Фильм Древо желания (1976) реж. Т. Абуладзе

Это второй фильм трилогии "Мольба - Древо желания - Покаяние" грузинского режиссёра Тенгиза Абуладзе.

Вступление

Структура любого общества в исторической перспективе не слишком изменилась. Что в племени, что в общине, что в государстве можно выделить три ветви управления. Шаман или духовный лидер отвечал за стратегическое выживание племени. Он заботился о духовном и нравственном здоровье людей. Он обращался к богам (или богу в системе единобожия) и получал информацию о важных решениях для общины. Оперативным управлением в общине занимался вождь. Он принимал решения тактического характера, о защите от враждебных племён, был военачальником, решал споры между членами общины. Были в племени-общине и старейшины, люди, накапливающие знания и мудрость предков. Они, благодаря этой мудрости, могли дать добрый совет, подсказать вождю, как принято было поступать в той или иной ситуации в роду. То есть, были хранителями обычаев и традиций. В разное время менялись названия этих групп людей. Вождь-князь-царь-правитель-глава государства; шаманы-жрецы-священники; старейшины-бояре-сенаторы. Ясно, что все названные люди были личностями неординарными. Они обладали большими талантами, природной высокой энергетикой и людьми, способными взять на себя ответственность за судьбу своего народа. Ответственность подразумевает бескорыстность. Как и в уголовном мире, в языческом обществе лидер должен быть не зависим от материальных благ, семейных уз. Иначе он будет действовать не на пользу общества, а в своих корыстных интересах. Но возможности у таких людей всегда выше всех других людей. Поэтому почесть и уважение со стороны рядовых членов общины особая. Со временем человек привыкает к своему статусу, и ему уже не хочется, чтобы что-то менялось. Ему сладко, чтобы всегда его возносили, почитали, считали благородным. И чтобы всё то, что он имеет, передалось по наследству его детям. При этом изначальный смысл обычаев, традиций, ритуалов утрачивается и превращается в догмы. Без развитого мировоззрения, без понимания причинно-следственных связей процессов во Вселенной, нет возможности жить праведной жизнью. Но мир не стоит на месте. Вся история свидетельствует о непрерывном процессе глобализации. Мелкие племена объединяются, создают новые центры управления. Затем возникают всевозможные княжества и другие формы объединения территорий и народов. И вот появляются первые государства как объединения народов, живущих на одной исторической территории под общим управлением. Всё хорошо, можно продолжать решать общие для всех проблемы, защищаться от врагов, налаживать мирную жизнь. Но объединение не может происходить с тем же примитивным представлением о мире, что и в родоплеменной структуре общества. Появляются люди, несущие стратегическую информацию о картине мира, о тех правилах общежития, которые могут помочь выживанию и развитию народов и государств.

Но не так-то просто изменить психологию человека. Власть стремится стать вечной, незыблемой, а для этого использует средства духовного влияния и совета старейшин. Священники вступают в союз с правителями, чтобы закрепить своё влияние над народом. Тогда они начинают трактовать священные тексты в угоду власти. И это уже корысть. Верхушка элиты начинает отрываться от остальной части народа, создавать себе особое положение и особые привилегии. То, что нельзя другим, можно богам. "Что позволено Юпитеру, не позволено быку". Отражением такого расклада сил можно считать мифы Древней Греции. Есть олимп богов, небожителей, которые вершат судьбы мира, плетут между собой интриги, а людей используют в своих целях. Есть прослойка людей, добившихся успехов, обладающих талантами, неординарных. Им позволено приблизиться к богам. Они играют роль героев. Современной иллюстрацией такой модели общества стали книги и фильмы про Гарри Поттера. Маги и волшебники правят миром и людьми. Они решают судьбу мира. Они решают судьбу людей. И только избранным из людей полукровкам дано право присоединиться к элите.

Вот как на протяжении тысячелетий трансформировалось языческое мировоззрение людей, превратившее общество в толпо-элитарную иерархическую модель. И это несмотря на то, что на Землю приходила Божественная информация о новых знаниях о мире, о его законах. Сначала возникла религия единобожия. 5000 лет назад появился Иудаизм. 613 заповедей, соблюдая которые можно стать ближе к Богу, и вести праведную жизнь. Единобожие дало резкий импульс для развития. Но со временем сами заповеди из средства превратились в цель. Механическое соблюдение правил не делает человека праведником, если не меняет его душу. Появился Иисус Христос, который сказал: обычаи, ритуалы - всё это хорошо. Я не пришёл отвергать законы, а исполнить их. Но если нет любви в душе, они не спасут. И тем, кто обвинял его и учеников в несоблюдении поста он говорил, что если вы носите Бога внутри себя, ощущаете Любовь, то поститься необязательно. Таким образом, это был большой прогресс в мировоззрении. Не обязательно знать все 613 заповедей и тщательно исполнять их. Важно ощутить любовь в душе, только тогда можно установить своё единство с миром, с людьми. И второе важное дополнение к Ветхому Завету: Бог внутри нас. Не где-то там за пределами Земли и Вселенной. Он всегда в нас самих, в нашей душе. И наша душа божественна по самой природе.

Но сами по себе знания ничто, если мы не умеем применить их к своей жизни. 2000 лет прошло со времён прихода Христа, 2000 лет многие народы считают себя последователями христианских традиций. Но воз и поныне там. Определяющим нашу жизнь остаётся язычество. Поклонение идолам, жертвоприношение людей на алтарь алчности и корысти. Только теперь этот процесс проходит уже на глобальном уровне, в масштабах всего человечества. И пока что ни одна мировая религия не может сказать, что справилась с задачей преодоления человеческих страстей, эгоизма, властолюбия и потребительского отношения к жизни. Хотя как минимум 2 религии считают себя наследницами Христа: католичество и православие.

Анализ фильма

А теперь вернёмся к фильму "Древо желания". В IV веке Грузия приняла Христианство. И мы видим жизнь грузинского села второй половины XIX века, которое уже 15 веков живёт по Христианским заповедям.

Село - это модель грузинского общества того времени. Социальная структура общества такова. Элита села представлена семьёй Шэтэ: зажиточное семейство, владеющее большим поголовьем овец, у которых в работниках и пастухи, и управляющий, и прочая прислуга. Они ведут себя как хозяева, держатся отдельно от простого люда, весьма надменны и суровы.

Старейшина села Цицикоре. Этот человек всеми уважаем, почитаем, хранитель знаний об обычаях предков селян. К нему обращаются за советом и помощью. Он выполняет функции старосты, ветеринара, свата, наставляет молодых, руководит общественными работами. Мы видим как он ставит диагноз коню Гедиа, руководит работами по огораживанию пр'оклятого места на холме, как приходит убеждать Чачико отдать его дочь замуж за Шэтэ.

Священник православной грузинской церкви. Он ведёт службы в храме, венчает, отпевает. Но он и любитель денег, вина, женщин. Он давно уже погряз сам в пороках, и не может служить примером праведности и наставлять в этом прихожан. "На тебя гляжу и таю, как свиное сало. И мечтаю, всё мечтаю, чтоб моей ты стала".

И это лучшие люди общества. Элита. Шэтэ надменен, агрессивен, он занят только собой, хозяйственными делами семьи. Его мать печётся только о благополучии их семьи, о сохранении статуса избранности. Она не просит ни кого и ни о чём. Она может только требовать и покупать. Жизнь односельчан мало волнует эту семью. Если надо на войну, то пойдут другие, но не Шэтэ.

Цицикоре учит всех жизни, ходит по селу и делает всем замечания. Он вмешивается в жизнь любого жителя. С одной стороны, он носитель заветов предков, хранитель нравственных основ, чести и добропорядочности. Он печётся о том, чтобы скот жителей был цел, чтобы люди не ленились работать, чтобы женщины сохраняли целомудрие, а мужчины были хорошими семьянинами. Но так ли уж о нравственном здоровье общества печётся Цицикоре? "Без его разрешения ни выпить, ни поспать нельзя. Кто его назначил нашим начальником?"

Ещё в селе живут персонажи, которых в народе считают полудурками, изгоями, юродивыми. Это Иорам, который ходит, прихрамывая, по селу с бешеными глазами, и проклинает всё вокруг. Он сталкивается с Цицикоре. Он провозглашает, что скоро грянет буря, и эта буря очистит всю землю от скверны, принесёт свежий воздух и новую жизнь. "Греми гром. Сверкай молния. Раскались небо и обрушься на землю. Смети всякую нечисть. Очисти землю и воздух. Заглуши путь врагу. Раздроби ему челюсть. Дай почувствовать мне жизнь. Взвейся, буря освобождения. Разрушь эту убогую действительность. Прогнивший мир должен быть разрушен. Мы должны столкнуть Чёрное море с Каспийским. Я готов принять первым бой за свободу человечества." Он прикладывает ухо к земле, чтобы услышать шум приближающейся бури, он не любит людей, но мечтает о техническом прогрессе, который чудесным образом поможет изменить жизнь. Для Иорама хаос, стихия, анархия - мать порядка. И жители считают, что у него в карманах бомбы.

Бумбала - сторонник возврата в прошлое к истокам грузинской истории. Он считает, что народ просто забыл о своих корнях, перестал почитать величие князей, грузинских мастеров, которые строили прекрасные храмы. (В оригинале он называет Грузию Сакартвело). Он чтит историю и природу (знает латинские названия бабочек и насекомых).

Фуфала - женщина неопределённых лет, носящая обноски, но с претензией на великосветскую даму: толстый слой белой штукатурки на лице, сломанный зонтик, шляпка, отваливающийся каблук, в целом, карикатура на женщину благородных кровей. Она рассказывает историю, как она, дочь столбового дворянина, отказала влюблённому в неё телеграфисту, и всю жизнь хранила верность благородному Шиове, который ушёл воевать и погиб. Над Фуфалой смеются все жители, и даже дети.

Есть в этом селе и полусумасшедший Элиоз, имеющий пятеро дочерей. Он живёт одной идеей: найти волшебное дерево (варианты: волшебный камень и золотую рыбку).

Чем же живут жители села? Каковы их цели, мечты, устремления? Именно элита определяет лицо общества. Потому что остальная часть берёт с них пример, равняется на их жизнь. В элите как в зеркале отображается главная идея существования данного общества. А сущность их корыстная, эгоистичная. Главная цель - укрепить свой статус, накопить в своих интересах определённые ценности, а потом защищать их от постороннего вмешательства. Шэтэ и его семья обеспокоены своим благополучием, своими богатствами, достойным продолжением своего рода. Для этого они готовы эксплуатировать других, покупая дешёвую рабочую силу. И даже невесту для Шэтэ рассматривают как товар, который можно приобрести. У них нет уважения к тем, кто беднее, ниже их на социальной лестнице. Они не будут свататься, прося выдать за Шэтэ самую красивую девушку села. Мать Шэтэ приходит посмотреть товар, оценить его. Словно на базаре при покупке лошади, она изучает все достоинства и недостатки Мариты. А для того, чтобы отец Мариты был сговорчивым, к ним в дом посылается Цицикоре. Его авторитет должен стать весомым аргументом в улаживании сделки. И Цицикоре не сложно добиться цели. Казалось бы, мудрый человек, решающий важные проблемы общества, считающийся самым авторитетным человеком в селе, должен уметь взвешивать все аргументы и стремиться к тому, чтобы справедливость была всегда главным фактором в споре. Но для Цицикоре справедливость есть только для тех, кто наверху. Такие, как Шэтэ всегда выступают в качестве его союзников. Поэтому для Цицикоре важна не справедливость решения, а незыблемость той структуры общества, которая есть, и той власти, которой он обладает над жителями села. А сохранить status quo он может только при поддержке семьи Шэтэ и представителя церкви. И он произносит красивые фразы о сохранении традиций, укреплении рода. "Не много нас, грузин, на свете, и потому всё хорошее, породистое мы должны беречь и умножать. А для этого добрая почва нужна. Семья Шэтэ и будет такой почвой для Мариты. Гедиа - парень неплохой, но бедный, несостоятельный. Разве он сможет создать хорошую жизнь твоей девочке. Если ты счастье желаешь своей стране и дочери, выдай Мариту за Шэтэ". Он знает о любви Мариты и Гедиа, но не считает нужным уважать их чувства и желания.

Священник всё время думает только о том, сколько денег он получил от пожертвований, как заполучить к себе в любовницы самую сексуальную женщину села, где можно будет поесть и выпить даром. Его не волнует ни состояния душ селян, ни их тяготы, ни их проблемы, ни их страдания. Свои церковные обязанности он выполняет формально, не особенно заботясь о подлинном значении молитвы и ритуалов.

Такое поведение элиты - это состояние общества, живущего страстями, корыстью, поклоняющихся своим инстинктам, скрывающим за внешней набожностью и пуританством ханжество, пошлость, мещанство, пустословие. Яркий показатель этого - Элиоз, ищущий волшебное дерево и Фуфала как символ гордыни и вырождения элиты.

Элиоз олицетворяет собой извращённое понимание христианского учения. Из всего описания жизни Христа берутся только те страницы, где говорится о чудесах, которые он творил. Толпы людей по всему миру идут поклониться святым мощам и священным реликвиям, чтобы получить здоровье, деньги, благополучную судьбу. Но при этом ни сколько не заботятся о состоянии своей души, умении жертвовать, сочувствовать страданию ближнего, сопереживать. Элиоз видит в религии только её магическую сторону, которая может дать счастье безоблачное, вечное. Надо только соблюсти некие обряды, таинства и рай ждёт тебя и твоих детей. Проблема Элиоза в том, что он не понимает, что такое счастье, что такое любовь, что такое работа души. Страдание - это враг, наслаждение - это цель. При этом он, погибая в этих поисках, оставляет своих пятерых дочерей сиротами, без средств к существованию.

Фуфала как дочь столбового дворянина - это образец того, во что выливается та гордыня, которой обуреваемы представители элиты, высших слоёв общества. Она тоже пыталась свою жизнь превратить в сказку. Она ждала принца на белом коне, который придёт и заберёт её в волшебную страну. Телеграфист, который сватался к ней, не мог быть достоин её руки. Она стала причиной его самоубийства. Гордыня обернулась безумием. И только придуманный миф ещё удерживает её на этом свете, создаёт хоть какой-то смысл в её нелепом существовании. Её благородный род заканчивается на ней. И сама она больше походит на пародию на благородную даму.

В мире всегда всё сбалансировано. Одна крайность рождает другую. Порочность общества рождает тех, кто начинает бороться с самим этим обществом. Чем глубже погрязли в грехе люди, тем радикальнее средства борьбы с ними. Корни этого опять же в религии. Единобожие, по своей сути, говорит о том, что есть один источник всего сущего во Вселенной - Создатель. Всё, что мы получаем доброго и злого, всё от Него. Но наше несовершенное мировоззрение на протяжении последних тысячелетий не хочет принять этой простой истины. Мы верим, что всё доброе в нашем понимании от Бога, а всё зло от дьявола. Есть такое существо с рогами и копытами. И с этим дьяволом надо бороться. Сжигать на кострах ведьм, пытать еретиков, идти крестовыми походами на иноверцев. Потому что они - слуги дьявола. В конце XIX века эта идея борьбы реализуется через революционеров, террористов. Они видят несправедливость устройства мира, но они уже не верят в рай на небесах. Зло надо уничтожить, и тогда восстановится справедливость, будет построено светлое будущее, рай на земле. Оно воплотится в виде технического прогресса, в виде человека труда и так далее. Но раз бога нет, значит, высшим вершителем справедливости становится человек. Идёт возврат к языческому пониманию мира, к вере в природу, в её очищающую силу. Иорам призывает бурю, которая, по его мнению, уничтожит всё зло на земле, и наступит рай. Язычник не способен соединить противоположности. Есть только добро и зло, чёрное и белое, порядок или хаос. Он бросается в другую крайность. Всё старое надо разрушить, взорвать, снести. Поэтому люди считают, что у него в кармане бомбы. Аналогия с нигилистами и террористами в России. Но Иорам робеет перед пышнотелой соблазнительной Наргизой. На него находит столбняк. Потому что человек обуреваем страстями. Стихия, которую он так жаждет как очистительную, есть стихия языческая. В своей основе Иорам поклоняется инстинктам. Он язычник. Он молится не Богу, а мистическим силам природы. Робость перед Наргизой - это защитная реакция против убийства души. Слишком сильное вожделение. Иорам хромает (хромая судьба). "Долой царя, полицию, попов". Недовольство миром - это недовольство Божественной волей, которая и создала этот мир. Незаметно для себя такой человек скатывается до поклонения своим страстям. Он обуреваем страстями, несмотря на то, что ждёт смерти для грешников. Когда у человека слишком сильны желания, слишком сильна страсть, она блокируется неожиданным "параличом", резкой неуверенностью в себе. Это может выразиться, например, в заикании. Или при сильном страхе человек вдруг не может пошевелить ни ногой ни рукой. Говорят: страх парализовал его. Или при сильном желании у человека начинают дрожать руки.

Но как при таком состоянии общества появились в этом селе такие чистые искренние неиспорченные души как Марита и Гедиа? Они должны появиться для того, чтобы сбалансировать общество. Два человека с бескорыстной душой, с готовностью отдавать, жертвовать, чувствовать красоту этого мира, красоту в каждом живом существе, в каждом цветке. "Вокруг нас всё живое. У всего есть душа. Роса на траве - это слёзы Земли. И смеяться умеет Земля. Весною цветами смеётся она. А небо смеётся звёздами. А там, где упадёт материнская слеза, вырастает фиалка. А что говорит солнце, когда по утрам розы распускаются?" Гедиа горько переживает за смерть своего любимого коня. Он ведёт Мариту на высокую скалу, откуда открывается прекрасный вид. Он дарит ей этот мир. Сама Марита настолько чиста, невинна, что даже её поцелуй подвыпивших парней, собирающихся на войну, и гоняющихся за девушками, останавливает их и усмиряет. Все жители признают её необычную красоту.

Но Мариту отдают в жёны Шэтэ. Гедиа, не видя другого способа восстановить справедливость, вступает в единоборство с Шэтэ. Но Шэтэ не собирается решать судьбу Мариты в честном поединке. Его подручные нападают на Гедиа, и камнем сбивают Гедиа с ног. Судьба девушки решена. Но покупая тело, семья Шэтэ не смогла подчинить душу девушки. Она страдает, она сопротивляется такому "счастью". Шэтэ по делам уезжает из дома, а к Марите тайком приходит Гедиа. Мать Шэтэ видит это и считает, что Марита опозорила их семью. Цицикоре вершит суд. По обычаям предков Мариту сажают задом наперёд на осла и везут по селу. Вслед идёт толпа и забрасывает Мариту грязью. Гедиа, пытаясь спасти Мариту, застрелен. Марита не выдерживает позора и умирает.

Старый обычай вошёл в противоречие с нравственностью. Могут ли люди губить жизнь двух молодых людей в начале их жизненного пути, если сами эти жители ведут жизнь далеко не праведную? Имеют ли право они судить, унижать достоинство человека. Есть ли у такого общества будущее? Здесь те, кто сохранил остатки совести, восстали против такого дикого обычая.
Самый ленивый из жителей села: "Цицикоре! Чёртов законник! Это и есть твоя справедливость? Тебя бы самого такой правдой судить! Что вы делаете, люди? Стойте! Креста на вас нет, что ли?

Иорам: "Чёртово отродье! Цицикоре, святой отец! Разве вы люди? На гильотину бы вас, чтобы отрубить ваши тупые головы!"

Наргиза (Цицикоре): "Кто дал тебе право? Кто тебя нашим пастырем назначил? Злодей ты! Душегуб!" - она бросила в Цицикоре комок грязи.

Даже чистые душой искренние молодые люди являются продуктом этого общества. Да, они чисты, нравственны, они умеют любить, они умеют чувствовать и они бескорыстны в проявлении своих чувств. Но они воспитаны этим обществом и не знают, как защищать свою любовь, что значит жить по-христиански. Они острее других чувствуют опасность корыстного отношения к миру. И они беззащитны перед темнотой, убожеством жизненного уклада языческого села. И никто не может их спасти. Так обычно умирают раньше других поэты, которые ощущают мир через чувства, образы (Пушкин, Маяковский, Высоцкий). Так умирают лучшие представители элиты общества, предваряя гибель самого общества (вспомним Анну Каренину). Но важно и другое. Те, кто считал себя честными, умными, ведущими праведный образ жизни, основная часть жителей села, шла за ослом и кидала в Мариту грязь. А те, кто считался юродивыми, изгоями общества, пытались защитить Мариту. И были избиты. Помните "Горе от ума" Грибоедова? Чацкий защищает нравственность и объявляется сумасшедшим высшим светом. И этот высший свет уже вынес этим себе смертный приговор. Это село обречено. И это общество обречено. Оно живёт не нравственностью, не христианскими заповедями. Оно живёт моралью, которая защищает враньё, лицемерие, пороки, жадность и разврат. Главное для этих людей, чтобы были соблюдены внешние формы приличия и выполнялись все необходимые ритуалы. Но общество, переставшее заботиться о своей душе, нежизнеспособно.
Первоначально обычай с позором провозить на осле падшую женщину спасал общество от пороков. Люди под страхом позора избегали недостойного поведения. Порок уничтожался в зародыше. Недостойный член общества изгонялся из общины. Это давало возможность маленьким кавказским народам выживать. Но если общество уже заражено безнравственностью, корыстью, себялюбием... Корыстность желаний рано или поздно приводит к желанию убивать. Цицикоре, семья Шэтэ, священник хотели наказать Мариту и Гедиа, чтобы защитить своё эго, свой статус. И убили их. А в масштабе общества это приводит к гибели этого общества. До 1917 года оставалось уже не так много времени.

Важной особенностью этого фильма становится размышление о сущности красоты в мире. Когда-то Достоевский сказал, что "красота спасёт мир". Но никто не понял, что это значит. Вернее, все поняли по-своему. А такие фразы, как и вообще истины нельзя интерпретировать буквально.

"Этой весной я побывал в нашей деревне, и пошёл взглянуть на то место, где некогда жила Марита. Вокруг всё заглохло. Всё было безмолвно. На месте прежнего дома виднелись одни развалины. Ни единого дерева не осталось во дворе Мариты. Только на месте былого очага само собой выросло и вспыхнуло пламенем гранатовое дерево. Передо мной, словно улыбаясь в мир сиял и лучился, как лицо Мариты, только что расцветший огненный гранатовый цветок. Я смотрел на этот алый цветок и не верилось мне, что Марита не украшает больше нашу землю. Трудно было и поверить в то, что это великолепное цветущее дерево могло вырасти среди пыли и мусора само собой.
И в самом деле, откуда приходит в мир красота? Куда она уходит? Где теряется? Почему исчезает, или только на время скрывает от нас своё лицо? Кто знает?"

Так вот, этот фильм "Древо желания" отвечает на вопрос как красота может спасти мир. Речь идёт о красоте души. Марита красива душой, её душа находится в гармонии с окружающим миром. И внешняя красота является только реализацией внутренней красоты. Так бывает, когда в прошлых жизнях человек праведно вёл себя, заботился о своей душе. И в этой жизни ему даётся внешняя красота. Но внешняя красота ничего не стоит без её одухотворения красотой души, наполненности её внутренней любовью. И тогда про таких людей говорят: холодная красота. Снежная королева обладала внешней красотой. Но эта красота убивала, она ожесточала сердца, превращала их в лёд.

Красота Мариты не исчезла. Она проросла сквозь пыль, руины гранатовым деревом и распустилась огненными цветками.

И наконец, о смысле названия фильма. На Востоке давно было замечено, что наши желания могут быть очень опасны для нашего будущего. И поэтому, увидев эту опасность, буддистские монахи провозгласили главной целью своей жизни - отказ от желаний. Но Христианство не отрицает желания. Ведь если не было бы желаний, то не было бы и познания мира, и развития. Вопрос не в отказе от желаний. Вопрос в том, на что нацелены наши желания. Каждый из нас бросает в почву семена наших желаний и заботливо взращивает древо желаний. Но если все ветви этого дерева, его листья устремлены к Богу, а корни дерева оплодотворены и согреты любовью, то такое дерево будет единым цельным организмом. Оно будет расти, развиваться, становится мощным и красивым. Но если мы бросили в землю зёрна тщеславия, корысти, эгоизма, гордыни, то такое дерево будет хилым и сухим. Оно либо будет сломано прошедшим ураганом, либо его будут подтачивать паразиты. Ведь каждая ветка в этом дереве, каждый листок не будет ощущать своё единство со всеми остальными. Такое древо желаний погубит душу человека.

Будьте аккуратны с вашими желаниями. И поймите, угодно ли ваше желание Богу.

Категория: Кино Тенгиза Абуладзе | Добавил: Странник (18.03.2016) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 1055 | Теги: кино, Кино СССР, Тенгиз Абуладзе, психоанализ, рецензия, драманализ, Грузия-фильм, кино 1970-х | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar