Льды уходят в океан (1972, СССР)

"Льды уходят в океан. Они исчезают в нём, не оставляя следов. Но человек большой души идёт к людям и отдаёт им всю щедрость своего сердца, оставляя след своих добрых дел". (Цитата из фильма)

Во многих фильмах повторяется одна и та же тема: конфликт героя, стремящегося объединиться на уровне своей души с другими, и персонаж, который идёт в противоположном направлении - в сторону отделения себя от общества, живущего корыстными интересами, ради своего эго. Причём, сначала на короткой дистанции выигрывает именно эгоист, обладающий волей, пробивным талантом, хитростью и умением лавировать.

Марк пришёл в бригаду сварщиков-докеров. Бригада прославленная. О ней пишут в газетах. Бригадира Илью Беседина везде ставят в пример. Всегда на самых трудных заказах они. И в заработках тоже впереди. Не разделяет восторгов только парторг завода.

Как только появляется Марк, возникает конфликт, который меняет всю ситуацию в корне. Выясняется, что не так уж всё хорошо в бригаде. И моральный климат слабоват. И общности взглядов здесь нет. Бригадир ведёт себя как вожак в стае: всё и всех подчиняет своей воле, не терпит никакого неповиновения, никакого самостоятельного суждения. Заказы выбирает не по срочности и важности их для завода, для порта, а по выгоде для себя и бригады. В лице Марка он видит угрозу своей власти: Марк имеет квалификацию не ниже бесединской. И Марк сразу высказывает несогласие с политикой бригадира, когда тот отказывается от срочного ремонта танкера на плаву, который в море терпит бедствие. Работа не является выгодной для кармана бригады. 

"Мы с тобой, Илья, люди разные. Ведь работать хорошо умеют многие. А жить? Жить по-твоему, Илья, я не хочу. Ведь ты любишь только себя. Ты и работаешь красиво ради выгоды. Но красота должна радовать человека, а ты всё время оглядываешься: вдруг кто-то тебя опередит, вдруг кто-то затмит твою славу. Зачем тебе такая слава?"

Илья Беседин готов много работать, перевыполнять план, работать сверхурочно, если ему будут хорошо платить, оказывать почести, и будет укрепляться его власть. Общее государственное дело его не волнует. Его не интересует как его работа согласуется с интересами завода. Потому что его территория заканчивается на уровне бригады. Он о своей бригаде заботится только потому, что это его территория, которая его кормит, его возвеличивает. Он старательно защищает эту территорию от посягательств других. Он волк-одиночка. Он живёт своими животными инстинктами. И любит читать произведения Джека Лондона.

Марк расставляет приоритеты по-другому. Танкер попал в беду. Его надо спасать. Это дело его, потому что он чувствует себя частью этого общества, этого государства. Для него благополучие государства важнее его личного сиюминутного. И он мыслит стратегически. Если государство успешно развивается, то польза от этого всем и лично ему, Марку. Может быть, не всегда сразу, но общие усилия всех - это и благо для всех ныне живущих и будущих поколений. Наплевательское отношение к общему делу может дать сиюминутный выигрыш. Но потом, если каждый работает только на себя, общество начнёт деградировать, распадаться и проиграют все. Это как в трудный год съесть все запасы, ничем себя не ограничивая, а потом умереть от голода.

В фильме события так и развиваются. Беседин, потеряв поддержку руководства, не смог принять своего унижения, и ушёл работать в артель по установке могильных оград. Волк-одиночка нашёл достойное своему мировоззрению место. Как сказал парторг: "В пустыне растёт верблюжья колючка, но это мёртвая жизнь". А Марк стал бригадиром. Никто из бригады не ушёл. Потому что в душе каждого человека есть что-то большее, чем просто желание заработать. Есть естественная потребность ощущать своё единство с миром, с людьми. Но иногда это чувство спит. И просыпается только тогда, когда появляется на горизонте человек с большой щедрой душой. Не случайно, поэтому, говорят, что несколько святых могут спасти город. Святые - это и есть щедрые душой бескорыстные люди. И именно такие люди оставляют свой след в душах и сердцах людей. А льды уходят в океан, не оставляя следов. Щедрым быть выгоднее. Не так ли?

Категория: Кино со смыслом | Добавил: Странник (09.12.2015) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 337 | Теги: кино, корысть, Кино СССР, кино 1970-х, общество, Личность, рецензия, драманализ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar