Нам нужны фильмы о Настоящем Человеке

Время чтения: 7-10 минут

Близки оказались знаменательные даты, относящиеся к одной теме. 17 марта 1908 года родился советский писатель Борис Николаевич Полевой, автор прославившей его книги "Повесть о настоящем человеке". Да, он много ещё чего написал, был профессиональным журналистом, прошёл с карандашом и блокнотом всю войну, 20 лет был главным редактором журнала "Юность". Но всё-таки помнят его и сегодня именно по "Повести о настоящем человеке", написанной в 1946 году всего за 19 дней (!). Героем его повести стал реальный человек, Алексей Петрович Маресьев, Герой Советского Союза, военный лётчик. Его дата рождения приходится на 20 мая 1916 года, а день смерти на 18 мая 2001 года.

В чём же примечательность этих людей для истории? Наверное, прежде всего, тем, что Алексей Маресьев и его литературный образ развенчивают современные представления о временах Великой Отечественной войны. Не секрет, что многие современные кинорежиссёры создают киноленты о войне в стиле голливудских боевиков или компьютерных игр. Визуальные эффекты, компьютерная графика в изображении батальных сцен вылезают на передний план. Задний заполняется любовными историями и мерзостями чиновничьего произвола (причём, под чиновниками подразумеваются любые должностные лица, в том числе, военные, наделённые хотя бы мизерной властью). Все персонажи ищут какой-либо выгоды для себя. Один из таких режиссёров прямо сказал в интервью, что пытался избавиться от советскости в изображении войны, и быть свободным от коммунистической идеологии. Но почему-то все эти фильмы совершенно не цепляют, им не веришь. И дело здесь не в советском воспитании зрителей, которым чужд этот новый формат киноистории.

Алексей Маресьев доказал своим примером, что для него в жизни были другие ценности, чем сытая успешная жизнь современного представителя творческой интеллигенции. Он всегда хотел летать. В воздушном бою в 1942 году он был сбит, и раненный в ноги, 18 дней ползком двигался по лесу к своим. Заражение крови, потеря ног лишила его возможности летать, а значит, смысла жизни. Для него это было неприемлемо. И он нашёл выход. И снова стал лётчиком с ампутированными ногами. Вопреки всем правилам военной авиации, медицинских заключений, а тем более, военного времени. Своим упорством, целеустремлённостью, своей энергией, преданностью мечте он смог выполнить нормативы здорового человека, военного лётчика. И получил "добро" на небо. Он не искал славы. Славу ему принесли звезда Героя и писатель Борис Полевой. Надо отметить и тот факт, что он пережил и СССР, и лихие 90-е, и ушёл из жизни уже в XXI веке.

Современная российская творческая элита убеждена, что советская идеология слишком давила на свободу человека. С этим можно согласиться, но надо исследовать этот вопрос не с позиций современного европейского гуманизма, а разбираясь в обстановке и атмосфере соответствующей исторической эпохи. Так называемые европейские свободы и европейские ценности стали сегодня вымпелом наших кинорежиссёров. Они уже давно пытаются интегрироваться в мировой кинематограф. И даже фильмы делают в расчёте на показ на одном из международных кинофорумов. Мерилом успеха для них будет награда от этих западных киноэкспертов. Для этого кинопроизводство подстраивается под западные стандарты. Но Вторая мировая война для Европы и Великая Отечественная война для России - это две большие разницы. Европа довольно спокойно жила и под Гитлером. Посмотрите хотя бы на фотографии Парижа времён немецкой оккупации. А русский народ должен был с оружием в руках доказывать, что имеет право на своё существование.

Тот самый советский патриотизм и советская идеология, в данном контексте, оказались единственной возможностью мобилизовать силы всего советского народа в единый кулак, подчинить личные интересы интересам коллективного разума, чтобы выиграть эту войну на уничтожение. Но идеология же коллективизма смогла создать на обломках полностью исчезнувшей Российской империи новое государство, доказать западному миру свою дееспособность, заставить уважать себя или бояться тех, кто хотел бы получить все ресурсы и территорию России даром.

Да, надо разбираться в причинах, по которым Россия пришла к такому состоянию, что только жёсткий коллективизм способен был сохранить страну и народ. Это задача историков. (Причины кроются, на мой взгляд, в неспособности и нежелании российских элит со времён воцарения дома Романовых развивать свой народ, давать ему возможность получать образование, возможность реализовывать себя в различных областях деятельности государства, проводить вовремя соответствующие реформы. Вместо этого, элиты узурпировали все права на управление страной, но сами ничего не создавали, не производили, жили, целиком паразитируя на шее простого народа, грабя его и обирая. В конце концов, забирая даже то, что требовалось крестьянину для его выживания. И элиты просто проскочили "точку невозврата". А чем запущеннее болезнь, тем радикальнее средства. Большевизм, коллективизм и стал таким хирургическим средством. Консервативное лечение уже было невозможно.) Но мерить историю мерками современных идеалов нельзя. Это современный обыватель не способен на подвиг Маресьева. У него другие условия жизни и система целей. Но люди совершают подвиги не из-за женщин или корыстных целей, как это изображено в новом российском кино. Есть вещи, которые расположены гораздо выше пояса. И русский человек это не раз доказывал в истории. Есть, конечно, такие примеры и у других народов и в других эпохах.

На самом деле, проблемы для человечества начинаются тогда, когда оно забывает о своей Божественной природе, а начинает жить эгоистическими интересами и страстями. Именно так и поступили европейцы, отдав свою судьбу на откуп одного фанатика-неврастеника. У всей консолидированной Европы было достаточно сил противостоять германской военной машине. Да и под их непосредственным присмотром взращивалось то зло, которое можно было уничтожить в зародыше. Жадность и корысть двигали западными политиками. Они готовы были стать вассалами, слугами нового европейского диктатора, лишь бы продолжать иметь сытую респектабельную буржуазную жизнь. И лишь России не оставляли шансов на существование, потому что она была оплотом и рассадником коммунистической морали. И никогда Европа не поймёт, чем для нас являлась эта Война и эта Победа.

Но надо ли создавать сегодня фильмы о войне? Бесспорно, да. Именно сегодня нужны новые смыслы этой Победы. И они, эти смыслы, лежат вне плоскости советской идеологии, а тем более, вне плоскости бытовых проблем и сексуальной неудовлетворённости отдельных людей или исторических личностей. Смысл Победы - в понимании настоящих ценностей бытия для человечества. Смысл в том, чтобы понять, как выжить современной цивилизации. Не какому-то отдельному народу, государству, а всей цивилизации. Мы стоим сегодня перед проблемами глобального, планетарного масштаба. Будет ли у нас завтра? Оставим ли мы что-то потомкам? Продолжится ли жизнь на Земле? Великая Отечественная война ставила перед русским/советским народом именно эти вопросы.

А жизнь и подвиг Алексея Маресьева доказывают, что и в СССР с его коллективистской идеологией была возможность для воспитания и развития яркой индивидуальности, настоящего Человека. И сегодня надо заново снимать фильм "Повесть о настоящем человеке", который был поставлен лишь раз в 1948 году. Он был понятен зрителям той ушедшей эпохи. Нужно найти новое решение. Потому что сегодня катастрофически не хватает рассказов, книг, фильмов о Настоящих Человеках.

Другие статьи по теме: "Личность и общество"

Личность и общество в школьном воспитании

Дневник директора школы

Коллективизм - идеология советского образования

 

 

Категория: Кино со смыслом | Добавил: Странник (23.05.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 442 | Теги: коллективизм, советская идеология, военное кино, личность и государство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar