Трое негодяев в скрытой крепости (1958, Япония)

Каким должен быть гармоничный правитель?

И снова Акира Куросава обращается к своей излюбленной теме - гражданской или междоусобной войны. Именно внутренние распри хорошо показывают, как разрушаются государства, если власть перестаёт быть бескорыстной.

Один из княжеских кланов Акидзуки подвергся нападению и разорению враждебным кланом Ямана. Из наследников осталась только принцесса Юки, воспитанная как мальчик-воин. Она скрывается со своим телохранителем генералом Рокуротой Макабэ в тайной крепости в горах. Задача их - переправиться в земли союзника - клана Хаякавы вместе с золотом, которое должно стать фондом восстановления княжества. Но им нужна помощь.

Генерал встречает двух крестьян. Они пытались заработать на участии в войне, но в результате только пострадали от завоевателей: лишились своих домов, оружия. Воины Ямана заставили их рыть могилы и копать землю в поисках золота Акидзуки. Вместо отважных воинов перед нами довольно трусливые и жадные до денег существа, которые даже между собой всё время скандалят по любому поводу.

Но выбирать генералу не приходится. Самим им не справиться с грузом. Тем более, что крестьяне оказались довольно смекалистые и предложили план, как лучше перейти границу. Они отправляются вчетвером в путь.

Мне кажется, что левые взгляды Куросавы и философия буддизма трансформировались в его творчестве в виде христианского мировоззрения. Милость к врагам, нравственное начало в героях, смирение, терпимость к слабостям других. Что это, если не христианство?

По сравнению с фильмом "Семь самураев" этот фильм более лёгкий, приключенческий с точки зрения драматургии. Но привлекая своей остросюжетностью, юмором широкие слои зрителей, он популяризирует христианские истины. Благородство души, любовь к ближнему, милость к врагу, умение сдерживать инстинкты, прощать, щедрость души, бескорыстность намерений, заботу о тех, кто рядом, ответственность за жизнь других (особенно ответственность правителя за свой народ и свою страну), готовность жертвовать собой ради будущего своего княжества. Такими мы видим принцессу и её генерала. Узнав, что ради её спасения, на смерть пошла сестра генерала, принцесса Юки глубоко переживает эту трагедию, хотя внешне и не имеет права показывать это.

Наверное, всего вышеперечисленного не хватало в послевоенном кинематографе Запада. Иначе чем объяснить такой интерес к творчеству японского режиссёра в те времена. Конечно, не последнюю роль здесь играла экзотика японской истории, японского образа жизни и мыслей. Она была похожа на другую планету. Не случайно, именно этот фильм послужил Джорджу Лукасу основой для первоначальной концепции "Звёздных войн". Его космическая цивилизация, в которой обитают благородные и отважные воины-джедаи и спасающая свой народ принцесса Лея.

Конечно, любой фильм, вне зависимости от его качества, несёт в себе какую-то идею, т.е. к чему-то призывает. Это придаёт фильму некий пропагандистский характер. Чем ярче и привлекательнее фильм, чем больше он нравится зрителю, тем большее влияние идея фильма оказывает на подсознание аудитории. И в этом отношении, смысл приключенческих фильмов с их романтикой странствий всегда состоит в том, что герои служат примером для подражания, укрепляют нравственное начало в обществе. Даже если это разбойники, то они благородные (Робин Гуд, Дубровский, капитан Немо и др.). Даже советские фильмы создавали приключения из революционной истории России ("Неуловимые мстители", "Белое солнце пустыни").

Вот и для Акиры Куросавы фильм "Трое негодяев в скрытой крепости" - это демонстрация образа правителя, который своими действиями и нравственным поведением, благородством не только защищает свой народ, но и воспитывает его. Так в конце фильма мы видим, как меняется мировоззрение и поведение двух крестьян, когда они получают свою награду из рук принцессы.

Образ трусливых и эгоистичных крестьян звучит и в фильме "Семь самураев". Если обратиться к образам персонажей как к символам, то крестьяне отображают общество, народ. Самурай - это элита общества. Принцесса олицетворяет власть. В рассматриваемом фильме власть воспитывает общество, стремится с любовью отнестись к недостаткам простого человека, к его нуждам, к его слабостям. Правитель всегда должен показывать собственный пример искреннего, бескорыстного, смелого поведения. Тогда и народ будет стремиться соответствовать свои правителям. Но и правитель, элита общества учатся быть терпеливыми, снисходительными, мудрыми. Только в одной связке народ, элита, власть могут создать крепкое мощное государство, противостоящее любым вызовам извне.

Есть в этом фильме и пример того, как в союзники к Акидзуки переходит бывший противник генерала из клана Ямана. Это сильный, отважный и честный генерал Хёэ Тадокоро, сразившийся в честном поединке с генералом Рокуротой Макабэ и проигравший ему. Но Рокурота не стал убивать своего противника. И тот выбрал сторону Акидзуки как более справедливую.

Примером благородства принцессы служит и то, что она выкупает девушку своего княжества из рабства.

И мы видим отношение к золоту генерала и принцессы. Для них это всего лишь необходимый фонд (казна), но жизнь выше любых богатств, спасение княжества выше корысти.

Каким должен быть правитель? Что делает правителя победителем в стратегическом масштабе?

Сестра генерала жертвует собой, спасая жизнь принцессы. Но защищает она не её тело, а её способность возродить княжество и его народ.

Крестьяне - трусливые, слабые, малодушные. Но принцесса не убивает их, а стремится изменить. Ведь если твои подданные таковы, то в этом и твоя вина. Крестьяне меняются в результате серьёзных испытаний, которые выпадают на их долю, не только физических, но и нравственных.

Золото в этом фильме имеет второстепенное значение. И это, кстати, противоположно духу американских приключенческих фильмов (см. "Золото Маккены (1969)).

Категория: Кино Акиры Куросавы | Добавил: Странник (07.04.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 400 | Теги: Акира Куросава, драманализ, кино Японии, кино, кино 1950-х | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar