Если искать аналогии с Библейскими сюжетами, то Камеда является как бы посланником Бога. Он пришёл с совершенно другим мировоззрением, и стал катализатором всех процессов в обществе. Когда люди погружаются постепенно в греховность своего существования, то они не замечают этого. Это происходит на протяжении многих лет, растянуто во времени, и трудно связать причину со следствием. А ускорение всех процессов выводит наружу всю грязь, весь ужас того, что чувствуют и о чём думают эти люди. Общество смотрит на Камеду как на идиота. Потому что он ведёт себя совершенно вразрез с принятой в обществе моралью. Но мораль - это правила, установленные самим обществом. Они никак не связаны с праведностью жизни, с высшими законами бытия. А Камеда живёт не правилами и принципами, а чувствами, искренне выражает их, и тем самым даже вызывает гнев и раздражение людей. Например, Каяма (Ганя по Достоевскому) ударяет Камеду. И все осуждающе смотрят на него: с одной стороны, нельзя бить больного, а с другой, Камеда чист и невинен как младенец, и грех бить его. И присутствующие при этой сцене чувствуют это.
Таэко пробуждают слова Камеды: "Он как только увидел меня, сразу в меня поверил... Я ждала такого человека как вы... Но приходил Тахато, брал меня, оскорблял и выбрасывал..." Таэко страдает от невозможности преодолеть свои животные инстинкты: корысть, страстность, гордыню. Ведь с 14 лет её покровитель превратил её в свою любовницу, и ничего другого, кроме жадности, зависти и эгоизма она в своей жизни от людей не видела: ни тепла, ни ласки, ни любви, ни искренности. И теперь Таэко как маятник мечется между Камедой и Акамой (Рогожин). Это 2 полюса: животная страсть и чистота души и помыслов. Душа Таэко - это душа 14-летней девочки. Она рвётся к чистоте, а сознание и тело уже не могут преодолеть привычное земное. Нет возможности найти золотую середину. Возникает путаница между понятиями "любовь", "жалость", "ненависть", "страсть".
Здесь не первый раз звучат слова по поводу того, что такое любовь и страсть. Любить - это значит жалеть, видеть в человеке его Божественное начало. А ненавидеть того, кого любишь, это значит, не любить, а желать. Жалеть - это отдавать, жертвовать. Желать - это пытаться получить что-то для себя, делать другого своей собственностью. Камеда: "Я люблю Таэко, но не так, как вы думаете. Если бы вашего друга посадили в клетку и били палками, то как бы вы чувствовали себя? Вы бы захотели, чтобы били вас... Когда у ребёнка забирают конфету, он со злостью выбрасывает все конфеты. Таэко подсознательно хочет испортить себе жизнь." Люди, общество не могут преодолеть свои страсти, инстинкты. По сути своей, это общество языческое. Камеда - это их совесть. Он даёт им шанс на спасение. Камеда заставляет их разрушить стереотипные представления о чести, долге, любви, счастье, о нормах приличия. Таэко пытается содействовать Аяко (Аглая) браке с Камедой. Она видит в Аяко себя в юности и свои несбывшиеся мечты. И это ещё даёт ей какие-то надежды. Но встреча с Аяко разрушает её иллюзии. Кстати, в фильме эта встреча является кульминацией всей картины, её моментом истины, после которого Таэко погибает. Таэко: "Я вообразила, что эта ревнивая завистница будет ангелом... Вы боитесь меня. Вы боитесь того, что он меня любит больше. Вот зачем вы пришли." Как я уже говорил, Камеда любит в Таэко то Божественное начало, которое есть в её душе. А Аяко видит только возможность обладания этим человеком. Отсюда её зависть и страх перед Таэко. И это общество не дало возможности преодолеть земное притяжение Таэко. Её гибель - это спасение её души. И общество своим поведением приговорило Камеду. Как распяли в своё время иудеи Иисуса Христа. И такое общество должно нести ответственность за свои ошибки. В фильме получилось 4 главных персонажа: Камеда, Таэко, Аяко и Акама. Остальные дополняют и усиливают этих четырёх. Возможно, я где-то повторюсь, но дам их обобщённые характеристики ещё раз. Камеда по судьбе своей прошёл испытание смертью. Ожидание смерти привело его душу к чувству любви и единства со всей вселенной. И благодаря этому, ему дан дар ясновидения. Он видит души людей, их ауры, их карму, будущее. Но проблема его в том, что он не умеет этим даром правильно пользоваться. Из-за этого всю грязь людей берёт на себя. И в конце концов сходит с ума. Таэко - женщина с драматической судьбой. Её сделал любовницей богатый человек. Она не видела ни материнской ласки, ни душевного тепла, никто не воспитал в ней умения любить, сочувствовать другим людям. Она видела только эгоизм, корысть, поклонение животным инстинктам. Но её душа всё ещё теплится, страдает, ищет выхода. И вдруг появляется Камеда, который видит в ней не внешнюю оболочку (наложницу, развратную женщину богемного мира), а её страдающую душу. Он готов принять её такой какая она есть, не осуждать её, не презирать. Он даже называет её целомудренной. Но привычки, характер в условиях существующей модели общества, в условиях общественной морали она преодолеть не в состоянии. И её гибель - это спасение её души, которая всё-таки потянулась к свету. Акама - это человек полностью подчинённый страстям. Он готов убить любого, кто встанет на пути его желаниям и похотям. Такие люди обречены на преступление, потому что подсознательно пытаются убрать объект своей страсти, источник распада своей души. И в конце концов, он делает то, что предвидит Камеда, и сходит с ума.
Итак, спустя 65 лет фильм Акиры Куросавы остаётся лучшей экранизацией "Идиота" Достоевского. У большинства режиссёров нет понимания того, как вообще можно ставить фильмы по произведениям классиков литературы. Но они продолжают настойчиво браться за классику. Куросава поступил мудро. Перенос действия в современную ему Японию дал возможность создать не костюмное зрелище, а показать всеохватность проблем человеческой цивилизации. Погоня за удовлетворением собственных страстей, разврат, эгоизм, похоть, равнодушие к чужой судьбе. Это проблемы современного языческого общества, которое не хочет следовать тем заповедям, которые проповедовал 2000 лет назад Иисус Христос. И фильм реально показывает, куда приводит непонимание того, что поклонение инстинктам губит душу. Куросава показал, что даже в самом закоренелом грешнике есть живая страдающая душа, которая заслуживает сострадания. "Не все воскреснут, но все изменятся". Но он добавил ещё и своё, что, может быть, так сильно не прозвучало у Достоевского. Князь Мышкин (Камеда) гибнет, потому что тоже неправильно понимает христианское учение. Он не просто сочувствует падшим душам. Он берёт на себя их грехи, разрушая свою душу и своё сознание. Что такое жертва с точки зрения Христианства? Это когда ты, получив земное счастье, готов часть отдать Богу. Тем самым, ты показываешь, что всё даётся нам Свыше, и ты благодаришь Его за это. Но альтруист готов отдать всё до последней рубашки, не оставляя себе ничего. И отдать не Богу, а другому человеку, не помогая ему, а развращая его душу. Можно подать нищему, чтобы он не умер с голоду. Но надо понимать, что нищим его сделал Бог для спасения его души. А если его ссужать большими деньгами, то душа его не сможет совладать с соблазнами. Т.е. мы, делая нищего богатым, идём против воли Всевышнего. И будем за это расплачиваться. В фильме Куросава сделал князя Мышкина ясновидящим. И это лучше всего иллюстрирует, как сверхспособности могут погубить человека, если он нацелевает их на устройство земного рая для несовершенного. Так гибнет и современный экстрасенс, если его главной целью становится желание вылечить тело пациента. Болезнь - это проблемы в душе пациента. Если человек не меняет своего мировоззрения, то здоровье тела создаёт угрозу его душе. И тогда либо проблемы переходят на его детей, либо на экстрасенса и его потомков, в зависимости от того, куда он сбрасывает "грязь" пациента. Т.е. фильм "Идиот" Акиры Куросавы говорит о реальных проблемах выживания человека в условиях современного состояния цивилизации. А экранизации других режиссёров уводят от реальных проблем. Человек воспринимает тогда кино как красивое зрелище из прошлой жизни, как отдых после тяжёлого трудового дня. А кино как искусство должно нести катарсис, прозрение, момент истины. Выйдя из кинотеатра, человек должен ощутить, что уже стал другим. Как говорит Андрей Звягинцев: "Искусство не реабилитационный центр и не массажный салон, где с тебя снимут напряжение после трудного дня. Мы совсем забыли, каким целям служит искусство. Оно призвано пробуждать человека к жизни, а такое пробуждение не всегда оборачивается сладостным и приятным времяпрепровождением. Пусть зритель думает, пусть он сам совершает эту работу." | |
|
| |
| Просмотров: 889 | | |
| Всего комментариев: 0 | |
Это, пожалуй, единственный фильм по роману Достоевского, который можно считать шедевром киноискусства, настолько глубоко Куросава проник в главную идею произведения. Весь секрет в том, что режиссёр не пытался заниматься чистой экранизацией текста романа, а создал своё видение смысла произведения, передал суть романа языком кино, т.е. образами. Действие перенесено в послевоенную Японию. Имена героев изменены. Изменены и некоторые детали сюжета. Удивительно то, что эти изменения не портят, а наоборот, уточняют, усиливают некоторые важные черты произведения. Кроме того, роман органично вписался в японскую культуру, особенно, в части буддистского представления о карме. По сюжету романа князь Мышкин обладает даром предвидения и проникновения в глубину души людей, которые встречаются на его пути. Он даёт очень точные характеристики персонажам, и видит то, что с ними случится в дальнейшем. Вернее, чувствует. Но у Достоевского это не выражено так явно. Кроме того, князь показан приехавшим после долгого лечения за границей. А у Куросавы Камеда возвращается после войны из плена, фактически, с того света. Он по ошибке был приговорён к казне, но только в последнюю минуту всё проясняется, и он остаётся жить. И вот момент ожидания смерти, его прощания с жизнью и даёт ему дар ясновидения. Всё потому, что в этот момент он вдруг ощутил (его душа ощутила) любовь и единение со всем миром, со всеми людьми.
Суть героя романа режиссёр увидел в том, что Камеда обладает даром проникать в души людей, видеть их подлинными, настоящими, а не их внешние оболочки. А там их души страдают от невозможности найти путь к Богу.
Его дар признаёт Таэко (Настасья Филипповна): "Он понимает чувства других людей." Но он не только понимает чувства людей. Он видит их тонкие энергетические поля, видит ауру людей. Он говорит Акаме (Рогожину): "У тебя ужасно тёмная аура." Несколько раз он говорит о Таэко, что видел такие глаза. И потом понимает, где. "Я видел такие глаза как у вас. Это были глаза человека, приговорённого к смерти. Он долго терпел страдания и муки. Он как бы спрашивал: за что мне такая боль? ... Вы тоже много страдали. Вы целомудренны. Я буду заботиться о вас."
Акама (Камеде): "Ты любишь её, потому что жалеешь. А я ненавижу, потому что люблю."
Аяко - вроде бы самая умная из семейства Оно. Но не может справиться с ревностью и завистью, которые испытывает по отношению к Таэко. Её любовь к Камеде эгоистичная, потребительская. Она встречается с Таэко только потому, что не может ей простить любви к ней Камеды. Она не понимает, что Камеда любит в Таэко её Божественное начало, её страдающую душу. Он сам говорит, что не любит, а жалеет. Его любовь бескорыстна, она не требует обладание Таэкой. И Аяко понимает это только в самом конце, когда драма завершается.