Большинство фильмов про школу говорят о том, кого и как в школе воспитывать, каким должна быть личность учителя. Самыми выдающимися из этой серии я бы назвал: "Мимо окон идут поезда", "Хористы", "Доживём до понедельника", "Ключ без права передачи", "Розыгрыш", "Учитель на замену". Для этих фильмов я уже делал психологический анализ. Или, как я называю это, - "драманализ" (термин, введённый Сергеем Николаевичем Лазаревым). И вот фильм, который пытается нарисовать школу будущего с точки зрения не столько воспитания, сколько самого процесса образования. "Расписание на послезавтра". Можно сказать, что все вышеперечисленные фильмы подготовили почву для этой картины. Но не хронологически, а по смыслу. В общем-то, понятно, что традиционная школа пыталась и пытается сейчас сформировать человека по образу и подобию. И именно так рассматривает значение слова ОБРАЗование. Есть ОБРАЗец. С него и лепить. Меняется только модель для лепки. В эпоху социализма подавляется у ребёнка его собственное индивидуальное начало в пользу коллективного. Всё должно быть подчинено интересам советского общества. В эпоху постсоветской России образцом служит идеал человека-потребителя (вспомните слова бывшего министра образования Фурсенко). Профессиональный потребитель - это человек, занятый собой, своей карьерой, своим успехом, своими желаниями. Но есть и другая стратегия. Это развитие творческой личности, человека-творца, ориентированного на максимальную реализацию своих задатков, талантов, но на благо всего общества. К этому подводят нас все перечисленные фильмы и фильм "Расписание на послезавтра". В рассматриваемой киноленте перед нами экспериментальная специализированная школа будущего. Там, где личность не подавляется, а даётся полная свобода для творчества. Здесь нет традиционных учителей, вышедших из педагогического ВУЗа. Во главе с директором с детьми работают не профессиональные педагоги, а научные сотрудники института. Классы - это научные лаборатории. Любой ученик может сформулировать любую научную гипотезу от вечного двигателя до металлического водорода, экспериментально проверить её, обосновать и защитить перед всем классом. Или, наоборот, опровергнуть существующую теорию. К учащимся отношение как к научным работникам. Конечно, здесь собраны не простые дети, а одарённые. Ведь это физ.-мат. школа им. Ландау. "Педагогика - это вечный поиск, - говорит её директор Андрей Андреевич "Кварк" (как его окрестили ученики). - И система передачи готовеньких знаний изжила себя. Я в этом убеждён." Чем же он хочет заменить эту традиционную систему, которая существует, по крайней мере, лет 200-300. "Исследовательский метод. Постановка проблемы. Умение сформулировать гипотезу. Отстаивание её истины. И, наконец, защита своего решения перед коллективом всего класса." И этот метод сами ученики врубают в школе на полную катушку. Даже лабораторию умудряются взорвать. Но никто не в обиде. Главное для их наставников, чтобы ученики смогли обосновать свои действия. - Овечкин, ну неужели тебе неизвестно, что французская академия с 1775 года не рассматривает эту галиматью, связанную с изобретением вечного двигателя? В школу приходит учитель литературы Антонина Сергеевна. Из обычной школы. Но очень вовремя. Здесь господствует мнение, поддерживаемое директором, что технарям "изящная словесность" не нужна. Но приняв с ходу основную концепцию образования (уважение к личности ученика, общение на равных, использование исследовательского метода), Антонина Сергеевна на примерах показывает, в чём важность и нужность литературы именно для формирования личности успешного учёного. И похоже, убеждает не только ребят, но и директора. И он начинает проникаться к ней уважением. Если не сказать больше. Вот фрагмент из её урока литературы. Антонина Сергеевна читает стихи: Я теперь скупее стал в желаньях, - А розовый конь на самом деле существует? Как действуют традиционные учителя в школе? Любое мнение учащегося, отличное от мнения авторитетов, воспринимается в штыки. В фильме "Розыгрыш" завхоз школы говорит девятиклассникам: "А мысли ваши пока, ей-богу, никому не интересны". Антонина Сергеевна с уважением относится к тому, что один из мальчиков 8-го класса пишет стихи. Но высказывает своё мнение. "Я рада, что Вы пишете стихи. Но они мне не понравились как стихи. Довольно слабые, эпигонские ("Эпигон" - последователь какого-нибудь направления в искусстве или науке, лишённый творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи). Мысль, которую Вы там хотели выразить, гораздо интереснее формы. Поэзия - это не зарифмованные мысли. Это особое состояние души." И добавляет: "Вас не должно пугать, что стихи Ваши слабые. Вы не профессионал. Ещё Гёте просил "к назойливости юных дилетантов" относиться снисходительно. Он считал, что именно из них в зрелом возрасте получаются настоящие почитатели искусства и его мастеров. Так вот я надеюсь на это. Я именно для этого к вам пришла. Чтобы научить вас понимать большую литературу, любить, знать её. Чтобы вы поняли, что написать великие стихи - это никак не менее значительно, чем сделать великое открытие в науке." И директору школы она говорит, что любая школа должна воспитывать гармоничных личностей. Удача сопутствует Антонине Сергеевне, потому что она выбирает диалектический метод решения спора физиков и лириков. Она пытается не противопоставить точки зрения, не столкнуть лбами поэтов и учёных, а соединить, найти то общее, что их объединяет. - Антонина Сергеевна, Вы прочитайте теорию двухкомпонентного нейтрино Ландау. Вот где совершенство композиции и драма идей. Разве можно сравнивать Эйнштейна с Толстым или Ландау с Достоевским? Нам, физикам, писатели ничего не дают. Извечный спор физиков и лириков заканчивается здесь примирением и плодотворным сотрудничеством. Возможно, именно это и нужно для развития гармоничной личности. Для составления нового школьного "расписания на послезавтра". А, может быть, уже и на завтра. Но составлять его необходимо уже сегодня. | |
| |
Просмотров: 896 | | |
Всего комментариев: 0 | |