Обычно взрослым свойственно давать детям то, чего они были сами лишены в своём детстве. На этом основана вся трудовая биография учителя Генри Барта. Как он сам говорит: "Как важно иметь в жизни какую-то опору. Кого-то, кто направит. Кто поможет разобраться в сложностях нашего мира. У меня в детстве этого не было." Дать опору, направить своих учеников он и пытается. То, что ему это удаётся делать за месяц, не фантастика, не выдумка режиссёра. Некоторые эксперименты в образовании были начаты ещё в советское время. Шаталов, Щетинин, Эльконин. Это и фамилии основоположников новых направлений в образовании. И авторские методики. К сожалению, эксперименты были прикрыты. Слишком неожиданны оказались результаты. Для застойных лет такие эксперименты были слишком революционны. Власть была к ним не готова. К счастью, эти эксперименты не умерли. И на базе отдельных школ продолжают действовать и сейчас. Вспомним и систему Макаренко, который занимался воспитанием трудных подростков в колонии для несовершеннолетних. И оттуда вышли достойные люди. Многие из них продолжили его дело, тем самым доказав, что нет необучаемых детей. Есть некомпетентные учителя и устаревшие взгляды. |
"Можно ли обидеть человека, зная, что ты умнее его, талантливее, современнее? ... Человек, которому дано природой, должен быть добрым, щедрым." (Цитаты из фильма) Этот фильм о воспитании Учителя. О том, каким должен быть учитель, чтобы его ученики стали достойными людьми. Не только гражданами своего государства, но и нравственными людьми, живущими в гармонии с окружающим миром. И главное, что мешает стать таким учителем - это гордыня. Это чувство превосходства над теми, кто не так талантлив, не так способен, не так заинтересован в результатах своего труда. |
Эта тема, "Учитель и гордыня", поднятая мною в драманализах фильмов "Доживём до понедельника", "Ключ без права передачи", продолжается во французском фильме "Класс" ("Между стен") 2008 года. На этот раз принципы учителя французского языка сталкиваются с душой и чувствами 7-го класса. Какие бы умные речи не толкал учитель перед 15ти-летними подростками, они не могут обмануть их, если они неискренни. Его гордыня выражается, например, в том, что он наделяет себя гораздо большими полномочиями, правами, чем ученики. В конфликте с классом он роняет такую фразу: "Что позволено учителю, не позволено ученикам", что очень напоминает известную цитату: "Что позволено Юпитеру - не позволено быку". Смысл её в том, что статус определяет права или их отсутствие. И это главная ошибка многих учителей. |
Интернат в фильме "Мимо окон идут поезда" - это модель советского общества. Трудно предположить, что где-то в Сибири директор интерната строит какую-то свою частную вотчину. Он, безусловно, верит в правильность того, что делает. И находит подтверждение своей правоты в том, что его действия одобряют вышестоящие инстанции. Ему ставят задачу - создать советского человека, готового пожертвовать своими личными интересами в пользу общественных. |
Поняв, как воспитывать ребёнка в школе, мы сможем ответить на вопрос, каким должен быть учитель в такой школе. Ответив же на этот вопрос, мы будем знать, как готовить такого учителя. Как создавать Учителя с большой буквы. Чему должны соответствовать высшие учебные педагогические заведения. Если пойти по цепочке дальше, то мы подойдём к идее становления педагогической науки. |
Я бы назвал этот фильм "Воспитание учителя". Ведь прежде чем начать чему-то учить детей, надо понять, каким должен быть человек, которого мы называем Учитель. От которого зависит воспитание и образование будущего поколения строителей государства. Мы говорим "дети - наше будущее". Но как это будущее подготовить? Как сформировать мировоззрение человека. Ведь в отличие от животных, человек не рождается Человеком. Его физиология, сознание, душа формируются в процессе воспитания, соприкосновения с миром взрослых, с обществом. Первыми, кого видят дети, это родители. Но дальше часть внимания отнимает школа, друзья-одноклассники. И учителя. Несколько часов в день ребёнок проводит в школе, общается со своими сверстниками, сидит на уроках. И то, что он выносит из школы определяется именно учителем. |
"Розыгрыш" (1976, СССР) Режиссёр: Владимир Меньшов Сценарий: Семён Лунгин 9 класс. Пора взросления и первых серьёзных мыслей о будущем, о выборе жизненного пути. Чтобы выбрать путь, надо сначала определиться с целью. А цель существует, если есть в воображении её чёткий образ. Старшеклассники черпают из взрослого мира идеи для своего взросления и этот выбор моделируется на территории школы. Школа выступает своего рода полигоном по обкатке идей. Какая модель пройдёт испытание успешно, та и станет определяющей в дальнейшей жизни. |
Как развивать личность, не превращая человека в индивидуалиста и эгоиста, не разрушая единства общества, не подрывая основ государственности? Как воспитать коллективное начало в человеке, не подавляя личность, её интересы и устремления? Начало этому процессу всегда лежит в семье и в школе. Фильм несколькими яркими эпизодами рассказывает о директоре, который меняет традиционное представление о школьном образовании и воспитании. Если бы наша школа пошла по этому пути, то мы не имели бы сейчас такого печального зрелища. Режиссёр: Борис Фрумин. Сценарий: Анатолий Гребнев. В ролях: Олег Борисов, Ия Саввина, Людмила Гурченко, Елена Соловей, Виктор Павлов, Юрий Визбор. |