Фильм "О любви" (Россия, 2017) реж.В.Бортко

Была ли это любовь?

Время чтения 11-15 мин.

Сквозь фильм проходит идея о том, что "любовь - это договор". Но если это так, то к ней применимы нормы юриспруденции. Нарушение договора влечёт за собой определение виновного, степени его вины и его наказание. Сегодня ведь модно составлять брачные контракты. Но при чём здесь любовь?

Муж Нины (Александр) использует в семейной жизни китайскую философию. Но у китайцев есть мудрость Конфуция, Лао Цзы, но нет религии. Нет основополагающей для мировоззрения веры. Нет высшей стратегической информации для выживания и развития. Любовь как Божественное чувство подменяется высшим прагматизмом. "Ничего личного - просто бизнес". Культурная революция в Китае носила чисто прагматический характер, унося жизни миллионов. Сегодня Китай приступил к новому эксперименту: созданию социального рейтинга для каждого гражданина Китая в открытом доступе. И это замена религии. Что даёт Христианство? Систему ценностных приоритетов в мировоззрении людей. Но китайцы не имея такой системы, пытаются решить проблему, вводя свою шкалу ценностей, основанную на цифровых технологиях.

У китайцев и сегодня, как и ранее в истории существуют сложившиеся традиции негласных договорённостей. Поэтому бизнес в Китае основан на определённых ритуалах, процедурах и негласных правилах. Некое подобие этого было и в среде нашего русского купечества, которое как известно было старообрядческим.

Негласный договор и подразумевает муж Нины, когда приводит пример про выяснение дороги у прохожего. Договор между вежливыми людьми. Взаимоотношения между Ниной и Александром - это тоже договор, в котором прописано, у кого какие обязанности в семейной жизни. Он приносит деньги. Она обустраивает его домашнюю жизнь. Но любовь ли это?

Герой Певцова (Сергей) тоже имеет дело с китайцами. Он использует те же традиции китайского бизнеса, только его знания основаны на практике ведения дела, они выстраданы потом и кровью его. А у мужа Нины знания во многом теоретические, идеализированные, не подкреплённые практикой. Поэтому он, применяя их по отношению к своей жене, не чувствует обратной связи. Он раздражается, злится, когда что-то идёт не так. Его энергетика на низком уровне. А у героя Певцова энергетика крупного дельца, который лишён пораженческих настроений. Он игрок и привык воспринимать неудачу как всего лишь эпизод в игре.

Когда Сергей обменивается с Ниной юношескими представлениями о мечте, то Нине кажется, что у них общее видение идеалов. Принц на белом коне. Это Сергей. Но она не обратила внимание на то, что становясь принцем, Сергей мечтал не о принцессе, а о королевстве. А это "две большие разницы". Он мечтал о том, что даёт королевство: материальные ценности, территорию своего Я, власть и статус. Имея всё это, можно уже не думать о принцессе, потому что любая "принцесса" будет твоей. Его жена - это не принцесса. Она часть его инструментария для бизнеса. Поэтому в театр он ведёт её не для того, чтобы сделать ей приятное. "Дцатый" раз она будет смотреть "Лебединое озеро", потому что этого хочет партнёр по бизнесу. Люди вокруг Сергея - это его подданные, выполняющие его волю. Нет, он не диктатор. Он щедрый, не жадный человек. Поэтому и делами он ворочает большими. Он привык отдавать большие порции энергии. Но вся эта энергия, в лучшем случае, находится на уровне его сознания. Не на уровне души. Душа практически не задействована. Душевные переживания заменены практической целесообразностью. Он привык совершать сделки, заранее учитывая интересы партнёров. Он привык не соперничать, а сотрудничать. Поэтому, обрызгав Нину водой, он готов компенсировать ущерб. Только ущерб у него измеряется деньгами и вежливым отношением, но не душевным теплом.

Нину Сергей тоже использует. Она нужна ему для эмоциональной разрядки. Но эмоции и чувства не суть одно и тоже. Он и не умеет даже обставить свой флирт на высоком уровне. Он предлагает Нине сделку. Как в бизнесе. Страсть, азарт, игра - это его стихия. Ему нужен адреналин, свежесть восприятия. А Нине - принц. Условия договора определены. Но любовь ли это?

Сергей не стал бы расставаться с женой, ломать семью, если бы не инициатива жены. Он, в общем-то, честен с обеими женщинами. И предлагает принимать ситуацию такой, как она есть. Но женщины этого не принимают. Нине нужно обладание "принцем". Жена не может справиться с ревностью. Но она давно уже ревнует мужа к его работе, бизнесу, его свободной и независимой жизни, где она всего лишь часть этого проекта. Его проекта. А он не хочет ломать семью, потому что в ней есть сын. Его сын. Его наследник, над которым он потеряет контроль в случае развода. А дети - это наше продолжение во времени. Инстинкт продолжения рода.

Три основных персонажа фильма корыстны по своей сути. Они используют других для своих целей. Александр выбрал в жёны свою студентку, потому что она будет смотреть ему в рот, преклоняться перед ним. Он будет учить её жизни в ВУЗе и дома. Он делает её частью своей территории. Конфликты и неприятности решаются им через секс. Т.е. через эмоциональную разрядку.

Но и Сергей ничего другого не предлагает. Их встречи с Ниной по вторникам - это "постель". Это физиологическая близость. Не душевная. Сверх того, что даёт Александр, он обеспечивает Нине больший бытовой комфорт, красивый экстерьер и интерьер. Это всё. Но женщина, мечтающая о принце, ничего другого и не заслуживает. В фильме "Москва слезам не верит" героине Муравьёвой, засматривающейся на чужого мужа-генерала, подруга говорит: "Чтобы жить с генералом, надо выйти за муж за лейтенанта". Имея в виду, что надо пройти с мужем все тяготы и неустроенность жизни военной службы мужа, своей семьи, чтобы потом получить отдачу от большого количества отданных душевных сил, любви, заботы о другом. Встретить "принца на белом коне" - это в чистом виде потребительство. Желание получить для себя всё готовое, не выстраданное. Но заслуженное ли? "Принц на белом коне" - это признак внутренней гармонии. Когда женщина может внутренней своей работой над собой стать принцессой, достойной принца, то он придёт, реагируя на внутренний свет, исходящий от такой принцессы. Принцесса - это не звание, купленное в магазине, не титул. Это состояние благородной и чистой души. Да, иногда принца женщина может получить авансом, как ответ на её внутренний порыв и желание ступить на путь внутренних изменений. Или как результат предыдущих жизней. Но аванс надо отрабатывать. Нина же, встретив Сергея, не делает ничего для того, чтобы бескорыстно любить его, заботиться о нём, быть готовой принять его таким, как он есть. Даже в статусе не жены, а любовницы. Но что делает Нина? Она начинает названивать Сергею, даже не считаясь с тем, какие неприятности она на него навлекает. Потому что плохо не ему, а ей. Чувство собственника взыграло. Он должен принадлежать ей безраздельно. Ей нужна сказка. (Уместно вспомнить здесь "Сказку о рыбаке и рыбке".)

Нина оказалась хорошей ученицей своих мужей. Она восприняла уроки Александра о том, что любовь - это договор. По этому договору она готова встречаться с Александром. Для секса. А Сергей дал ей уроки деловой этики. И она получила возможность стать бизнес-леди. В отличие от первой жены Сергея. Но любовь ли это?

Есть такой советский фильм "Улица без конца" (1972). Там, в одном из эпизодов, молодая пара, столкнувшись с первыми трудностями семейной жизни, не выдерживает испытания, подаёт на развод. Народный судья произносит наполненный душевной болью за себя (её муж погиб) и за них монолог.

"И я любила. Была одна. И вот пришёл человек, который сказал мне: "Жизнь в тебе. И счастье тоже в тебе. Ты нужна всем. И все нужны тебе. Нет вокруг ни грошовой мелочности, ни сведений счётов. И жалости нет. Есть двое равных. И если хоть раз хоть один из них не поверит другому, - всё... Ну что ж, будем судить любовь. Будем судить первый поцелуй, боль, ожидания, встречи, потери... Это будем судить? По какому закону?"

В том фильме 1972 года дочь не могла простить и понять отца, который оставил её с матерью, уехал далеко в Сибирь. Там работал и жил с другой женщиной. Там и погиб, спасая жизни других людей. Она приезжает туда и пытается у друзей отца выяснить, каким же человеком он был. Почему оставил её мать, а жил с другой. Один из друзей говорит, что он был душевно одиноким человеком. Мать девушки не понимала его. А Катя (та, другая женщина) замечала каждое движение его души. Это и была та женщина-судья.

Любовь - это стремление человека видеть в другом человеке каждое движение его души. Договор, бизнес, правила, суд, адвокаты не способны заставить человека любить. Но человек любящий не нуждается в правилах, запретах, регламентах. Он действует по велению своей души. Подлинная Любовь делает человека счастливым, гармоничным, здоровым.

Интервью Владимира Бортко к выходу фильма.

http://re-movie.ru/bortko-o-lubvi/
На вопрос журналиста, почему он решил снять фильм о любви, Владимир Бортко ответил:

"Потому что: «Все страсти являются болезнями, и их жертвы страдают умственными недугами». В общем, «мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей». Это сказал Цицерон 2000 лет тому назад, имея ввиду, прежде всего, любовь. Современная медицина определяет это состояние, как резкое нарушение психики, тормозящее работу мозга. Объект влюбленности возносится до небес, чувства меняют всё: привычное восприятие и мировоззрение. Что же, пожалуй, Цицерон и современная медицина правы. Но, как бы мудрые люди не стремились к «уничтожению страстей», любовь до сих пор управляет миром. Вот и я решил внести свою лепту в исследование этого чувства в условиях современной России, спустя 2000 лет после мудрого высказывания Цицерона."

Таким образом, из контекста видно, что режиссёр объявляет синонимами понятия "любовь" и "страсть". И подкрепляет свои слова ссылками на Цицерона 2000-летней давности. Между тем есть более весомая точка отсчёта. Случайно или нет, но мы живём сегодня в системе отсчёта от "рождества Христова". И 2000 лет назад Иисус Христос провозгласил миру: "Бог есть Любовь" [1 Ин.4:7-8]. И далее о свойствах любящей души:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8).

Кто из персонажей фильма может похвастаться таким умением любить?

Но я не хочу и не берусь сейчас критиковать Владимира Владимировича Бортко. Я уважаю и люблю его за талант режиссёра. Ведь речь идёт не об образе положительного героя. И этот фильм не пропаганда нравственных ценностей. Речь идёт о том, что талантливый режиссёр невольно изображает правду жизни в её Божественной закономерности. Герои фильма не умеют любить. И их судьба не вызывает зависти. Они вызывают сочувствие, сострадание. И умный, чувствующий и думающий зритель сделает из этого свои выводы. Ведь кино создаётся большим количеством людей, ресурсов. И странно было бы думать, что оно создаётся для увеселения публики. Таким было лишь кино в самом начале своего пути в конце XIX - в самом начале XX века. Каждый режиссёр хочет что-то донести до зрителя, заставить его волноваться, беспокоиться, не быть равнодушным. Если фильм задевает за живое, значит, он уже снят не зря. И нам, зрителям, надо только разобраться в своих чувствах.

А по поводу цитирования Цицерона, я нашёл одну исследовательскую работу, чтобы проверить справедливость слов Бортко. Она небольшая и хорошо написана. Предлагаю её прочитать желающим ("Представления Цицерона о любви": https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-tsitserona-o-lyubvi). Автор С. С. Демина, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. В нём автор показывает, что Цицерон чётко разделял понятие "любовь" и "любовная страсть". Он не ставил между любовью и страстью знак равенства. Он считал, что страсть пагубна, а любовь возвышает человека.

Категория: Кино со смыслом | Добавил: Странник (05.04.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 381 | Теги: Владимир Бортко, кино 2010-х, Семейные ценности, кино России, драманализ, кино | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar