоубийство — это возможность сохранить любовь в душе. И она больше не боится. Она познала любовь через страх. Она познала, что такое любовь, испытав на опыте то, что не является любовью. 

Схожая ситуация происходит с Томасом. Но он по-другому решает её. Проблема Томаса заключается в его страхе не состояться. Этот страх только подогревает в нём его жена. Она не верит в него. Но их конфликт происходит от того, что они постоянно идут на компромиссы, которые доставляют им страдания и боль. Его жена Софи говорит режиссёру: "Он говорит, что у него гениальные идеи, но он не может их реализовать. Дело в том, что он слишком много пьёт". И позже добавляет: "Мало-помалу человек теряет самого себя. Всё, что принадлежит ему, всё, что он собирал, пока был ребёнком. Я имею в виду то, что называется душа. Мы с Томасом изнашиваем то, что у нас есть. И не приобретаем ничего нового. И Томас знает и чувствует это."

Томас и Софи ради друг друга идут на компромиссы, которые разрушают их души, их истинное представление о себе, о том, Кто Они Есть. Они не понимают, что главным стержнем этой жизни может быть не жизнь ради другого, а реализация того, Кто Ты Есть. И постепенно совместная жизнь их и любовь рассыпаются. И это приводит Томаса к мысли, что жизнь не имеет смысла. Но по привычке думать, что он делает всё это ради блага Софи, он хочет убить и себя и её. Софи первая разрубает этот гордиев узел и освобождает Томаса от обязанности жертвовать собой. Поэтому для Томаса всё оканчивается по-другому, чем для Биргитты. 

Встреча с Биргиттой оживляет душу Томаса. Он и сам в этом признаётся девушке. И даже её смерть уже не может разрушить его чувства.

Страх приводит героев к пониманию того, что такое Любовь. А если страх уже не нужен, то нет необходимости плодить таких сущностей как дьявол. И под занавес бывший ученик говорит своему учителю, что такой фильм снимать нет необходимости. Слишком много вопросов появляется, на которые ответить можно, только если понимаешь, как на самом деле устроен этот мир, по каким законам он живёт и развивается. Но пока люди спят, пока сон их разума рождает чудовищ, пока страх всё ещё является лейтмотивом их поступков, люди будут жить в этом мире, на этой планете как в тюрьме.

"Дети Мои, вы слишком долго жили в тюрьме, возведенной собственными руками. Вам пора освободиться. Вы заточили в темницу свои пять естественных чувств, подавив их и превратив в совершенно неестественные. Это принесло в ваш мир несчастья, смерть и разрушение."
Нил Дональд Уолш. Беседы с Богом. Книга 3

Категория: Кино Ингмара Бергмана | Добавил: Странник (28.05.2020) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 272 | Теги: драманализ, Ингмар Бергман, страх, кино Швеции, кино, кино 1940-х, Дьявол, кинокритика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar