Чужие дети (1958) реж.Т.Абуладзе

Чужих детей не бывает, но родство определяется не по крови, а по состоянию душ

Чужих детей, по правде, в жизни не бывает,
Бывают только жадность душ и сухость фраз...
Алёна Крайнева

В этом фильме сделана уже попытка отойти от сталинского кинематографа, который выполнял роль идеологической пропаганды. Это в большей степени искусство, потому что здесь нет голых схем назиданий и бичевания недостатков. Нет жёсткого деления на плохих и хороших персонажей. Режиссёр как бы наблюдает со стороны за героями и их поступками, не спешит давать оценку их действий. Предлагает зрителю самим подумать и выразить своё отношение к происходящему на экране. 

Сюжет

Дата влюблён в Тео и хочет, чтобы она стала его женой. Но Тео не хочет связывать себя никакими обязательствами с Датой. Она хочет жить с ним только, пока им приятно вдвоём, пока они друг другу не надоедят. Тем более, Тео не готова брать на себя ответственность за двух детей Даты от предыдущего брака.

Но Дата живёт только своими чувствами к Тео. Целыми днями его дети Гия и Лия предоставлены сами себе. Дома беспорядок. Они проводят всё время на улице. Когда Гия чуть не попадает под машину, среди зевак-прохожих появляется девушка Нато, отбивающая его от разгневанного водителя. Она видит, что дети шатаются по улицам одни и приводит их домой. Она забинтовывает коленку Гие, наводит порядок в квартире. И когда поздно вечером возвращается домой Дата, он застаёт детей спящих, а кругом чистота и порядок.

В один из выходных дней Дата с детьми отправляется в зоопарк. Из окна автобуса Лия видит тётю Нато и заставляет водителя остановиться и выпустить их. Так Дата знакомится со студенткой Нато, которая своей единственной встречей с детьми оставила в их душах такой глубокий след.

Узнав, что у тёти Нато день рождения, дети самостоятельно собирают пустые бутылки, сдают их, и на вырученные деньги покупают ей в подарок духи. Лия приглашает Нато на свой день рождения. И эта новая встреча сближает Дату и Нато. Вскоре они женятся и Нато входит в дом Даты. Если Лия безоговорочно полюбила свою тётю Нато, то более взрослый Гия труднее поддаётся перевоспитанию. Он привык болтаться на улице, у него плохо с успеваемостью. И Нато даже хочет временно бросить учёбу, чтобы больше времени уделять детям. А Гия лезет в драку с дворовым мальчишкой, который пытается оскорбить новую жену его отца.

Но Дата не может справиться со своими страстями. Как только он встречает Тео, инстинкты вновь просыпаются в нём, и идёт мучительная борьба с самим собой. Сначала он бегает от Тео. Но она приходит к нему домой. Говорит, что уезжает и пришла попрощаться. Нато, не помышляя ни о чём плохом, предлагает Дате проводить Тео. Дата, не доверяя уже собственным чувствам, берёт с собой Гию. Но Гия поздно вечером возвращается домой один, весь промокший. Он сообщает, что, когда поезд с Тео тронулся, отец вскочил в поезд вслед за ней и уехал.

Гия подходит к Нато. "Папа обидел тебя очень сильно, тётя Нато... Можно я буду называть тебя мамой?" Но Нато не может справится с обрушившимся на неё несчастьем. Она замыкается на своём горе, на своих переживаниях, берёт чемодан и идёт на вокзал. За поездом бегут Лия и Гия. Она слышит крик Лии, и душа её просыпается. Она спрыгивает с поезда.

Анализ

Становится понятным, почему при отце дети были так заброшены. Его интересовали только чувства к Тео. Он не смог преодолеть свои инстинкты. И когда Тео позвала его, он забыл и про детей и про свою новую жену, бросив их на произвол судьбы.

Фильм снят по мотивам очерка 1955 года, опубликованного в газете "Комсомольская правда" журналисткой Ниной Александровой. Русская девушка Шура была героиней очерка. А здесь действие перенесено в Тбилиси. Не знаю, насколько характерна эта ситуация для Грузии. Вроде бы так просто не принято бросать семью и детей у этого народа.

Главная тема фильма: жизнь с любовью в душе и жизнь с поклонением собственным инстинктам. Поклонение инстинктам заставляет человека жить только для себя, для собственного удовольствия. Тогда человек строит свою территорию, а потом яростно её защищает. Если кто-то посягает на его территорию, он либо нападает агрессивно на противника, если воля сильная, либо слабый волей человек начинает топтать самого себя. В данном случае, Дата и Тео - люди, живущие страстями. Они хотят получать от жизни только положительные эмоции, не хотят связывать себя какими-то обязательствами перед другими, перед обществом, перед своей семьёй. В первый раз Дата уходит от Тео, потому что она не соглашается выйти за него замуж. Т.е., не хочет стать его собственностью. И именно этот факт мучает его. А не то, что она не готова заботиться о его детях. Человек, у которого в душе живёт любовь, всегда сначала соотносит свои чувства со своей совестью. Он понимает, что нельзя навредить тем, кто от тебя зависит. Если вдовец с детьми собирается жениться, то в первую очередь он должен думать о том, что будущая жена - это мать для его детей. А Дату это не очень волнует. Нато же, выйдя за Дату замуж, готова бросить учёбу ради детей, хотя дети не родные ей. Она живёт душой, она чувствует свою ответственность. И только в конце фильма минутная слабость заставляет Нато погрузиться в собственные переживания, начать жалеть себя, забыв про детей.

Искусство должно отражать жизнь такой как она есть. И не просто жизнь, а её высшие законы. Любое нарушение законов Вселенной приводит к определённым последствиям. И эта причинно-следственная связь и должна быть отражена в произведении искусства. В данном случае, в кинематографе. В этом отличие произведения искусства от шоу-бизнеса. В шоу-бизнесе сюжет фильма строится так, чтобы массовому зрителю понравилось. Даже если это входит в противоречие с законами бытия. Например, герой-одиночка мстит обидчику и выходит победителем. Или грабит банк и отправляется жить на Багамы с красавицей и мешком денег. Хэппи-энд. Но в жизни-то всё не так. Если ты нарушил законы вселенской гармонии, то расплата неизбежна. Не всегда так прямолинейно, как нам кажется, но рок следует за согрешившим. И задача художника своим творчеством показать то, что называется "пути Господни". За поклонение собственным инстинктам будет расплачиваться не только сам совершивший грех, но и его дети и потомки следующих поколений. Если кинорежиссёр обращается к своей интуиции, к своему таланту творца, то он обязательно покажет за 1.5 - 2 часа, которые длится фильм, как работают законы кармы.

В фильме Тенгиза Абуладзе нет как таковой расплаты за грехи. Но есть сравнение двух разных образов жизни, двух разных состояний души. Один подразумевает жизнь в преклонении перед собственными страстями, жизнь на животном уровне психики. Это относится к Дате и Тео. У таких людей не может быть ни нормальной семьи, ни детей. А значит, нет будущего у их рода. Он просто прекратится на этих героях. И есть жизнь ради любви. Но любви высшей, живущей в душе человека. А душа всегда связана с Творцом. Т.е., через душу мы познаём законы Вселенной, и стараемся жить в соответствие с ними, в гармонии с окружающим нас миром. Этому способствуют такие понятия как нравственность, совесть. Главный принцип нравственного поведения - принцип "не навреди". Не навреди окружающему тебя миру, людям, себе. Совесть подсказывает нам, как поступить в той или иной трудной жизненной ситуации, как сделать правильный выбор. Нато живёт душой, она, даже являясь случайной прохожей, чувствует свою ответственность за чужих детей, потому что она чувствует своё единство с обществом, в котором родилась, воспитывалась и живёт. Если мы равнодушны к тому, что происходит не с нами, не умеем чувствовать чужое горе, не можем сочувствовать, сострадать другим людям, то мы никогда на уровне души не сможем объединиться с другими. А если нет внутреннего единства в людях, живущих в одном доме, в одном городе, в одной стране, то такой народ нежизнеспособен. Такое общество распадётся рано или поздно.

Фильм доказывает очень важную мысль: "Чужих детей не бывает". Но родными дети становится не по крови, а по родству душ. Дети не умеют быть чёрствыми, корыстными, рациональными. Они искренни, открыты миру, они живут чувствами и всегда отзываются на обращённую к ним любовь и заботу.

Вот это всё и должно звучать в кино, если оно претендует на искусство. У Тенгиза Абуладзе в фильме "Чужие дети" всё это присутствует. Если относиться к просмотру этого кинофильма не как к развлечению, а как к пособию по выживанию, то можно извлечь для самого себя очень ценные уроки. Сейчас мир переполнен людьми, которые не готовы жить чувствами, не готовы брать на себя ответственность за жизнь не только других, но и за свою собственную. Многим хочется получать от жизни только удовольствия, положительные эмоции, вкусно и много есть, получать интересные зрелища, заниматься сексом в неограниченном количестве, но никогда не нести ответственность ни за свои поступки, ни за своих возлюбленных, ни за свою семью. А лучше, и вообще, не заводить семью, а жить в гражданском браке, чтобы не связывать себя никакими обязательствами. Но такое поведение свойственно только людям, живущим здесь и сейчас. Тем, кто не обладает стратегическим мышлением, не заботиться о том, или не верит в то, что душа наша живёт не одну жизнь. Мы делаем ради сиюминутной радости жизни несчастными себя в перспективе. Забираем энергию на удовольствия у своих потомков. Отсюда всё более распространённые случаи бесплодия. Отсюда всё большее распространение гомосексуализма. Ведь при однополых связях детей не бывает. Всё это приводит к вырождению человечества. Но душа, отказываясь от любви, всё равно обречена на то, чтобы вернуться к Богу. А значит, отрабатывать свою карму всё равно придётся. Сейчас без души можно прожить в удовольствии и забвении. Но потом всё это придётся отрабатывать через боль, страдания. Потому что возврат на путь движения к тому, что нас создало, к первоисточнику тернист и мучителен. Но он необходим и он неизбежен. Об этом нас и предупреждают художники: кинодраматурги, режиссёры, писатели, поэты. Все те, кто продолжают созидать искусство, несмотря на засилье шоу-бизнеса.

Второй фильм Тенгиза Абуладзе, хотя он и не получил высоких призов, но выполняет миссию искусства: пробуждать души людей. А первый фильм, сделанный им совместно с Резо Чхеидзе "Лурджа Магданы", получивший "Золотую пальмовую ветвь", таким свойством не обладает. Но надо смотреть не на награды, а на состояние души, которое у нас возникает при просмотре картины.

Категория: Кино Тенгиза Абуладзе | Добавил: Странник (29.12.2015) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 849 | Теги: кино, кино 1950-х, Кино СССР, Грузия-фильм, семья, Тенгиз Абуладзе, драманализ, рецензия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar