Я живу в страхе (Япония, 1955)

Психология страха

Герой фильма под влиянием СМИ напуган возможной атакой на Японию с использованием водородной бомбы. Он был успешным предпринимателем, смог построить после войны семейный бизнес - литейный завод. Но теперь все деньги тратит сначала на строительство бомбоубежища, а потом и реализацию идеи переезда жить в Бразилию вместе с родственниками. Это наносит удар по его многочисленной родне. Они все зависят от его семейного бизнеса, рассчитывают на наследство, и очень обеспокоены, что он может разорить весь бизнес. Они подают на него в суд, пытаясь объявить ретивого главу семейства недееспособным. Трудный вопрос приходится решать и общественным заседателям. Один из них пытается поставить себя на место этого человека, понять его страхи. В конце концов, глава семейства, видя, что его планы срываются, решается на крайнюю меру. Раз его родственники так привязаны к заводу, то он поджигает его. Жертвами его действий становятся многочисленные работники предприятия и их семьи, оставшиеся без средств к существованию. Герой фильма сходит с ума.

Фильм не столь значим, может быть, в творчестве Куросавы. Но он служит ступенькой в его исследовании души человеческой. Главная тема исследований: борьба животного и Божественного начал в человеке. Животное начало - это инстинкты: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Они связаны с земной временной оболочкой человека - его телом и сознанием. Божественное начало связано с душой. Это воспитание чувства любви и единства со всей Вселенной. Инстинкты же разрушают это единство, заставляют верить человека, что его Я является центром, вокруг которого крутится всё остальное. Инстинкты растят корысть, эгоизм, чувство собственничества, агрессивность души. Душа, преодолевшая земное притяжение, наполненная любовью к миру, готова на сочувствие, сопереживание, жертвенность. Она поднимает человека на уровень, с которого человек видит себя листом на общем дереве мироздания. Возрастают и возможности человека, потому что через любовь он может пользоваться энергией всей Вселенной, с которой неразрывно связан.

В фильмах Акиры Куросавы всегда присутствуют 2 начала. И даже актёры подобраны с такими же характерами. Такаси Симура - актёр, играющий героев, идущих всегда к просветлению, к нравственному очищению, познанию Божественного в себе. Тосиро Мифунэ - яркий представитель всего приземлённого, животного начала. Ему присущи страх, трусость, предательство, корыстность, эгоизм. Конечно, в разных фильмах это приобретает разный оттенок, но основные черты именно таковы.

Персонаж Мифунэ, Киити Накадзима, испытывает страх за свою жизнь и судьбу своего клана. И этот страх постепенно нарастает, достигает апогея, далее включается блокировка психики, и Накадзима сходит с ума. Страх перед будущим - это боязнь потерять то, что имеешь: деньги, материальные ценности, семью, здоровье, положение в обществе, свою жизнь. Страх превращает человека в яростного защитника своей территории. Всё остальное его перестаёт волновать. Накадзиму не интересует, что будет с его родиной, с его страной, если действительно начнётся ядерная война. Его даже не волнуют те люди, которые работают на его заводе. Из примерного доброжелательного семьянина, успешного бизнесмена, он превращается в жалкое, наполненное ужасом существо, принимающее за взрывы бомбы даже звуки грозы. Он готов ради своих шкурных интересов уничтожить то, что кормило их семьи. Он перестаёт здраво мыслить, потому что для стратегического мышления необходимо отрешиться от собственного Я, увидеть мир целиком. Но он всё больше погружается в мир своих страхов, своего подсознания. Он живёт в своём виртуальном, придуманном мире, который терзает его, заставляет страдать. Непереносимость боли души ведёт человека либо к убийству, либо к самоубийству. Либо человека лишают рассудка, и он может тогда жить дальше в мире своих иллюзий. Не случайно, человек, потерявший рассудок, называется душевнобольным. Именно перегрузка сознания является смертельной для души человека. "Блаженны нищие духом ибо их есть царство небесное". И именно в психиатрической лечебнице Накадзима обретает покой. Он чувствует себя человеком, улетевшим на другую планету, где нет водородных бомб, и нет опасности для его жизни.

Категория: Кино Акиры Куросавы | Добавил: Странник (27.03.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 478 | Теги: кино 1950-х, кино, драманализ, Акира Куросава, кино Японии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar