Право на выбор есть у того, кто готов взять на себя отвественность

"Право на выбор" (1984, ТВ, СССР)
в гл.ролях: А.Ливанов, И.Алфёрова, Л.Маркин

Этот фильм о новых формах работы в условиях советской экономики и о новых типах управленцев. Кинодеятели - режиссёры, сценаристы подхватили уже в 70-х годах в недрах советского общества идею о перестройке всей системы управления, которую пытался внедрить ещё Сталин в послевоенные годы. Смысл в том, что после войн и революций страна встала на мирные рельсы эволюционного развития. Такое жёсткое подчинение индивидуального коллективному уже было не нужно. Развитие личности - это и развитие творческого подхода к труду. Для этого необходимо развивать инициативу снизу, поощрять качественный профессиональный труд. А в стране продолжала работать командно-административная система, где единственным критерием оценки результатов деятельности предприятия было выполнение и перевыполнение плана, т.е. объём выпускаемой продукции и оказанных услуг. Из-за этого страдало качество и росли затраты на производство. В конце квартала начиналась лихорадка, авралы, поспешная некачественная сверхурочная дорогая работа. В остальное время люди работали спустя рукава, пьянствовали, делали левую работу, так называемую халтуру. Кроме того, различные звенья экономики существовали как кланы, защищали только своё болото. Из-за этого возникал конфликт интересов.

Герой телефильма (А.Ливанов) Валентин Шахов сам с улицы приходит к начальнику транспортного управления с предложением занять вакантное место главного инженера автокомбината. Начальник (Л.Марков) идёт на риск. Тем более, что директор автокомбината не очень-то справляется и просит взять его в управление.

Новый главный инженер, как водится в таких фильмах, сразу же начинает перестройку в организации. Одна из главных проблем - разные принципы стимулирования у водителей и автослесарей. Деятельность водителя измеряется в тонно-километрах, а ремонтников по количеству отремонтированных машин. Из-за этого, водитель зависит от слесаря и несёт ему мзду за ремонт. Т.е. возникают некие рыночные отношения, но в обход организации. К тому же, необходимых запчастей на складе нет. А там, где возникает дефицит, появляется новое неформальное предложение. Но берёт слесарь из кармана государства: время использует рабочее, запчасти снимает со сломанных машин.

На примере одной бригады Шахов внедряет бригадный подряд, при котором материальный доход слесарей зависит от выпущенных на линию исправных машин. Бригада теперь заинтересована в качестве и быстроте выполненного ремонта, повышается доход всех членов бригады. Но лодырей и пьяниц уже никто не хочет видеть здесь, потому что они берут деньги уже из кармана своих коллег по цеху.

"Для нас сейчас главное - сломать в человеке потребительское отношение к труду, вооружить его личной инициативой, чтобы он, наконец, понял, что лишний рубль он может получить не халтурой, а творческим отношением к делу. Тогда план для него будет не чем-то абстрактным, а реальностью."

Главное, что у Шахова находятся союзники. Это и парторг комбината, и сам начальник управления, который в ответе за свой выбор. Да и с директором, который с недоверием смотрит на нового назначенца, Шахов ведёт себя по-умному.

"Выигрывает тот, кто знает, зачем и кому проигрывает".

Директор автокомбината отправляется лечиться. Главный инженер его замещает и продолжает перестройку, доказывая, что приставку и.о. можно и опустить.

"У меня трудная работа - пытаюсь заставить работать других добросовестно".

На место уволенных берут людей из других структур, например, таксопарков. А по поводу пьяниц и лодырей Шахов договаривается с другими предприятиями, чтобы их внесли в чёрный список. Хочешь работать, исправиться, вернуться обратно, - пожалуйста. Но поработай теперь на более грязной работе, докажи, что исправился, готов работать.

"Энтузиазм как и дерево, на голом месте не растёт. Его надо подкармливать, воспитывать".

А финал фильма ставит уже новые задачи. Бригадный подряд входит в противоречие со всей деятельностью комбината в целом.

"Коэффициент выпуска автомобиля зависит от 2-х факторов: технического состояния автомобиля и искусства водителя. А к последнему слесарь не имеет отношения".

Т.е. теперь надо как-то объединить деятельность водителей и ремонтников.

В целом, фильм раскрывает принцип государственного управления экономикой. Рыночные отношения, где всем управляет частник, как показали прошедшие десятилетия, неэффективны для стабильного функционирования государства и жизни общества. Но существенным фактором является наличие обратной связи. Не только управление сверху, но и возможность инициативы снизу. Человек - не пешка, не винтик в механизме. Он - творец. И должен обладать возможностью иметь своё мнение, отстаивать его, продвигать идеи, развиваться. Другими словами, каждый должен чувствовать себя Хозяином на своём месте.

"Если человек занят не своим делом, он, конечно, быстро устаёт и снашивается. В 30 лет силы ещё есть, к 40 они кончаются, в 50 человек к рутине привыкает, а после 50 думает,как бы до пенсии дотянуть... Но нет такой должности, где можно было бы спокойно досидеть до пенсии."

Категория: Кино со смыслом | Добавил: Странник (31.08.2015) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 428 | Теги: кино, кино 1980-х, Кино СССР, кинообзор, производственная драма, управление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar