В чём подлинная задача следователя?

По фильму "Воскресенье, половина седьмого" (СССР, 1988)

реж. Вадим Зобин, сценарий: Анатолий Рыбаков

Время чтения: 5-6 минут

Несмотря на то, что по сюжету фильма идёт следствие, разбирается дело погибшей девушки, этот фильм нельзя в полной мере отнести к жанру детектива. И это, кстати, примета фильмов советского киноискусства. Они не классифицируются по жанрам коммерческого кино. Понятие киножанра формировалось под влиянием становления Голливуда как "фабрики грёз". Американское продюсерское кино систематизировало производство фильмов для их продвижения на рынок. Советские же производство и прокат были заточены под нравственное и идеологическое воспитание человека. Поэтому даже самый "проходной" фильм включал в себя множество различных элементов. Как и жизнь в целом, как человеческая жизнь, искусство - это смесь различных жанров.

В этом фильме фильме поднимаются больше не вопросы взаимоотношений человека с правовой системой государства, но нравственные вопросы. И они не остаются без ответов. Как и в большинстве советских фильмов конца 80-х годов XX века, здесь ясно обозначено начало обрушения привычного мира жизни советских людей. Общество пронизывают процессы деградации. Проявляется слой дельцов, которые ради наживы, карьеры, материального благополучия, отказываются от таких понятий, как совесть, сострадание, честность, искренность. Мещанство, цинизм, жестокость проникают в поры общества. Но это ещё не признак необратимости процессов. Это ещё не конец. Это только предчувствие беды, которую вполне ещё можно остановить. Но нужны неравнодушные герои. И есть здесь такой положительный герой, готовый к служению своему делу, своей стране. Под руководством опытного наставника, видящем в этом молодом человеке себя в юности, следователь-стажёр берётся разматывать клубок полукриминальной истории, ведёт дело, которое любой профессиональный следователь уже давно бы сдал в архив. Но начинающий юрист, герой повестей Анатолия Рыбакова, стремится не просто найти виновных в трагедии. Он вскрывает факты равнодушного, циничного, безответственного отношения элиты общества к тому, что происходит вокруг. Люди, наделённые значительной властью или возможностью влиять на умы простых людей, добившиеся личного успеха в советском обществе: чиновники, врачи, военные, представители рабочих династий, люди науки и управленцы, - настолько поглощены созданием территории собственных интересов, что даже воспитанием собственных детей перестают заниматься. В результате дети сбиваются в стаи, и живут только интересами своего круга, становятся агрессивными, циничными, нечувствительными к проблемам других.

Если именитый врач, хирург не оказывает помощь девушке, хотя профессиональным взглядом сразу определяет проблему, а потом тщательно скрывает вместе со своими друзьями сам факт того, что он был на месте трагедии, то имеет ли право такой врач заботиться о здоровье других? Не болен ли он сам, но болезнью душевной? Вообще, самым необъяснимым для следователя становится не факт определения круга виновных лиц, а причины того, что никто не говорит правды. Врут все: от врача и подруг погибшей до подростков, оказавшихся всего лишь свидетелями разыгравшейся драмы. Врут, как выясняется, просто защищая своё благополучие, своё душевное спокойствие. И даже невеста следователя, оказавшаяся ученицей хирурга, уходит от своего жениха, возмущённая тем, что он поднял руку на её кумира, на его авторитет, на его статус.

В этом фильме есть очень важный итог. Несмотря на то, что из уст прокурора (руководителя молодого следователя) звучат сомнения в том, что кто-то в этой истории понесёт уголовное наказание за смерть девушки, он озвучивает ту истинную миссию, которую на самом деле выполнил начинающий юрист:

"В этой истории все виноваты в том, что были равнодушны к страдающему человеку. И то, что ты заставил каждого из этих людей хотя бы задуматься над своей виной, это же не так мало. Это уже награда."

И в этом, может быть, истинная функция и задача следователя, вообще, всей правоохранительной системы. В противоположность утверждению, что "преступник должен сидеть в тюрьме", задача полиции, следствия, судебной власти - защищать нравственное здоровье общества. А критерием результативности такой совестной работы всех подразделений - не количество раскрытых преступлений, а количество спасённых заблудших впотьмах душ. Нравственным здоровьем общества определяется его целостность, а также безопасность и независимость государства. Если иммунная система сильная, то организм может справиться с любой опасной инфекцией, пришедшей извне. Это научный факт. И советский фильм даёт нам направление творческих приложений наших усилий.

А есть ли подобные фильмы сегодня?

Категория: Кино со смыслом | Добавил: Странник (06.05.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 332 | Теги: Анатолий Рыбаков, Кино СССР, кино 1980-х, детектив | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar