Глава 1. Конфликт как смысл жизни

Время чтения: 7-9 мин.

Мои исследования в области психологии кино начались с драманализа фильмов про школу. Недолгая работа в школе и оценка её современного состояния привели меня к мысли, что современная педагогика, как научная дисциплина, зашла в тупик. Школа создаёт серьёзные проблемы, которые с годами только усугубляются. Но где же выход? Вроде бы, педагогика - это наука о воспитании и обучении человека, но за последние десятилетия уровень школьной подготовки падает. Не только в плане образования, но и нравственности подрастающих поколений. Различные общественные деятели предлагают включать в программу всё новые предметы. Растёт нагрузка на детей, но целостной картины мира в их головах не формируется. Если наука не способна ответить подростку на вопросы о смысле жизни, о целях и ценностях этого мира, то может быть, религиозное воспитание даст необходимый импульс для развития? Но религия в школу так и не была допущена. Реформаторы ограничились скромным и неоднозначным курсом под названием "Основы православной культуры". А школьные учебники, между тем, продолжают говорить об эволюционном пути развития от обезьяны до человека. Когда-то разделившись на два непримиримых лагеря, наука и религия не дружат и до сих пор. Но что может стать альтернативой в вопросах воспитания? Где находится "золотая середина"? Может быть, искусство даёт подсказку? Может, литература, кино, театр знают ответы на вопросы: какова роль и функция школы? Кого она должна выпускать из своих стен? Как подготовить формирующееся новое поколение к взрослой жизни? Исходя из этого, каким должна быть личность учителя?

Представьте себе: ученик приходит в школу шести-семилетним ребёнком, целых 10-11 лет проводит в стенах школы. За это время он становится совершенно другим человеком 18 лет, уже способным создавать семью, выбирать своё будущее. А готов ли этот новоиспечённый человек не только по биологическому возрасту, но и по способностям своим брать на себя ответственность за свои поступки? Как проходит эта эволюция за годы учёбы, что на неё влияет?

Я стал отбирать лучшие работы отечественных и западных кинематографистов, в которых сюжетная линия закручивается в школьных коридорах. Оказалось, что таких работ было создано за последние 50-60 лет немало. Попутно меня интересовали вопросы и более глобального характера. Что такое вообще искусство? Какую роль оно выполняет в жизни общества? Можно ли к нему относиться, как к источнику познания истины? Или это только потребность художника изображать эстетику окружающей среды? Что закладывает в своё произведение автор: мир своего проблемного подсознания, а с ним и подсознания всего общества, или информационный рисунок Вселенной? Как отличить искусство от НЕискусства? В чём разница, например, между искусством и шоу-бизнесом? Может ли искусство быть коммерческим?

Исследования на эту тему стали для меня доступны только после того, как я познакомился с системой полевой саморегуляции Сергея Николаевича Лазарева, изложенной им в книгах под общим названием "Диагностика кармы". Кроме того, в течение нескольких лет я посещал его семинары, выступления. И как пример работы системы, Лазарев делал анализ кинофильмов. И называл это "драманализом". У меня с детства были особые взаимоотношения с кино. Я всегда остро чувствовал его воздействие на подсознание, но не было инструментария, чтобы описать механизм этого влияния. Теперь же многое вставало на свои места. И назрела потребность продолжить развитие этой темы, но не придумывать новых терминов для метода, а оставить название "драманализ". Таким образом, я не считаю себя открывателем каких-то истин, теорий и систем, а только пытаюсь использовать новые знания в предметной сфере.

Кратко определение системы полевой саморегуляции даёт сам автор исследований в своей первой книге:

"Система полевой саморегуляции — это обратная связь Вселенной. Суть ее заключается в том, что любое действие человека, хорошее или плохое, через единство информационно-энергетического поля Вселенной возвращается к нему обратно."

Действие в данном контексте имеет не физический, а духовный, и даже, душевный аспект. Мы реагируем на окружающий мир некими душевными порывами, и это наше душевное состояние находит отклик во Вселенной. Обратная связь выглядит как формирование линии нашей судьбы. Происходит то, что мы называем драмой жизни. Но драма - это ведь основной жанр любого вида искусства: литературы, живописи, музыки, кино, театра. Кино же является, пожалуй самым ярким и доступным для восприятия, потому что даёт готовые образы, картинку.

И вот, анализируя фильмы, я постепенно стал находить общие закономерности. Есть такой метод, применяемый в философии, науке, математике, как индукция. Упрощённо его можно определить: "от частного к общему", в противоположность дедукции "от общего к частному", которым, как всем известно, пользовался Шерлок Холмс. Индукция позволяет брать однотипные частные случаи, выявлять общие для них закономерности, а потом делать обобщение для всех возможных похожих ситуаций. Как в анекдоте:

Лежат Василий Иванович и Петька на пляже. Петька говорит:
- Гляди Василий Иваныч, крокодил летит
- Ну и пусть себе летит
Проходит 5 минут, Петька опять:
- Василий Иваныч, гляди, ещё один
- Да хай летит, сдался он тебе?
Ещё через 5 минут:
- Василий Иваныч, третий летит!
- Ну что ты пристал, гнездо у них там.

Профессионализм в любой области основан на том, что человек-профессионал способен видеть закономерности между различными событиями, явлениями, процессами. Т.е., профессионал воспринимает ситуацию не как уникальную, а как типовую (типичную) для данной области деятельности. Дилетант же воспринимает мир как набор хаотичных явлений, и каждый раз эти явления для него нестандартные. Поэтому у профессионала способность к обобщению, к видению целостной картины мира во много раз больше, чем у обывателя. Например, психолог воспринимает конфликтную ситуацию как типовую, и даст рекомендации по её преодолению. Но обычный человек будет терзаться, мучиться, не в силах понять, почему его точку зрения не принимают.

Искусство показывает нам жизнь как наполненную типовыми ситуациями и типовыми персонажами. Театр, кино, литература раскрывают внутренние механизмы конфликтов. Надо только увидеть их, обнажить. И это задача искусствоведов.

Я медленно, но верно приближался к тому, чтобы написать книгу о кинопедагогике, т.е. на примерах нескольких десятков фильмов рассмотреть механизмы формирования души подростка, и на основе этого определить задачи педагогики и школы как её носителя. Я не оставляю этой мысли и сейчас. Но попутно я стал выходить и на более глобальные темы, которые стояли за рамками одной только педагогики. Тем более, что смотрел и исследовал я не только фильмы про школу.

И все эти темы связаны с возникновением конфликтов между человеком и природой, между человеком и обществом, между человеком и его близкими, конфликты с коллегами по работе, с начальниками, с чиновниками и т.д. Вся наша жизнь пронизана конфликтами. Но что это такое: зло или благо?

Следующая глава

Категория: АНАТОМИЯ КОНФЛИКТА | Добавил: Странник (27.05.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 327 | Теги: конфликт, драманализ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar