Андрей Звягинцев. Жизнь без любви

Когда умирает любовь...

Здесь каждая ссора —
Как бой.
Здесь все перемирья
Мгновенны...
Когда умирает любовь,
Ещё холодней
Во Вселенной...
(Юлия Друнина)

Одно из расшифровок слова "Любовь" - "ЛЮди БОга ВѢдают".

Единобожие - это мировоззрение, в котором есть понимание, что всё, что нас окружает: живая и неживая природа, люди, Земля, Космос, Вселенная, - имеет один источник происхождения. Это означает, что вокруг нас не бесформенный хаос, а упорядоченная структура, где каждый элемент связан с любым другим, и каждый элемент системы оказывает своё влияние на процессы. Но ощущать эту взаимосвязь, единство с миром возможно только, если в душе есть любовь. Это чувство объединяет, примиряет, делает пространство вокруг нас единым, цельным. Если любви нет, то мир выглядит разделённым на территорию личного "я" и чуждых этому "я" территорий других людей. Мы строим свою территорию, создаём её, а потом страстно защищаем созданное. В такой модели есть "я", мои желания, мои потребности. Разница между территориями разных людей только в масштабах. Один человек строит свою жизнь, исполняет свои желания, не включая в свой мир никого другого, никого не допуская на свою территорию (см. А.Чехов "Человек в футляре"). Другой живёт, исходя из целей благополучия своей семьи, своего клана как высшей ценности. Он всё делает для своих детей, близких, родных. Его родные, его дети - это продолжение его "я" в будущем. Но другой род, другая семья будут ему чужды, неинтересны. Такой человек будет даже любить свою родину, которая дала ему "путёвку в жизнь". Главное то, чтобы эта родина продолжала исполнять его желания: давала возможность обустроить свою территорию, сделать карьеру, добиться успеха, благополучия, славы, комфорта для себя и своей семьи. Но обустройство территории всегда пронизано чувством корысти, корыстного отношения к тем средствам, которые дают возможность счастья, благополучия.

"Нелюбовь" - это фильм о том, что происходит с человеком, который использует других в своих корыстных интересах. Семья, построенная на корысти. Отношения между супругами, построенные на потребительском отношении друг к другу. Судьба семьи, в которой взаимоотношения не оплодотворены чувством любви. Любви в христианском понимании отдавать, жертвовать: что я могу дать любимому, как позаботиться о любимом, как сочувствовать, сопереживать ему. Всё это должно быть в сердце, в душе человека. Головой любить нельзя.

Дети - плод любви. Для героини фильма Жени ребёнок не был желанным. Был страх делать аборт. Но большим желанием было вырваться из своей семьи, оторваться от матери. Этим определялось и отношение к будущему мужу Борису. Мать Жени не любила свою дочь. Она просто пыталась включить её в свой план "расстановки мебели в квартире", наведения порядка на своей территории. Дочь должна была хорошо учиться, держать в порядке свои вещи. Мать никогда не проявляла теплоту, заботу, ласку. Она только предъявляла претензии, читала нотации и нравоучения. Её не волновала судьба дочери. Её волновало собственное спокойствие. И отца у Жени не было (нам не показывают причин: развод, смерть), потому что мать на любовь была не способна.

Желание человека красиво и сыто жить приводит его к мысли о кредитах. Не хочется ждать чего-то в будущем, хочется получить уже сейчас. Кредит, с точки зрения внутреннего смысла, это проедание своего будущего. Но для возврата кредита надо иметь стабильную высокооплачиваемую работу. И хозяева таких компаний-работодателей это знают. Фактически, человек превращается в высокооплачиваемого раба, в заложника "корпоративной культуры", состоящей в том, что компания заставляет играть в те игры, которые входят в круг пристрастий хозяев ("православный шариат", "фундаментализм", экстремальные виды спорта). Босс использует людей как оловянных солдатиков в своих играх. Кредиты заставляют человека не только проедать своё будущее, но и закладывать свою душу. Потому что система ценностей, нравственных установок находится именно в душе человека. Если человек принимает чужую систему ценностей, то он отказывается от своей собственной. Жизнь без души - это жизнь без боли, без страданий, без чувств. И без ответственности за свою судьбу и судьбу своих близких. Такие люди уже не умеют любить. Они оценивают свою жизнь только как негатив или позитив. Бинарное мышление. Двоичный код. "Нравится-не нравится". Полутонов не существует.

Советский человек при открытии границ и распаде СССР оказался не готов противостоять соблазнам западной цивилизации. Неустроенность жизни, быта, однообразие ассортимента товаров привели к желанию построить свою жизнь по западным образцам. Материальные ограничения способствовали развитию духовной культуры, стимулировали развитие душевных качеств советского человека. Коллективизм, чувство справедливости и солидарности с другими народами исторически были свойственны русскому мировоззрению. Общинный способ устройства жизни на фоне недостатка материальной обеспеченности быта поддерживали высокую душевную организацию советских людей. Но советская власть, продолжая традиции коллективного мышления, не воспитывала в человеке умения преодолевать соблазны, сдерживать желания. Легче всего было создать заслон "тлетворному влиянию" западной культуры, загородиться "железным занавесом". Но запреты сохраняли детское восприятие мира, ложное представление о "запретном плоде". Когда занавес рухнул, в новых условиях родители стали нацеливать своих детей на интеграцию в западный мир, как вершину для успешного цивилизованного человека.

И результаты не заставили себя ждать. Уже через 20 лет молодёжь, родившаяся в 90-е годы, полностью отвергала ценности христианской морали, которая хоть и в усечённой и искажённой форме, но жила в сознании советского человека. Теперь девизом новых поколений стало "живи на позитиве". Это значит, что главной ценностью становится удовольствие, обеспеченная жизнь, успех. Красивая обёртка начала убивать душу. В известном споре западников и славянофилов победили западники (либералы).

Любовь - это щедрость души. Это умение отдавать в мир большие порции энергии, желание делать других людей счастливыми.

Эгоизм - это желание получить, стремление наслаждаться жизнью, достичь успеха, признания. Для эгоиста другой человек - источник наслаждения, положительных эмоций. Он должен способствовать комфорту. Тогда эгоист говорит: "этого человека я люблю, потому что мне с ним хорошо". Но такая любовь заканчивается там, где наступает зона дискомфорта. Партнёр уже не устраивает. Начинается поиск нового кандидата.

Подлинная любовь не имеет условий. Человек душевно богатый, щедрый, в других любит не человеческое, а Божественное начало. Отказ от любви - это отказ от Творца. Каждый из нас несет в себе Божественную искру, и именно её мы пытаемся разглядеть в другом, поддержать, сделать ярче. Мужчина и женщина - это две половинки одного целого, две противоположности, соединиться которые могут только через чувство любви. А продуктом такой любви являются дети. Новая жизнь зарождается только в любви. Любая физиология вторична. (Известны случаи, когда у женщины рождался ребенок, похожий не на того, с кем она спала, а на того, кого по-настоящему любила, хотя и находилась далеко от него.) Наш материальный мир вторичен по отношению к миру душевных переживаний. Мать пытается заменить любовь к дочери на организацию её жизни: дисциплина, порядок, хорошая учеба. Но её заботы не согреты теплом и лаской. Формирование личности такого человека - это формирование животного. Такая дочь будет ненавидеть свою мать за недостаток любви, а значит, в жизни она будет искать только удовольствий и положительные эмоции. Желание вырваться из семьи приводит к тому, что она использует мужчину для создания своего независимого существования. Но корыстное отношение к жизни разрушает семью. Ребёнок не нужен. Он помеха. Он - не продукт любви.

"Я никогда никого не любила. Только маму, когда маленькая была. Она себя со мной так тупо вела. Не приласкает, тёплого слова не скажет. Только дисциплина, порядок, учёба. Злая, одинокая стерва... Общаемся мало. Я, как не позвоню, всегда скандал. Мужа не любила. С ним залетела по глупости. Он так обрадовался, стал за муж звать: "Всё хорошо - мы вместе". А я не хотела. Мне так страшно было. И аборт делать страшно, и оставлять. Так его не хотела. Рожала, думала умру. В реанимации откачивали. Потом, когда его принесли, я даже смотреть на него не могла. Прямо отвращение какое-то. Даже молока не было. Потом как-то всё успокоилось, началась какая-то жизнь... Какая-то. До сих пор, когда думаю, как сейчас, мне кажется, я совершила какую-то непоправимую ошибку. Виню его, виню себя. А как хочется быть счастливой!"

Естественно, что мужем её становится человек, внутренне похожий на неё. Для него желание обрести свободу и красивую жизнь оборачивается полной несвободой, духовным рабством. Он должен исповедовать мировоззрение и "религию" своего босса. Она должна жить с мужчиной, которого не любит, и каждый день видеть продолжение этого мужчины в их сыне. Она не любит мужа, потому что он тоже эгоист. Он ищет удовольствий для себя.

Цитата из фильма:
- Ты что, думаешь: он за ребёнка переживает? На нём кредиты висят. Он боится, что его с работы попрут. У него главный босс - весь такой православный на всю голову.
- Фундаменталист?
- Борода лопатой, а костюмчик от Бриони. Ввёл православный шариат. На работу берут только семейных и крещёных. В отпуск мы мотались в паломничество по монастырям.
- Прикольно! Экзотика!
- Но отдых для меня - это солнце, пляж, гостиница "ол инклюзив"... А мальчишка весь в отца. Даже пахнуть также начинает.

В фильме любви нет не только у главных героев. Её нет у полицейского, который оформляет обращение Жени о пропаже сына. У женщины-полицейского, которая фотографирует комнату мальчика и его вещи. Нет любви в лицах координатора спасателей и членов его отряда. Они пусты и безлики. Несмотря на то, что эта организация волонтёрская, организована на добровольной основе, трудно поверить, что этими людьми двигает чувство неравнодушия, сострадания, сочувствия к горю своих соотечественников. Сам координатор и его помощники действуют чётко, без излишней суеты, очень профессионально. Но это машины, автоматы. Может быть, когда-то всё было по-другому? И этой деятельностью они занялись под влиянием благородного импульса, с большим энтузиазмом, воодушевлением. Быть может, их истинным искренним желанием было помогать, спасать, заботиться. Но каждый их день наполнен встречей с такими вот семьями, в которых нет любви, нет страдания от потерь, нет боли или отчаяния. И работа этих спасателей потеряла для них её начальную мотивацию? Кого ты спасаешь, для кого? Ведь спасение утопающих - это дело рук, прежде всего, самих утопающих. Что видят эти спасатели? Преступную халатность самих родителей, их скандалы, дрязги, грязь, смерть? Для кого они ищут этих детей, которых уже не хотят видеть в самой семье? А дети, чувствуя, что их не любят, не хотят жить в такой семье, или не хотят жить вообще. Чтобы защитить свои души от непрерывной боли, добровольцы-спасатели закрываются от душевных терзаний, становятся нечувствительными и циничными, но продолжают профессионально выполнять свою работу.

Миры Андрея Звягинцева: "атмосфера духовного удушья"

Последний фильм Звягинцева стал самым нехудожественным фильмом в его творчестве. Вспомним первые его фильмы. Красивые кадры, тщательный выбор натуры. В каждом эпизоде продумано всё: фактура, цвет, свет, реквизит. В "Нелюбви" операторская съёмка напоминает репортаж, документальное кино, где реальные персонажи заменены актёрами. Но это и есть современная форма документалистики. Документальность подчёркивается сценами "естественных" потребностей человека, таких, как справление нужды героиней фильма. Использован мат и его "запикивание", что ещё больше усиливает репортажный характер фильма. Словно всё действие снимается скрытой камерой. В общем, зритель видит разновидность телешоу, наподобие скандального "Дом-2".

Процесс творчества в искусстве - это всегда процесс сакральный, скрытый от зрителя, читателя, слушателя. Но результатом может стать создание произведения с чистой Божественной информацией, раскрывающей тайны законов Вселенной, причинно-следственные связи между душой и судьбой человека. Но иногда художник, страдающий личными душевными переживаниями, испытывающий психологические проблемы в личной жизни, вытаскивает из своего подсознания наружу свои страхи. И зритель не всегда отдаёт отчёт себе в том, что он видит: великое искусство или результат больного воображения. Примером может служить живопись Сальвадора Дали или Пабло Пикассо, архитектура Антонио Гауди. В 1932 году известный швейцарский психиатр Карл Юнг написал работу, посвящённую творчеству Пикассо. Естественно, он писал её не как искусствовед, а как психиатр. Он сравнил работы своих пациентов, страдающих шизофренией, с работами художника его "голубого периода".

"Почти двадцать лет я занимался вопросами психологии графического представления психических процессов, то есть, фактически, я уже имею достаточную подготовку, чтобы рассматривать картины Пикассо с профессиональной точки зрения. Основываясь на своем опыте, я могу уверить читателя, что психические проблемы Пикассо, в той мере, в какой они проявляются в его работах, в точности аналогичны проблемам моих пациентов." (см. К.Юнг "Пикассо")

У Пикассо мир распадался на части. Но это был мир образов души Пикассо. Хотя уверен, что и Пикассо и Дали были талантливыми художниками. Но людей они не любили. Люди слишком много заставляли их страдать, так что в их работах они выглядели уродцами. Но психозы талантливых людей не просто их частная болезнь. Это и психозы общества, которое их породило. Тот же Карл Юнг пишет: "Пикассо и его выставка являются знамением времени, точно так же, как и двадцать восемь тысяч людей, которые пришли посмотреть на эти картины".

Вершиной творчества Антонио Гауди стал его недостроенный при жизни католический храм "Святое семейство" в Барселоне. Этот "шедевр" простоял недостроенным более 100 лет. Миллионы туристов совершают паломничество в Испанию, чтобы посмотреть на это чудо архитектуры, фотографируются на его фоне, восхищаются его необычностью. Но не понимают внутреннего смысла того, что видят перед собой. Всех желающих самостоятельно разобраться в теме отошлю для начала к изучению непростой биографии архитектора и истории его рода. А также посоветую прочитать книгу о жизни Сальвадора Дали (Карлос Рохас "Мифический и магический мир Сальвадора Дали").

Я не случайно сделал это отступление от фильма. Внутренний мир художника, творящего произведения искусства, может быть всегда ассоциирован с внутренним миром общества, или его определённой части. Возвращаясь к фильмам Андрея Звягинцева, хочется понять, каково содержание этого мира у режиссёра? Что он чувствует? Что он видит? Что отражает его душа? Любит ли Звягинцев своего зрителя, свой народ, который изображает в последних фильмах? Из любви ли к народу и России, из чувства ли сострадания творит его душа, его талант? Сочувствует ли он своим героям?

Звягинцев показывает нам общество, у которого нет будущего. И он не оставляет шансов. Но так ли всё на самом деле?

Ещё в "Левиафане" к концу фильма автор оставляет некоторую надежду на внутреннее изменение героя. Там была фигура монаха, который просвещал главного героя и давал ему наставления через притчи. Герой Алексея Серебрякова пьёт, пытаясь заглушить боль души. Он потерял всё: дом, семью, возможно, потеряет свободу, потому что его подозревают в убийстве жены. Его судьба похожа на судьбу библейского Иова. Но именно поэтому у него есть шанс найти то, что станет его путеводной звездой, что поможет изменить себя изнутри. А у героев фильма "Нелюбовь" нет ничего впереди. Уже в "Елене" прозвучали эти нотки безысходности и гибели души.

Но в первых своих фильмах Звягинцев не столь категоричен. Драма происходит в каждом фильме. Но трагедия включает механизм спасения тех, кто остался в живых. Кроме того, первые два фильма режиссёра "Возвращение" (2003) и "Изгнание" (2007) не привязаны к месту действия. Где-то в Европе. И тем самым художник рисует нам общую картину западного мира, крах его ценностей. Но начиная с "Елены" (2011) режиссёр определяет адрес событий точно: Москва в фильмах "Елена" и "Нелюбовь" и Русский Север в фильме "Левиафан".

"Нелюбовь" - фильм, говорящий о проблемах человека, живущего потреблением. Это проблема мирового масштаба. Но незаметно режиссёр смещает акцент к российской жизни и распространяет проблему на всё российское общество. Почему? Возможно, ответ кроется в скрытых устремлениях творческой элиты. Есть плеяда российских режиссёров (но это можно отнести и к среде писателей, музыкантов, художников), которые за последние десятилетия вошли в круг европейского киноискусства. Они стали его частью (или по крайней мере, так считают). Европейские кинофестивали, европейские стандарты кинопроизводства, европейские цивилизационные вызовы. Но это их положение делает их зависимыми именно от европейских трендов. И рано или поздно отрывает от русского мировоззрения. Процесс, аналогичный тому, как появлялось и развивалось в российском элитарном сознании течение западников.

В фильме "Нелюбовь", с одной стороны, раскрывается причинно-следственная связь между миром души эгоиста и его драматической судьбой. Отсутствие любви в душе - путь к деградации, распаду, вырождению рода. Но такая проблема носит сегодня цивилизационный масштаб. Россия здесь, скорее, подчинена некоторым мировым процессам глобализации. Но именно Россия же единственная, кто сопротивляется этим тенденциям. Но в фильме эта тема отсутствует. Когда Толстой создавал "Анну Каренину", он предвосхитил реальный распад России. И все наши классики предупреждали своими произведениями о той драме в элите общества, которая потом обернулась трагедией 1917 года. В современной России ещё десять лет назад процесс распада был виден невооружённым глазом. Сегодня в России есть очень много проблем. Я не говорю об экономике, коррупции, цинизме чиновников. Я говорю о внутреннем единстве народа, о его нравственности, о бескорыстности души. С этим есть проблемы. И очень большие. Но все последние события свидетельствуют о том, как душа русского народа мучительно, на ощупь, через боль и страдания пытается выбраться к свету. И это вызывает вполне оправданную агрессивную реакцию Запада. Мы активно и небезуспешно разрушаем мир их ценностей. Но работы ещё очень много, потому что наше общество до сих пор ещё разрозненно, не сформулировало для себя единый вектор целей, а многие и до сих пор мечтают оказаться в мире европейской культуры и красивой жизни. И герои фильма Женя и Борис как раз представители такой части общества. Но таких всё же меньшинство (по статистике, ипотечные кредиты берут в России не более 3% населения), и в основном, такие люди сосредоточены в таких мегаполисах как Москва, Питер и другие. Мне кажется, Звягинцев немного опаздывает.

Есть разные уровни погружения художника в информационное пространство человечества. Есть уровень видения будущего. А есть уровень видения своих страхов, которые живут глубоко в подсознании. Иногда страхи подсознания совпадают со страхами из подсознания общества. И тогда такие режиссёры как Ларс фон Триер создают фильмы, демонстрирующие мир души европейского общества, которое движется к большой катастрофе. Сальвадор Дали, Гауди, Пикассо пытались решать проблемы своей больной психики тем, что вытаскивали свои страхи на уровень осознанности. И тем самым освобождались от страхов, или, по крайней мере облегчали свою душу. Но страхи талантливых людей всегда есть и страхи общества, только талантливые люди чувствуют их острее. Поэтому самые гениальные поэты так рано уходят из жизни. Они ведь видят не реальный мир, а его информационную составляющую. Они мыслят образами.

Я бы поверил Звягинцеву с его фильмом "Нелюбовь", если бы хотя бы у одного из персонажей было бы что-то в душе, что пробуждало бы надежду на будущее. Если бы хотя бы один герой шёл в противоположном от общего тренда направлении. Но этого нет.

Информация всегда идёт вовремя. В процессе работы над статьёй мне попалось интервью с актёром Алексеем Серебряковым, который играл в фильме Звягинцева "Левиафан". То, что он говорил в этом интервью, что вызвало в обществе резонанс, слова Звягинцева, выступившего в защиту актёра, - всё это помогло поставить недостающие пазлы в картину понимания самого фильма.

В этом интервью мы услышали достаточно искреннюю исповедь человека, олицетворяющего собой нашу творческую элиту. И эта исповедь понравилась далеко не всем. При этом за последнее время в таком же ключе высказывались и другие представители творческих профессий. Одно дело - слышать подобное из уст наших олигархов, чиновников, банкиров, чьи либеральные взгляды давно известны, понятны, чья жизнь находится под прицелом критиков, сатириков и следственных органов. Но звёзды кино, театра и вообще сцены становятся кумирами миллионов. Их слушают, их жизнь обсуждают, им подражают, потому что часто ошибочно приписывают их характерам свойства их сценических образов. И когда такие люди нелестно высказываются о своей стране и народе, это и вызывает особенно жаркое обсуждение. Схожесть риторики "элиты" (определённой её части) вызывает желание сделать некоторые обобщения. Эта прослойка достаточно негативно воспринимает российское общество, его образ жизни и мыслей. В то же время, она тяготеет к европейским ценностям (особенно, к поверхностной бытовой культуре). И всячески стремится продемонстрировать свою принадлежность или хотя бы приверженность этим ценностям. Например, Серебряков всячески демонстрирует свою позицию, как человек, желающий жить скорее на Западе с его обустроенностью, с его комфортом, с его обходительностью с людьми, способными платить. Единственное, что останавливает Серебрякова от разрыва со своей Родиной, это заработок и слава. Ни в одной стране мира ему не будут платить таких денег (по оценке журналиста, взявшего интервью, один съёмочный день таких звёзд стоит 300-400 тыс. рублей, и Серебряков этого не отрицал), никто, кроме россиян не будет почитать его талант. На Западе хватает и своих звёзд.

Но и отличие русского мировоззрения, психологии русского человека от западного в том, что русский всегда спасает свою душу, а не своё имущество. Ему не свойственно рациональное мышление, он часто действует интуитивно, иррационально. Чёткая упорядоченность жизни, быта - не являются основой жизни в России.

Что происходит с психикой человека, его мировоззрением, системой ценностей, если он получает такие деньги, которые не снились большинству жителей России? Каких бы проблем не было в СССР, какие бы блага не получали высокопоставленные чиновники или торговцы, верхние и нижние границы заработка не были так разнесены. Социальная справедливость всё-таки существовала. Мы сейчас не можем себе представить, что советские футболисты играли за идею, за страну и играли хорошо. Они и мечтать не могли о миллионных гонорарах. Современная экономика ставит талантливого человека на недосягаемый для других пьедестал, делает его идолом. А потом общество удивляется, почему их кумиры так рано уходят из жизни, спиваются, разводятся и скандалят. Мы плодим душевных инвалидов. А Серебряков уже на физическом уровне выглядит в свои 53 на 65 лет.

Замкнутый мир киноиндустрии , непрерывные съёмки в телесериалах, перегрузки, стрессы, оторванность от внешнего мира, иссушают душу и создают иллюзию, что реальный не тот внешний мир, а этот на съёмочной площадке. Похоже, что Серебряков отождествил себя со своими ролями. В фильме "Нелюбовь" герои убивают в себе любовь, а следствием этого является гибель их сына, вырождение рода.

В защиту Серебрякова прозвучали слова самого Андрея Звягинцева в одном из комментариев. Привожу их точно по тексту:

«Я русский, и скучаю по своей Родине, но я ее не вижу. Я не вижу страны, которой хочу гордиться… Я хочу гордиться своей Родиной, а мне за нее стыдно… Я точно знаю, что Правда о том, в каком состоянии находится наш народ, Правда, сказанная громко на весь мир, вызвала бы у меня больше гордости, чем победа наших хоккеистов на Олимпиаде». Так об упадке национальной нравственности еще каких-то четыре года назад говорил Андрей Кончаловский. Теперь не говорит. Зато говорит Серебряков.

И если бы сейчас он произнес вдруг слова Кончаловского образца 2014 года, случился бы тот же самый шум, и гам, и срам. Потому что, господа хорошие, дело не в Серебрякове и не в его словах Дудю, дело в самом народе. Измельчал, коли так горячо реагирует на слова, предложенные к свободной дискуссии; возможно, не до конца промысленные, спонтанные, но зато смело им выхваченные из самой атмосферы духовного удушья, заполонившего наши с вами сердца.

Измельчал, коли готов слушать всяких рассказывающих нам с умилением и восторгом о менеджерских достоинствах убийцы [видимо, имеется в виду Сталин], истребившего сотни тысяч их прадедов и дедов. Измельчал, коли не готов слышать горькую правду о нашей непрекращающейся феодальной спячке, коли надувает щеки и гордится успехами страны, когда рядом с ним 50 процентов населения — бедняки.

Измельчал, коли не готов ужаснуться сам себе и таким-то вот парадоксальным образом обрести подлинную отвагу и волю к перевоплощению.
Сильный народ нельзя оскорбить словом. Его можно оскорбить нищетой, враньем, воровством и убийством.

«Я хочу гордиться своей Родиной, а мне за нее стыдно»,— вот что на самом-то деле сказал Серебряков. Только сказал он это в роковом, памятном и злопамятном 2018-м году. А вот когда не мнимые, а истинные Свобода, Единство, Достоинство и вправду станут нашими национальными идеалами, поверьте, первым вам об этом скажет такой вот «русофоб», как Серебряков, а не русофил Лоза или депутат Бортко.»

Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Спящая красавица

Ещё не так давно слова Юрия Шевчука воспринимались как истина. Потому что они были всё-таки сказаны с любовью к своему Отечеству. Эти четыре строчки говорят о безусловной любви к своей стране, даже, если она не выглядит красавицей. Да, такое отношение к родине оправдано если ты сам участвуешь в её судьбе, ты сам признаёшь и свою вину в том, что она такая. Ты, твой сосед, чиновник, рабочий, бизнесмен, певец, поэт. Каждый из нас в ответе за то, какая она, твоя Родина. Но, похоже, что проблема Звягинцева, Серебрякова и пр. в том, что они любят Россию любовью с условием: Россия перед ними должна заслужить право на их любовь.

Человек познаётся не только и не столько по своим делам, сколько по умению любить. Его деятельность должна быть одухотворена любовью. Если любви нет, то творчество превращается в натурализм.

Недавно в одном из интервью Алексей Герман-младший сказал: "Есть кино, попадающее в нерв времени, а есть продюсерские конструкции". Попадает ли сейчас Звягинцев в "нерв времени" или он безвозвратно начинает опаздывать? Или просто его время прошло? А жаль. Потеря любого таланта для России обидна.

Но есть один секрет, который необходим любому таланту. И этот секрет раскрывается в последнем фильме Андрея Звягинцева. Талант, не согретый любовью к миру, к людям, к своему народу и своему Отечеству, долго не живёт. Нелюбовь обесточивает душу. А любой талант - это дар Божественный. Он даётся нам и подпитывается только через богатство и щедрость нашей души.

Всё в этой жизни имеет свою цену. Наши представления о ценностях могут не соответствовать реальной цене. Человек на своём опыте должен ощутить ту стоимость, которую ему придётся отдать за право на своё мировоззрение.

Звягинцев вступился за Серебрякова, как он вступался за Кирилла Серебренникова. Его талант сыграл с ним злую шутку. И "Нелюбовь" - это мир Андрея Звягинцева. Видимо, когда-то в детстве он недополучил своей порции любви, и теперь страдает от этого. Пока эта тема совпадала с недостатком любви в российском обществе, Звягинцев попадал в "нерв времени". Но увлечение европейской киноиндустрией отбросило его во времени назад. Ощущение времени у него пропало. Он перестал слышать мелодию своей страны, своего народа. Герои его последнего фильма - это отработанный материал. Да, у нас есть такие представители общества, но не они сегодня определяют лицо России и её будущее. Вселенная в каждой точке своей отображает свойство всей Вселенной. Это свойство голографии. Семья - модель общества. Дети - его будущее. Но если по Звягинцеву у России нет будущего, то у кого оно тогда вообще есть на этой планете?

Категория: Кино Андрея Звягинцева | Добавил: Странник (12.03.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 379 | Теги: драманализ, кино России, кино 2010-х, Андрей Звягинцев | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar