Глава 4. Идеальная жизнь, или снова Отцы и дети

"Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его" [Еккл.11:1]

В предыдущей главе мы отметили, что тот, кто пытается зафиксировать свою картину мира, уже обречён на проблемы. И эта картина рано или поздно вступит в противоречие с реальной действительностью. Возникнет конфликт. Так Вселенная даёт нам сигнал на необходимость внутренних изменений, на движение вперёд. И этот сигнал поступает через посредничество других людей, через появление у нас проблем.

Есть такое выражение: "Главное - не то место, где мы находимся, важно направление, в котором мы двигаемся". Это не просто красивая фраза. Это великий смысл нашего существования. Саму жизнь мы получаем не для того, чтобы делать её своим смыслом. Ценность жизни не в самой жизни. Это всего лишь этап в бесконечной цепочке наших перерождений. И этот этап важен для нашего развития. Но развитие не может быть без движения вперёд. Это означает, что в этой жизни ничто не должно оставаться на месте. Важен не пункт назначения, который мы выбираем в качестве жизненной цели, а сам процесс движения к этой цели. Иначе человек начинает концентрироваться на цели, возводить её в ранг абсолюта. Но цели в этой жизни разрушаются с её окончанием. Значит, молиться на жизненные цели нельзя. Жизненные цели - это инструмент познания, инструмент трансформации своей души. А сама жизнь - это дорога, путь. Путь к неким стратегическим целям, которые не разрушаются, которые находятся за пределами нашей временной жизни. И путь к этим целям проходит только наша душа. Не тело. Не сознание. Поэтому, когда человек решает для себя, что в его жизни всё в порядке, всё его устраивает, и он не требует большего, то он столкнётся с невозможностью сохранить этот status quo. Возникнут конфликты с теми, кто будет подсознательно помогать ему двигаться дальше.

Попробуем понаблюдать, что происходит, когда человек не хочет ничего менять в своей жизни и картине мира. Чтобы не повторяться, попытаемся сменить обстановку для наших героев. Назовём конфликт, исследованный в предыдущей главе, конфликтом на производстве. Поместим теперь человека в другие условия. Например, в обстановку семьи. Они более мягкие, комфортные. Для человека, по сравнению с его профессиональной обстановкой, семья, дом служат чем-то вроде тыла, если здесь уместны военные термины. Здесь действуют люди, находящиеся в родственных отношениях, близкие друг к другу. Если на работе люди, считающиеся всего лишь коллегами, сослуживцами, соблюдают дистанцию, то в семье люди более расслаблены, открыты.

Для нашего исследования возьмём малоизвестный сегодня фильм 1960-х годов "Человек, которого я люблю" (СССР, 1967). В нём есть то, что нам нужно. Это один из первых фильмов талантливого режиссёра Юлия Карасика. Сам режиссёр известен больше всего такими фильмами как "Дикая собака Динго" (1962) и "Стакан воды" (1979). К его творчеству мы уже обращались в одной из статей ранее. Но прежде небольшое отступление.

Ещё раз хочу обратить внимание читателя на то, что в этой книге мы не ставим перед собой цель сделать драматический или критический разбор шедевров мирового кинематографа. Наш анализ построен на принципе исследования психологии человека. А в талантливых произведениях искусства всегда есть эта психология, и всегда верно и точно подмечены особенности жизненного пути героев. То, что происходит в душе героя произведения литературы или кино, проявляется по ходу сюжета в его судьбе, в его жизненных передрягах. Например, Анну Каренину её душевные переживания толкают под колёса поезда. И это не фантазия Толстого, а то, что он увидел через свой талант, через проникновение в тонкие миры своего подсознания.

В науке действует другая схема исследований. В такой схеме практикующий психолог сидит в своём кабинете, принимает пациентов. За долгие годы практики через него проходят сотни и тысячи людей, испытывающих те или иные проблемы. Это даёт бесценный материал для психолога. Он копит его, обрабатывает, приходит к неким выводам и заключениям, находит те или иные закономерности в психике человека. А потом пишет научный труд или популярную книгу, обращённую к рядовому читателю, использует результаты своих исследований на практике. Всё это хорошо. И этот путь ни в коем случае нельзя отвергать. Но он построен на личности и логике самого исследователя, на его объективности, на его искусстве интерпретировать факты. И получается так, что объективность выводов опять-таки будет связана с глубиной проникновения исследователя на уровень своего подсознания, с глубиной его интуиции, его способности подняться над своим честолюбием, над своей славой, над желанием притянуть факты к своему видению мира. К тому же, научные работы часто очень сухие и скучные, непонятны человеку непосвящённому.

Искусство же мыслит образами, взывает к нашим чувствам. И художник извлекает из своего подсознания картинки, видения, не заботясь о своей концепции мира. Он наблюдатель, контактёр. Чем талантливее автор, тем глубже он проникает в своё подсознание. Но через подсознание мы только и можем контактировать с полевыми структурами Вселенной. По-другому, можно назвать этот процесс "диалогом с Богом". В этом диалоге можно увидеть информацию о всех связях, о всех вселенских законах. Но доступна она только человеку с чистой душой в момент контакта, этот диалог должен быть абсолютно бескорыстным. Это не означает, что талантливые люди святые или праведники. Они не избавлены от своего груза страстей, ошибок, терзаний. Но своими предыдущими жизнями они получили дар проникновения в тонкие полевые структуры. И именно поэтому их собственное несовершенство часто так драматично отзывается на их судьбе. Поэты рано уходят из жизни. Художники сходят с ума. Святые тяжело болеют и умирают в муках. Любой дар мы получаем как аванс, не для корысти, а для познания истины, для своего совершенствования. Но очень трудно преодолеть своё человеческое Я. Очень непросто признать, что этот дар не есть наша собственность, а лишь милость, дарованная нам на время.

Итак, любое искусство, в том числе и кино, показывает все эти причинно-следственные связи очень ярко и наглядно. Более того, всего за 1.5 - 2 часа (пока идёт кино) мы проживём, может быть, целую жизнь героев фильма. В этом сила и магия кино. Оно даёт концентрированную Божественную картину мира. Работа психолога - это работа исследователя-экспериментатора, который ставит тысячи экспериментов в течение многих лет, чтобы потом сделать свои открытия, сопоставить факты. В любой науке есть подобные примеры. Например, Фарадей провёл 30 000 экспериментов за 24 года. С помощью своих опытов Фарадей открыл основные законы электродинамики и создал первые образцы электрического двигателя, электрогенератора и трансформатора. Тем самым, он заложил фундамент современной электрической цивилизации. Но были и другие великие учёные, которые не проводили опытов, а делали свои открытия интуитивно, всего лишь видя закономерности там, где их раньше никто не видел. Менделеев создал периодическую систему химических элементов интуитивно, хотя к этому он шёл почти столько же лет, сколько и Фарадей. Но он не проводил для этого никаких экспериментов. В его подсознании соединились кусочки мозаики, и вся картина сложилась в стройную систему. Более того, сформулировав свой периодический закон, он предсказал существование элементов, неизвестных ещё науке. И особенность таких людей в их даре. Они видят то, что не видят другие. Те связи между явлениями, которые соединяют их невидимыми нитями. Так работает и искусство. Художник (автор произведения искусства) обладает тем, что сегодня называют сверхспособностями, экстрасенсорикой, ясновидением. Он погружается в своё подсознание и выходит на тонкие информационные уровни Вселенной (Вернадский назвал это ноосферой). И там черпает информацию. Конечно, необходима предварительная подготовка. У автора сначала рождается замысел произведения, идея поместить своих героев в определённые жизненные обстоятельства. Сюжеты черпаются им из повседневной жизни, из рассказов друзей, из новостей, из произведений других авторов. Это и есть первоначальные кусочки (пазлы) мозаики. Но потом, когда начальный импульс запущен, судьбы героев развиваются уже не по воле художника, а по высшим законам Вселенной. Кто-то из писателей сказал очень точно, что его герои начинают жить собственной жизнью, что над ними автор уже не властен. Именно такие произведения проходят испытание временем, и именно таких писателей помнят и через 100 и через 200 лет, называют великими. Всё зависит от дара проникновения в тонкие миры и от искренности творца. Художник видит будущее. Чем более глубинные уровни он видит, тем дальше в будущее он проникает, тем бессмертнее становится его произведение. Но корыстность автора лишает его творение этих качеств. И тогда он создаёт произведение пропаганды. Такой "шедевр" рисует не картину Большого мира, а мировоззрение эгоиста, который хочет, чтобы читатель или зритель поверил в его собственное представление о жизни, в свою систему ценностей. Он тогда подстраивает картину мира под своё видение, под своё и того клана, от лица которого он выступает. В этом случае такое произведение мы называем идеологическим, если это точка зрения господствующих элит, либо произведением шоу-бизнеса, если оно имеет своей целью получение дохода. "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать". Первый импульс всегда должен быть искренним, чистым. Тогда и информация в произведении будет чистой, с искрой Божественной.

Мы не отвергаем в исследованиях традиционный путь, путь опытов и экспериментов. Важны не методы, а цели поисков. Искренний учёный всегда ищет истину, а не славу. Он не боится признаваться в своих ошибках, не боится, что завтра кто-то опровергнет его выводы. Он всегда в поиске, всегда сомневается. Он рад не только своим успехам, но и достижениям своих коллег, даже если эти достижения опровергают его собственные выводы. И такой учёный, начав свой путь как атеист и материалист, рано или поздно приходит к признанию Божественной картины мира. Он просто не может к этому не придти. Но путь художника несколько иной. Несмотря на то, что он сразу выходит через своё подсознание на Божественную информацию, он считывает её не как текст, а как образы. И образы эти художник может только отразить в своём произведении, но понимания того, что они значат, у него практически никогда нет. Это похоже на вещие сны человека. Тот же процесс. Человек, когда спит, погружается в похожее состояние. Его сознание притушено, включается работа подсознания. Через него человек получает информацию высшего порядка в виде образов, но что они значат, понять не может. Там всё выглядит совершенно по-другому. Не случайно так много существует работ, пытающихся толковать сновидения. Многие сны забываются, но это не значит, что они никакого влияния на нас не оказывают. Сны готовят наше подсознание к восприятию будущего. И тогда, когда оно наступает, многие люди испытывают то, что называется дежавю, ощущение того, что с ним уже что-то такое было когда-то, что человек уже был в этом месте, испытывал те же ощущения. Вот и у художника спонтанно рождаются некие образы, а он уже их пытается выразить словами, кистью, киносредствами, музыкой. Но объяснить он этого не может. По идее, объяснением должны заниматься искусствоведы, киноведы, литературоведы. Но не занимаются. Однако, это уже совсем другая история.

Вернёмся к нашим исследованиям.

Когда мы обращаемся к анализу каких-то произведений, то нас привлекает к нему не его известность, популярность или кассовые сборы. Нам важна в фильме система причинно-следственных связей. Если она отчётливо прослеживается, то это даёт материал для исследований. И фильм, который мы рассмотрим в этой главе, как раз обладает нужными характеристиками, хотя и мало известен.

Сюжет

Действие фильма происходит далеко от столицы в небольшом провинциальном городке. С первых кадров этого фильма мы видим вполне благополучную счастливую семью Муромцевых. Хотя и неполную. В ней живут трое мужчин: отец и два сына. Константин уже взрослый, закончивший медицинский ВУЗ, и приступивший к работе хирурга в местной клинике. Его брат Родька учится в старших классах школы. Мать их давно умерла, и отец самостоятельно поднимает своих детей. Надо сказать, что он хорошо с этим справляется, выполняя функции и матери и отца. Недавно семья получила квартиру в новом доме. Члены семьи теперь дружно заняты ремонтом в свободное от учёбы и работы время. Каждый имеет в этой двухкомнатной квартире своё жизненное пространство. Старшему, как вступившему в своё самостоятельное плавание по жизни, предоставлена отдельная комната. Отец живёт в проходной гостиной. А Родька обитает на кухне. Но когда они все дома, то собираются вместе в гостиной за круглым столом. Это их традиция - вместе пить чай.

Муромцев-старший имеет в этой семье непререкаемый авторитет. Но он не авторитарен. Он никогда не навязывает своего мнения, не заставляет своих детей подчиняться его воле. Мудро и справедливо разрешает он различные конфликтные ситуации и споры в семье, всегда в равной степени заботится об интересах обоих своих сыновей. Это человек явно высоких морально-нравственных качеств, исходящий в своих поступках из того, что называется "голос совести". А мотивами их являются установление мира и гармонии в семье. Лет двадцать назад он поселился в этом городе, работает все эти годы инженером на заводе. Он любит свою работу. Это видно по тому, что он с удовольствием работает даже дома по выходным за чертежами. Он любит свой дом и своих детей. Его жизнь вполне его устраивает. В семье все накормлены, одеты. Домашним хозяйством, по мере возможности, занимаются сообща. Хотя, конечно, реже всех дома бывает Константин. Он сосредоточен на своей работе, на устройстве своей личной жизни. У него есть девушка. Он полон честолюбивых планов. И отец не препятствует его стремлениям. Он даже помогает ему исполнить его сокровенное желание - купить мопед. И для этого они совместно копят на него деньги. При этом, Константин ещё и регулярно стреляет себе на карманные расходы небольшие суммы денег у отца.

Но несмотря на всю эту идиллию, Константин Муромцев страдает от внутренних противоречий. Его не устраивают та жизнь и то мироощущение, которые предлагают ему его семья, его родной город, его коллеги по работе, окружающие его люди. В нём зреет недовольство своим положением в больнице, где ему пока не дают самостоятельных операций, образом жизни его отца, из-под влияния и опёки которого он не может никак выйти. И даже поведение любимой девушки, которая ведёт себя как-то странно, отмалчивается, не восторгается его планами на будущее, начинает угнетать его. И эти противоречия постепенно нарастают.

Родьке вдруг понадобилась приличная сумма денег. Он просит сначала у брата, потом у отца. Ситуация новая и не стандартная. Его однокласснице со странным именем Лигия, с которой он дружит, понравились в магазине туфли, на которые у неё нет денег. И когда Родька вдруг заявляет дома, что ему очень нужны деньги, Константин возмущён, а отец реагирует неожиданно спокойно. Он не читает нотаций, не отчитывает своего младшего сына в том, что деньги надо сначала заработать тяжёлым трудом. Он серьёзно относится к прихоти сына и мудро решает эту проблему. Он просит Константина дать брату деньги из тех заветных, которые отложены на мопед. Костя не понимает, почему отец потакает младшему брату, и с обидой приносит все отложенные деньги, но отец обещает, что их договорённость по поводу мопеда нисколько не пострадает, и к назначенному сроку нужная сумма будет.

Муромцев-старший и Родька духовно близки. Они понимают друг друга с полуслова, и даже взгляда. Но старший сын совсем другой. Если Родька ещё только задумывается о своём будущем, о своей судьбе, о ценностях этого мира, то Константину самое время создавать для себя это будущее. На пути своего взросления Константин приобретает несколько иные качества и некие иные представления о ценностях жизни, чем его отец. В отличие от Муромцева-старшего, Константин не готов довольствоваться тем, что даёт ему его положение. Ему тесны масштабы этого городка, в котором, может быть, и есть-то всего одна больница. В этой больнице он начинающий хирург, которому пока никто не собирается давать свободу выбора. Здесь принято сначала пройти ещё один этап взросления, становления человека как ответственного специалиста. Но Костя думает совсем по-другому. Ему кажется, что он уже прошёл все стадии воспитания и обучения. Ему нужна свобода, ему нужна возможность доказать, на что он способен. Он хочет делать самостоятельные операции. Он хочет сказать своё слово в медицине. Он полон честолюбивых замыслов, которые откроют ему дорогу к славе, столице, к материальному положению, к почёту и уважению. "Дайте мне настоящую операцию, и я покажу, кто чего стоит". Но он настолько поглощён собой, своей персоной, что даже не замечает, что у других людей есть тоже свой тонкий душевный мир, свои тревоги, сомнения, свои переживания. Например, девушка Саша, с которой он встречается, оставила в Москве своего мужа. Семейная жизнь не сложилась. Она ещё живёт под впечатлением тех своих отношений и той столичной жизни. "Я раньше не представляла, как можно жить не в столичном городе. Оказывается, очень даже можно. Есть время подумать. Утром проснёшься, лежишь и строишь планы. В Москве не хватает времени. Всё на тебя несётся." Саша сбежала от той деловой бездушной жизни, а Костя предлагает ей снова окунуться в этот мир. "Мне предлагают работу в Подмосковье. Это серьёзный вариант. У моего приятеля там отец заведует клиникой. Они открывают новое отделение при номерном институте. Ему дают кучу денег, полный карт-бланш... Что ты думаешь по этому поводу?" И Саша уклончиво отвечает: "Я думаю, как хорошо жить без планов". В конце концов, Саша начинает отдаляться от Кости. Особенно, когда он не выдерживает её некоторой отстранённости и сдержанности, и выдаёт ей напрямую: "Я не очень тебя понимаю: ни тебя, ни твоё поведение". После этих слов Саша уже явно избегает Константина.

И Константин в поисках простых отношений, где не надо испытывать душевных переживаний, отправляется к своей старой знакомой, которая не предъявляет ему никаких претензий, не ждёт от него большой и светлой любви, и всегда готова ждать его, когда он захочет придти.

А Саша ещё и потому так быстро исчезает из жизни Константина, что познакомилась с Муромцевым-старшим. И видит, что то лучшее, что она искала в Константине, в неограниченном количестве есть в первоисточнике.

Саша: Родька очень похож на отца.
Костя: Ты хочешь сказать, что я не очень похож?
Саша: Евгений Эдуардович - очень счастливый человек.
Костя: Не так часто встречаешь в наше время человека, который был бы полностью доволен своей судьбой. Он 20 лет живёт в этом городе, 20 лет работает на одном заводе. Сколько я его помню, всегда пьёт пиво в одном ларьке. Я несколько раз пытался относиться к жизни также как он. Оказывается, это не так просто. В лучшем случае, меня хватало на 2 недели. Видимо, я иначе запрограммирован.

Конфликт нарастает. Поведение Саши включает механизм защиты у Кости, и он теперь уже высказывает претензии своему отцу.

Костя: Как ты куришь эту дрянь?
Отец: Привык.
Костя: Ты ко всему привык. Ты, в сущности, неплохо устроился. Чаёк, Родька, работа. Уговорил себя, что это и есть жизнь. Всё хорошо. Всё прекрасно. И никаких проблем.
Отец: У тебя что-нибудь случилось?
Костя: Ничего. И даже более того.
Отец: Ну чего ты сердишься?
Костя: А то, что жизнь гораздо сложнее, чем ты её себе представляешь, папа.
Отец: Видишь ли, Костя, каждый выбирает себе ту меру сложностей, которая ему больше нравится, больше по душе. Одни живут сложной жизнью, другие - простой. Вот и всё.
Костя: Значит, ты сам выбрал ту жизнь, которой ты живёшь?
Отец: Я ничего не выбирал. Были люди, которых я любил. Были какие-то вещи. А я, если и выбирал, только кого и что мне любить.
Костя: Понятно. Значит, это мы виноваты, что ты всю жизнь торчишь в этой дыре?
Отец: Тебе меня жалко?
Костя: Мне себя жалко.
Отец: Ну, скажем, в Москве тебе не было бы себя жалко?
Костя: Причём здесь Москва? Что ты думаешь, мне театры нужны, музеи? Мне работать надо, учиться. Понимаешь, учиться?
Отец: Мне всегда казалось, что кое-чему мы можем научиться и здесь.
Костя: Да, конечно. Вон Родька. Ему всего-навсего 15 лет, а он уже научился шевелить ушами.
Отец: Причём тут Родька? Не о нём разговор.
Костя: Почему не о нём? Ты хоть раз серьёзно подумал о том, что из него выйдет, что из него получится? Ведь он же не глупый парень.
Отец: А ты уверен, что из меня ничего не получилось? Я ведь тоже не круглый дурак.
Костя: Ты хочешь, чтобы я сказал, что я о тебе думаю?
Отец: Ну, допустим... Ну всё-таки?
Костя: Ты очень хороший человек. Но я бы не хотел прожить жизнь так, как прожил её ты. Ты просто неудачник. Ты это понимаешь?
Отец: Живи иначе. Кто тебе мешает?
Костя: Генетика! Твоя добренькая кровь и дурацкое воспитание!

В последних словах Константина ключ к его нервозности и раздражительности. В нём зреют противоречия, с которыми он не может справиться, разрешить их. С одной стороны, он хочет карьеры, славы, хорошей комфортной жизни, готов ради этого много работать, учиться. Но есть и его отец, его авторитет. Он настолько впитал в себя его образ, его мораль, его пример жизни всегда перед глазами, что преодолеть эту зависимость ему трудно. Он и злится потому, что воспитание - это в какой-то степени выработка условных рефлексов на определённые жизненные обстоятельства. А нутро Константина влечёт его к другим горизонтам, к другим ценностям. Земного ему хочется больше, чем духовных поисков и душевных терзаний.

И вот наступает "момент истины", кульминация фильма. Костя возбуждённый приходит домой. Ему наконец-то дают самостоятельную операцию.

Костя (Родьке): Кстати, ты знаешь, кого я буду оперировать? Твоего учителя математики.
Отец: Но ведь у него рак? Это ведь очень сложная операция? Как же тебе доверили?
Костя: Так бы мне и доверили. Просто счастливое стечение обстоятельств. Старик, в сущности, безнадёжен. Но случай сам по себе очень интересный.
Родька: Зачем же ты будешь его оперировать, если он совершенно безнадёжен?
Костя: Видишь ли, дело ведь не только в Якове Борисовиче. Это всё не так просто. Рак - это проблема, которая волнует всё человечество.
Родька: Значит, ты на Якове Борисовиче будешь изучать всякие проблемы? Ты не должен его оперировать.
Отец: Понимаешь, Костя, какая штука? Для тебя важнее всего человечество.

Но Константин ничего не хочет слышать. Родька и отец переглядываются. Оба понимают друг друга без слов. Костю надо остановить. Родька идёт к директору школы. Операция для Кости срывается. И всё завертелось. Костя уже не может остановиться, он зол, он не может простить этого своим родным. Он с порога даёт Родьке пощёчину. "Добренькие? Человека пожалели? А я злой! Но я бы из низменных эгоистических побуждений, может, вытащил бы вашего Якова Борисовича. А Барахвостов из-за вашего слюнявого человеколюбия его зарежет. Какое кому дело - зачем и почему? Важно, что человек делает! Если бы все были такие добренькие, люди до сих пор жили бы в пещерах, папа."

Но этот кризис помогает Косте разрешить его противоречия, которые давно зреют в нём, беспокоят, заставляют жить в постоянном недовольстве собой. А теперь всё становится простым и ясным. Костя уходит из клиники, собирает чемодан и уезжает в Москву.

Наступают тяжёлые времена для Муромцева-старшего. Он неожиданно получил удар по своим идеалам. То, насколько этот удар сильный, видно из нескольких эпизодов. Во-первых, мы видим, что после отъезда Константина его комната остаётся в неприкосновенности. И даже заперта на ключ. Отец и Родька заглядывают туда, только чтобы взять инструменты. Там всё в том же беспорядке, в каком оставил её Костя, когда собирался в дорогу.

Родька с Лигией встречают на улице Сашу. Он радостно приглашает Сашу в гости. А Лигия после этого с уверенностью сообщает Родьке, что Саша влюблена в его отца. Он неприятно поражён этой мыслью. Он даже ревнует. А Саша приходит вскоре в их дом, спрашивая, нет ли вестей от Кости. Происходит натянутая встреча. Родька выказывает свою неприязнь. Отец чувствует какую-то неловкость. И тут вдруг Саша заявляет, что насовсем покидает город. Муромцев-старший начинает о чём-то догадываться, и на следующий день приезжает в аэропорт проводить Сашу. Здесь она и признаётся, что решение об отъезде было спонтанным.

Родька застаёт вечером подвыпившего отца. Включен магнитофон. Звучат английские фразы из уроков английского языка. Муромцев-старший повторяет фразу сначала по-английски, потом по-русски: "Пусти свой хлеб по реке, и он вернётся к тебе с маслом... А может, и не вернётся. Ну и что?"

Состояние отца сказывается на душевном состоянии Родьки. И отец принимает решение ехать вместе с Родькой в Москву, навестить Константина. Но в последний момент они получают от него телеграмму, что он уезжает в командировку. Поездку они всё-таки не отменяют. Муромцев-старший составляет насыщенный план осмотра достопримечательностей столицы, и они отправляются в путь. В последний день пребывания в Москве отец говорит, что у него есть какие-то дела, а Родька, воспользовавшись этим, отправляется к тому дому, где живёт Константин. Там он обнаруживает, что сюда же пришёл и его отец.

По приезде домой они получают письмо от Кости.

"Удивительно глупая штука жизнь. Вам это покажется смешным, но мне вас действительно не хватает. Никакой командировки у меня, конечно, не было. Но обстоятельства складываются так, что будет гораздо лучше, если вы приедете месяца через два. К этому времени я постараюсь освободиться, и буду всецело в вашем распоряжении. И ещё одна немаловажная деталь. Живём мы пока в маленькой комнате. Обстановки никакой. Мне бы положить вас было негде. Я вам не писал об этом раньше. Не люблю скулить. Тем более, что после Нового года в этом отношении кое-что изменится. И тогда мы с женой будем рады вас видеть. На работе всё нормально. Сделал уже три самостоятельные операции. Носятся со мной не очень, но жить можно. Кстати, не могли бы вы мне прислать немного денег? Только не очень старайтесь. Пришлёте - хорошо, не пришлёте - как-нибудь вывернемся."

Вот и весь фильм. Конечно, мы опускаем множество деталей, и судить фильм по его пересказу не стоит. Лучше каждому посмотреть самостоятельно. Но нас волнует не художественная сторона произведения. А драматургия, которая выявляет сущность тех конфликтов, которые происходят с героями этого фильма. Вот их и разберём в следующей части главы.

Драманализ фильма

Оставим все другие линии в этом фильме, и попытаемся вычленить главный конфликт. Мы утверждаем, что весь фильм построен на конфликте отца и сына. Попробуем это показать, а затем найдём корень проблемы, её первоисточник. Собственно, все остальные персонажи существуют в этом фильме лишь для того, чтобы подчеркнуть, вычленить, оформить этот главный конфликт.

Итак, мы видим, что главным внешним инициатором конфликта становится Константин. Именно он не удовлетворён тем, что имеет. И именно он видит в окружающем его мире помехи для исполнения своих желаний. Из предыдущей главы мы уже знаем, что конфликт начинает тот, кто построил свою территорию интересов, кто создал свою картину мира, а эта картина мира входит в противоречие с реальностью. Возникает угроза вторжения на созданную с таким усердием территорию. Но есть ли что оберегать Константину Муромцеву? Ведь он пока ещё ничего не имеет, кроме своих идей и планов на будущее. Если в фильме "Жалоба" все герои — люди состоявшиеся, чего-то достигшие, другими словами, люди, которым есть что терять, то Константин пока живёт только мечтами, планами, надеждами на светлое будущее. Но и у него есть уже некоторые приобретения. Константин уже прошёл один достаточно сложный отрезок жизненного пути. Чтобы получить диплом хирурга, надо преодолеть нелёгкие годы учёбы. Медицинское образование — самое сложное и длительное. Для того, чтобы осилить этот путь, надо быть очень целеустремлённым, волевым человеком, не боящимся трудностей. Ведь хирург должен резать человеческое тело, видеть человеческие страдания и сталкиваться лицом к лицу со смертью. И первый этап Константин уже прошёл, сформировав своё представление о будущей жизни, карьере, ценностях. Но этот мир в его представлении начинает конфликтовать с миром его отца, с теми детскими образами Кости, которые создавал в нём Муромцев-старший через слова, через поступки, через пример собственной жизни. Мы все начинаем свою жизнь в детстве через подражание самым близким нашим и дорогим нам людям. Сначала это наши родители, затем учителя, проявившие в нас участие, кумиры из мира литературы, кино, спорта, герои, покоряющие вершины, о которых пишут, которых восхваляют. И по этим образцам мы начинаем формировать своё собственное уникальное мировоззрение как свой личный опыт преодоления препятствий. У Кости за плечами годы учёбы, возможно, примеры успеха каких-то людей, оказавших влияние на его мировоззрение. И он начинает делать выбор не в пользу Муромцева-старшего. "Не так часто встречаешь в наше время человека, который был бы полностью доволен своей судьбой. Он 20 лет живёт в этом городе, 20 лет работает на одном заводе. Сколько я его помню, всегда пьёт пиво в одном ларьке. Я несколько раз пытался относиться к жизни также, как он. Оказывается, это не так просто. В лучшем случае, меня хватало на 2 недели. Видимо, я иначе запрограммирован." Это открытие угнетает его, мучает. Он до сих пор привязан к своему отцу, слушается его, отец для него авторитет в решении внутрисемейных проблем. Отец вырастил их с братом, заботился о них. Он не может не вызывать к себе уважение. А это и раздражает Костю. У него никак не получается оторвать себя от жизни своего отца. Хотя он чувствует, что это необходимо.

Отец: Живи иначе. Кто тебе мешает?
Костя: Генетика! Твоя добренькая кровь и дурацкое воспитание!

Да, мы все в детстве немного подвержены гипнозу. Формирующаяся психика готова впитывать чужие идеи. Нам постоянно что-то внушают. Нам говорят: будь честным, будь смелым, будь прилежным. Нам внушают то, что нам не стоит делать никогда. Нам сотни раз повторяют: не опаздывай, ешь быстрее, учись лучше, не ходи без шапки. И всё это откладывается в подсознании ребёнка в виде условных рефлексов и привычек на долгие годы, если не на всю жизнь. Иногда эти привычки полезные, помогающие нам строить свою судьбу. Но чаще они служат тормозом, помехой, создают психологический дискомфорт. Муромцев-отец, как мы уже отметили, не авторитарен, не лезет с нотациями, не давит на своих детей. Чаще он влияет на них самым мудрым и эффективным способом: собственным примером и собственной жизнью. Он человек нравственный. Он хороший отец. Он старательный работящий инженер. Наверняка, его на заводе уважают. В небольшом провинциальном городке такие люди обычно известны и уважаемы и за пределами завода. Муромцева-старшего сразу же приметила Саша, девушка Кости. Евгений Эдуардович — образец нравственного, честного и чистого душой человека. Как говорил главный врач из фильма "Жалоба": "Прямо голубой герой". И он, по всей видимости, не делал и не желал никому в жизни зла. И всё же...

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.*

И всё же Костя, когда происходит размолвка с Сашей, идёт выражать свои претензии именно отцу. "Ты ко всему привык. Ты, в сущности, неплохо устроился. Чаёк, Родька, работа. Уговорил себя, что это и есть жизнь. Всё хорошо. Всё прекрасно. И никаких проблем. Ты очень хороший человек. Но я бы не хотел прожить жизнь так, как прожил её ты. Ты просто неудачник. Ты это понимаешь?"

Сын пытается вырваться за круг тех условностей, которыми его окружил отец. Но его ещё удерживает что-то. Он всё ещё медлит, потому что дом, семья — это, всё-таки, тыл. И ему не хочется оказаться в одиночестве во враждебном окружении. В понятие его территории всё ещё входит "родовое гнездо". Он пока ещё надеется, что изменения к лучшему произойдут для него в клинике. Но противоречия нарастают, кризис неизбежен. И он происходит, когда его семья вмешивается в его служебные дела. Это становится последней каплей, мотивом к его отъезду в Москву. Его территория разрушена настолько, что пытаться снова воссоздавать что-то на этих руинах не имеет смысла. Несмотря на плохое расставание с работой, с семьёй, для Константина это облегчение. Гордиев узел разрублен. Рубикон перейдён. Не надо больше сдерживать свои желания, устремления, можно полностью взять свою жизнь в свои руки, попробовать всё начать с начала, но уже самостоятельно, без посторонней поддержки, без ненужных компромиссов. Фактически, это означает, что в порыве бешенства, Константин разрядил накопившееся электричество, выпустил пар, который мог просто разорвать его изнутри. Когда человек живёт не в ладу с самим собой, он начинает разрушать себя. Внутренние противоречия должны быть разрешены. Иначе стрессы будут подрывать силы, здоровье. А начавшаяся депрессия вызовет нежелание жить. Но Константин — сильный человек. Он привык полагаться на свою волю. Поэтому ему легче разорвать контакты с теми, кто не хочет принять его точку зрения, чем испытывать чувство вины. Так он расстаётся с Сашей, с отцом, со своим родным городом. Он отправляется проверять свою жизненную позицию на прочность. Он берёт всю ответственность на себя.

Зритель будет здесь давать свою оценку поступкам Константина Муромцева. Советский зритель, наверное, осуждал его. Его поведение им казалось, может быть, безнравственным, циничным. Конечно, он так плохо расстался с близкими людьми, которые его так любили, уважали, готовы были всегда помочь.

Но если не видеть причинно-следственных связей, то поведение человека кажется несправедливым, спонтанным, случайным. На самом деле, за любым поступком стоит длительный путь формирования нашей души. Сначала всё происходит именно там. Мы создаём в душе свой мир. Это своего рода информационное поле, которое взаимодействуя с информационным полем Вселенной, получает отклик в виде складывающейся судьбы. Сначала мы формируем свою судьбу, а затем судьбу наших потомков. Если родители поклонялись своим страстям, копили в душе корысть к миру, то дети у них всегда будут проблемными. И специалист, занимающийся диагностикой полевых структур, разбирая проблемы детей, всегда выйдет на первопричину: проблему характеров родителей и карму рода.

Для дальнейшего нашего анализа фильма, приведём одну цитату из книги С.Н.Лазарева "Диагностика кармы" (книга 5):

"Что такое зацепка за идеалы?
Это желание видеть окружающих людей и весь мир соответственными какому-то образу. Поскольку этот образ находится в сознании — он статичен. Сознание по самой своей структуре статично. Поэтому если мы хотим подчинить мир какой-то картине, нарисованной в нашем сознании, то происходит полная остановка развития. С первых же секунд появляется несоответствие между воображаемой картиной и реальностью, и возникает агрессия, как попытка защитить разваливающуюся картину.

Что такое зацепка за идеалы?
Это не только постоянные претензии к окружающему миру и к себе, когда главной целью становится не накопление любви в душе, а мысленно нарисованный образ. Это не только неумение принять предательство, крах идеалов, развал планов и надежд. Зависимость от чего-то рождает страх потерять то, что нам дорого, и отречение от любви – ради сохранения идеала."

В этой цитате содержится готовый ответ на вопрос: что же происходит с героем фильма Константином Муромцевым. Он построил образ будущего, модель своей жизни. Этот образ находится у него в сознании. Именно этим объясняется, что он не чувствует того, что происходит вокруг, не чувствует того, что происходит в душе его девушки. Он занят собой, он выстраивает логические цепочки. Он мыслит, но не чувствует. Он строит свою жизнь, как строитель, выкладывая по кирпичику, кладя раствор, пытаясь построить добротный прочный дом на века. Но его воображаемое будущее, его жёсткая картина мира входит в противоречие с реальной картиной. Его модели не соответствует поведение его старших коллег по работе, его домашних, его девушки. И он проявляет агрессивность, потому что он хочет защитить свой мир, свою территорию души. И когда закономерно его мир начинает рушиться, а его самые близкие люди не разделяют его идеалов, и что ужаснее всего, предают его, он не может принять этого краха.

Крушение идеалов - это обратная связь Вселенной. Константину показывают, что его картина мира неустойчива, что он пытается опереться на то, что шатко, иллюзорно, зыбко. Обратите внимание, что в этом фильме режиссёром создана атмосфера некоего миража, зыбкости, иллюзорности, нечёткости линий. Почти во всех кадрах фильма мы видим либо солнце в дымке, либо туман, либо дым на заднем плане.

Итак, Константин начинает новую жизнь в столице, уже опираясь на своё собственное представление о том, как должна эта жизнь выглядеть. Но не надо торопиться с выводами тем, кто хочет думать, что наш герой строит свою жизнь как законченный эгоист, циник, карьерист. В том-то и дело, что вступающий во взрослую жизнь человек ещё только ищет свой путь, проверяет выбранную им систему ценностей на прочность. Просто у каждого этот момент в жизни может наступать в различном возрасте. Всё зависит от того, как человека к этому этапу готовила семья, общество. Советское общество, живя в изоляции от "тлетворного влияния Запада", оберегало максимально своих воспитанников от негативных факторов среды. Всем было гарантировано счастливое беззаботное детство, бесплатное среднее и высшее образование. Фактически, поводов для быстрого взросления не было. Не надо думать о куске хлеба, о серьёзном выборе своего будущего. Безработицы не было. Всем было гарантировано минимальное жизненное пространство — и стол, и дом. Поэтому, в основной своей массе люди начинали шевелиться лишь тогда, когда по распределению отрабатывали свои три года после обучения в институте. Только тогда и начиналась настоящая взрослая жизнь. Создавалась семья, надо было самим зарабатывать, а не сидеть на шее у родителей. Например, такой самостоятельный и решительный человек, как Константин Муромцев, новоиспечённый хирург, не считал зазорным стрелять у отца деньги, с его помощью покупать себе мопед. И таким образом, чаще всего к окончанию школы юноши и девушки плохо себе представляли, чего они хотят в жизни. Обычно, в зависимости от семьи, в которой они выросли, за них этот выбор делали родители. Либо идти по стопам своих родных, либо туда, что в представлении родителей считается престижным. Константин Муромцев в этом отношении был человеком, который сделал свой выбор самостоятельно. Но его модель будущей жизни подсмотрена в жизни людей, которых он ставил себе в пример. И теперь эта модель нуждалась в проверке и корректировке. Судя по его письму своим отцу и брату в конце фильма, его жизнь во многом эту корректировку прошла. Костя женился, следовательно, взял на себя заботу о своей семье. Ему дали возможность оперировать. Но, как он пишет, никто с ним не носится. Т.е. он попал в условия, где уже надо брать всю ответственность на себя. И мы понимаем, что в целом всё у него складывается неплохо, хотя и трудно. И тон письма доброжелательный, лишённый той холодности и цинизма, которые звучали из его уст в его родном городе в разговоре с отцом и Сашей. Жизнь всё расставила по своим местам.

Но этим не исчерпывается проблематика самого фильма. Как видим, Костя здесь не основное звено цепи. Расставание с сыном перевернуло такую стабильную и привычную жизнь Муромцева-старшего, заставило переживать, страдать, и даже выпить лишнего. Поездка в Москву была предпринята от отчаяния. И даже нежелание (как видно из письма, временное) сына встретиться с отцом, не помешало отцу придти к тому дому, где жил Костя. Он хочет восстановить своё душевное равновесие, восстановить прежний контакт с сыном. Ведь сын - часть его семьи, его территории души. И эту часть он теряет. От того и мучается.

Реакция на нас других людей — это зеркало нашей души. Гармония в душе всегда создаёт атмосферу гармоничных отношений с другими. Если мы вызываем раздражение, недовольство у нашего собеседника, значит, это недовольство есть в нашей душе.

Как получилось, что отец, так плотно занимаясь своими детьми, заботясь о них, воспитывая их (в том числе, и на личном примере), заложил в душу Константина совершенно другую модель мира, отличную от своей? Неужели что-то оказалось более мощным источником для формирования мировоззрения старшего сына? Откуда взялась эта нетерпеливость, раздражительность, агрессивность, желание получить побыстрее то, что обычно даётся людям не как цель, а как побочный эффект, награда за их честность, упорство, стремление познавать мир, совершенствовать себя, свою душу? Другими словами, откуда в Константине появилось потребительское отношение к миру, корыстность души, готовность стать нечувствительным к трудностям других людей ради достижения своих эгоистических целей?

На самом деле, здесь работает очень простой, но мудрый механизм, называемый на Востоке кармой рода. Попытаемся раскрыть его простыми словами, понятными на бытовом уровне. Всё, что родители не дорабатывают в своей душе, будет компенсироваться в их детях. По сути дела, этот процесс похож на строительство здания. Прежде чем здание появляется как постройка, у архитектора должна появиться идея здания. Затем она формируется как образ. После этого, этот образ из своего воображения архитектор переносит в виде эскиза на бумагу. Постепенно идея принимает реальные очертания: эскиз, проект, чертёж, смета. И вот уже строители начинают возводить фундамент, стены, крышу. Так происходят все процессы: от идеи до материального воплощения. Дети - это тоже воплощение наших идей, нашего мировоззрения. Семя, брошенное в почву, прорастает. Какая информация заложена в семени, такой проект и будет реализовываться. Разница только в том, что родители носят информацию в своей душе (уровень идей), а дети - это построенные здания. Так формируется модель общества, государства. Так формируются общественные институты, социальные связи, экономика, жизнеустройство.

Муромцев-старший имеет прямое отношение к тем проблемам, которые возникают у его сына. Мы уже сделали акцент на том, что отец построил свой мир, мир своей души, который его устраивает, в котором он комфортно существует, и из этой зоны комфорта выходить не собирается. Дом, семья, работа — за 20 лет
он построил территорию своего идеализированного представления о мире. Дети — это часть этого мира. И ему уже кажется, что выше этого ничего нет. Это его мир. Но его жизнь - это всего лишь часть Большого мира, кусочек Вселенной, в которой действуют не законы Муромцева, а законы высшие. И эти законы диктуют, что человек должен приходить в этот мир не для того, чтобы перестроить его по своему пониманию, не свою территорию построить, а потом в ней жить. Человек - это, прежде всего, душа, которая должна трансформироваться с каждой жизнью, всё больше сближаясь с тем, что её создало - с Первопричиной всего сущего. А для этого душа и получает своё земное воплощение, чтобы научиться преодолевать это земное притяжение, не зависеть от своей человеческой сущности. А Муромцев пытается сделать всё, чтобы закрепить навечно своё существование на Земле, чтобы воплотить эту вечность в своих потомках. И эта идея реализуется в его сыне специфическим образом. Константин уже не хочет заботиться о своей душе. Он хочет вполне конкретных земных благ: карьеры, славы, уважения, общественного признания своих талантов. И его агрессивность, обращённая к отцу — это желание вырваться из нарисованного мира Муромцева-старшего, перестать быть частью его территории. Мы отметили, что отец не авторитарен, но он ведёт себя как духовный лидер, как учитель, который хочет видеть своих учеников своими духовными последователями. Авторитаризм - это физическое подавление личности. Духовное подчинение более тонкое, более изощрённое, на более высоких уровнях. И Константин интуитивно чувствует это, пытается вырваться из этих тисков. Поэтому и говорит, что ему мешает жить по-другому воспитание отца и генетика. Поэтому он так зол, неуравновешен, раздражён. И только ситуация с неудавшейся операцией даёт ему наконец возможность разорвать эти путы. И как мы увидели, отрыв от отчего дома идёт ему на пользу. Он становится спокойнее, уравновешеннее, доброжелательнее, мудрее.

Но кризис наступает у отца. Его территория разрушена, он потерял очень значительную часть своего Я. Он потерял духовный контроль над своим сыном. Поэтому он и напивается. Поэтому и говорит, что хлеб, пущенный по воде, не вернулся с маслом. Всё дело в неправильном понимании библейских истин, в искажении их смысла. В начале статьи стоит эпиграф с цитатой из Екклезиаста, который отец Константина извратил. Смысл фразы в том, что нельзя пытаться удерживать у себя то, что нам не принадлежит. Мы должны отпустить по реке жизни то, что мы взращивали, над чем трудились, во что вложили свои способности. Но результаты труда мы не должны присваивать себе. Они должны служить на благо мира, на благо других, служить делу увеличения любви во Вселенной. Если наши усилия были бескорыстными, праведными, то урожай будет добрым, отзовётся теплом в сердцах людей. И наша судьба будет благосклонна к нам. Но искажённое толкование, буквальное понимание истин, обращённых к душе человека, ведёт к тому, что люди начинают корыстно искать в них ценность для своего тела и сознания. Будешь делать так-то и так-то, и получишь здоровье, богатство, уважение людей, признание твоих заслуг. Муромцев-отец надеялся на признание своей жизни как образца нравственного поведения, жертвенности, трудолюбия, высокой духовности, душевной щедрости. Он считал, что посадил зёрна в почву, а теперь должен получить хороший урожай. Получить полностью в свою собственность, ни с кем не делясь. А так не вышло. И он не может понять, почему. Вмешались какие-то силы, природу которых он понять не в состоянии.

Юлий Карасик — один из немногих советских режиссёров, который способен был выйти за рамки существующей идеологии, за рамки соцреализма, за рамки языческого мировоззрения. Итогом его творчества стал фильм "Без солнца" по пьесе Горького "На дне". Он единственный, кто смог воплотить на экране первоначальный замысел "пролетарского" писателя. До этого существовало каноническое прочтение пьесы, созданное Станиславским. Никто не смел как-то по-другому поставить её. А Карасик смог. Во многом он преодолел не только уровень соцреализма, но и уровень православия. Он интуитивно увидел то, что мир управляется не человеческой волей, а волей Божественной. Человеку воля дана лишь для того, чтобы он добровольно самостоятельно через боль и страдания, через внутренние изменения пришёл к осознанию замысла Творца. Чтобы он понял, что мир не статичен. То, что мы видим вокруг себя и воспринимаем как реальный мир, на самом деле — всего лишь реализация наших представлений о нём. И наступает момент, когда нам необходимо совершить этот подвиг — быть готовыми отказаться от всего, чтобы двигаться дальше. Чтобы шагнуть на новый уровень своей внутренней трансформации, трансформации своей души.

Если посмотреть на этот фильм, как на отражение существующей картины мира, то Муромцев-старший - это образ советского общества, которое стояло уже на пороге серьёзных испытаний, которое должно было уже через 20 лет расстаться со своими старыми представлениями о земном своём существовании. И эту налаженную и благополучную жизнь вскоре будут рушить дети тех, кто думал, что застой, стабильность — это хорошо, что ценность жизни — в самой этой налаженной прогнозируемой жизни. Что бессмертие своё мы обретаем в наших детях, в наших делах, в служении людям.

Но подвиг Иисуса Христа заключался не в том, чтобы погибнуть за других людей, искупив их грехи. Главный его смысл в том, чтобы быть готовым расстаться со всем своим земным существованием — физическим совершенством, духовными знаниями, душевными связями с нашими родными и близкими — ради спасения своей бессмертной составляющей, соединённой с Творцом. "... Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её" [Матф. 16:25]

 

Продолжение следует... 

--------------------
*Н.Некрасов. Нравственный человек. Полностью стихотворение звучит так:

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла.
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил... Он вызвал — я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил;
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла...

Категория: АНАТОМИЯ КОНФЛИКТА | Добавил: Странник (03.06.2019) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 356 | Теги: Кино СССР, интуиция, кино, искусство, талант, кино 1960-х, карма рода, конфликт, смысл жизни, идеализм, семья, судьба, драманализ, Юлий Карасик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar