Зачем ты живёшь?
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
Пушкин А.С.

Время чтения 13-18 минут

Я вспоминаю, как нас заставляли изучать работы классиков марксизма-ленинизма. Можно было только конспектировать их, т.е. старательно выписывать фразы. Нельзя было писать свои суждения на этот счёт, подвергать сомнению, обсуждать. Любые изречения считались незыблемыми постулатами. Так в религии относятся к священным писаниям, которые принято трактовать как информацию высшего порядка, идущую не от человека, а от надмирного источника. Но марксизм - не религия. В этом слабость теоретической базы социализма. Невозможность развития любой общественной науки, особенно связанной с основами построения социализма и коммунизма, отношения к другим концепциям: капитализму, империализму и вообще основам, на которых строилось, например, западное общество. В результате это приводило к тому, что не было нормально функционирующих институтов, которые бы занимались творческим научным обоснованием мировоззренческих доктрин советского общества. Наоборот, любой общественный деятель, деятель культуры, научный работник должен был всегда сверять свои тексты, свои работы с догмами марксизма-ленинизма, указывать цитаты из классиков, на которые он опирался в своих работах. Понятно, что это делалось формально, искусственно подгонялось. Но в результате, советская наука в области основ человеческой жизни (например, социология, психология, экономика) не развивалась, костенела, превращалась в догму. И начала просто умирать. А без этих основ общество не могло развиваться.

Совсем по-другому было в западной науке. Там возможности учёных, философов, писателей не были ничем ограничены. Возможно, только, в некоторых периодах западной истории, когда шло наступление на левые движения. Но в целом, даже те наши философы, которым после революции пришлось уехать на Запад, свободно продолжали писать свои работы, не оглядываясь ни на какие политические заказы пропагандистов западного образа жизни. Возьмите, например, работы Н.А.Бердяева, С.Франка, И.А.Ильина и многих других философов "серебряного века". Они продолжали творить и в эмиграции. Но Россия их не слышала. Большевизм подписал себе смертный приговор как идеологии, исключив из мира духовного наследия новой России деятелей философии, культуры и т.д. Обратно вернуться смогли только те, кто присягнул (пусть и внешне) новой власти идеологически. Но такие люди уже не могли быть свободными и выражать свои истинные убеждения. Получается так, что Запад бережно сохранил русскую мысль, которая оказалась невостребованной в России на протяжении 70 лет до краха социализма как мировоззрения и как государственного устройства.

Любая страна, любой народ могут развиваться, только если имеют развитую мировоззренческую и культурную элиту, и багаж опыта и знаний, накопленного предыдущими поколениями. Большевики провели в 1917 году водораздел, отказавшись от прошлого. И это стало началом конца, но растянутого во времени. Конечно, негласно полного слома старого мировоззрения не произошло. В новом обличье всё же идеи христианства (в интерпретации православия) попали в новую идеологию большевизма. Тот же моральный кодекс строителей коммунизма очень похож на христианские заповеди. И Ленин, и Сталин, и их окружение, нащупывая новый путь построения государства, выходили на те постулаты, которые были в основе православия, философской мысли русских мыслителей прошлого. Но они никогда этого не признавали. И не могли признать. Прикрываясь цитатами из Маркса, Энгельса, Ленина, новые поколения партидеологов, на самом деле, только формально притягивали тезисы "классиков". А это приводило к очень невнятному, непрозрачному пониманию того, на какой мировоззренческой основе созревало новая жизнь советского человека.

Сегодня появляются новые идеологи, которые пытаются повторить драматический путь большевизма. Их легко выявить из общей массы "теоретиков" по способу подачи материала. Выдвигая свои мировоззренческие концепции, они противопоставляют себя любым другим концепциям, нетерпимо относятся к любым другим кругам и деятелям, предлагающим пути развития России, в ругательном ключе рассматривают их деятельность. И снова пытаются создать догматический базис, единственно верное учение. Но даже никто из них не пытается как-то творчески переосмыслить тот багаж, который был создан на протяжении последних столетий. Зачем что-то отвергать? Можно ведь и развить многое из того, что создавалось трудами бывших оппонентов, противников. Не надо отвергать никого: ни Маркса, ни Ницше, ни Ильина. Но ещё до сих пор никто не смог из-за косности и догматизма всех основных мировых религиозных конфессий, понять и творчески переосмыслить то, что говорится в текстах священных писаний. И особенно то, как понимать слова Иисуса Христа, записанные его учениками.

Если сегодня отказаться от точки зрения, что мы уже знаем всё о законах развития Вселенной, о законах развития общества, о том, как формируется душа человека, о смысле жизни человечества, то нам открыты пути для переосмысления религиозных постулатов через науку, искусство, философию. Если же мы и дальше будем держаться за те тезисы, которые нам кажутся наиболее привлекательными, потому что обосновывают нашу корысть и потребительское отношение к жизни, то построить гармоничную жизнь на Земле мы не сможем. Можно как мантру бесконечно произносить слово "халва", может быть, даже во рту и появится её вкус, но вряд ли вы обманете свой организм. Можно неистово верить в то, что вы умеете летать, но прыгнув с балкона, вы всё равно получите доказательство существования силы притяжения Земли. Есть объективные законы мироздания. Не надо их создавать, надо их понять. Не надо выкидывать на свалку истории марксизм, надо найти то, в чём Маркс был прав, а в чём ошибался и почему. Надо понять истинные причины гибели СССР и советской идеологии, а не пытаться искать конкретных виновников и предателей. Это тупик. Нет правителей, которые могли бы своей волей сделать людей счастливыми или несчастными. Правители являются всего лишь выразителями каких-то идей, носителями идеологии, мировоззрения, существующего и живущего в определённой части общества. И история - это процесс закономерный. Он не подвластен никаким, даже самым концептуальным деятелям и жрецам. Никакое мировое закулисье не в состоянии просчитать все ходы по формированию будущего человечества. Воля Творца всегда будет вмешиваться в любые рукотворные процессы так, чтобы Вселенная находилась в равновесии, чтобы её замысел не был разрушен. Гомеостаз (способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния) Вселенной всегда приведёт к нужному изменению, вне зависимости от того, что хотят либералы, патриоты или сторонники родовых поместий. Мы ведь можем только последовательно идти к пониманию того, зачем существует весь этот мир, наша Солнечная система, Земля и жизнь на планете. Но никогда полностью не раскроем всех секретов. Но подсказки, в каком направлении двигаться, нам всегда дают. Только люди ещё не научились их принимать, к ним прислушиваться. И вот приходят периодически Посланники (пророки, писатели, поэты), чтобы помочь нам понять, что нам надо делать здесь и сейчас со своей душой, чтобы судьба наша не становилась нам самим ненавистной. Что делать? Это не вопрос экономики. Это не вопрос политики. Это не вопрос политического устройства мира. Это вопрос мировоззрения. А мировоззрение всегда связано с нашей душой. Что нам делать со своей душой? Как относиться к этому миру, другим людям? Как расставить приоритеты в тех ценностях, которые нам кажутся важными, но которые мы никак не можем выстроить в систему?

Сегодня человек пытается выбрать ту концепцию, слушать того эксперта, которые помогут получить наслаждение. И ругают тех деятелей, которые с точки зрения обывателя мешают жить в покое и сладости. Путин для многих плохой не потому, что что-то там не то в государственном и мировом масштабе делает. Нет, он противен тем, что не делает частную жизнь обывателя приятной и комфортной. Он же обещал то-то и то-то. А не выполняет. А я жду и жду. Почему он не отнимает у олигархов их богатств? Почему мы какой-то Сирии помогаем, вместо того, чтобы дать русскому народу бесплатный бензин. Ведь нефть - это народное достояние. Почему чиновники воруют, а лекарства становятся всё дороже? Почему у нас отнимают пенсии, возможность прожить старость сыто и с комфортом? Наши желания не поднимаются выше банальных сиюминутных бытовых мелочей. Нам кажется, именно они и являются основой нашей счастливой жизни. Но любому полководцу известно, что тактика всегда подчинена стратегии. Выиграть битву не означает победить в войне.

Что же является основой нашей жизни? Вот этого понимания нет у современного человека. Оно свелось к банальной погоне за мирскими удовольствиями. За материальным благополучием, за карьерой, за славой. За желанием создать основу для благополучной безбедной жизни в старости и ещё, быть может, дать возможность своим детям воспользоваться накопленными родителями благами или наработанными связями и статусом. Всё. Дальше ничего нет. Потому что отсутствует стратегическое мышление. Ни образование, ни воспитание в современном российском обществе не даёт основ мировоззрения. Таких основ, чтобы у человека было понимание своего места в этой жизни, его смысла. Но именно об этом вся история человеческой мысли, которая сегодня стала уделом узкого круга людей. Для чего в этот мир приходили пророки? Для чего все оставшиеся нам в наследство книги писаний? Для чего корпели над своими трудами философы, начиная с древних греков и кончая русскими религиозными философами "серебряного века"? А зачем страдали и мучились русские писатели, которые во всём мире признаются классиками мировой литературы и даже мировой мысли. Толстой, Гоголь, Достоевский, Чехов. Их жизнь разве была построена как стремление к славе и успеху. Почитайте дневники Толстого, Достоевского. Там нет ни слова о том, как стать богатым и добиться признания публики. Там мучительное и искреннее желание сделать других людей хоть немного счастливее, чище, лучше, там чувство ответственности за судьбы незнакомых им людей, народов. Они сгорали почти буквально в огне самопожертвования. Разве эгоизм и потребительство были мотивами их писательского труда. Разве они похожи на современных "мэтров" мировой литературы? Но кто будет помнить через несколько десятков лет сегодняшних героев литературного олимпа? Но уже более 200 лет мировая культура внимает поэзию и прозу русского гения Пушкина, до сих пор пытаясь постичь всё то, что он создал за свою не очень длинную жизнь.

Почему получая образование в школе, изучая классиков русской и мировой литературы, мысли, науки российский гражданин, считая себя образованным и грамотным человеком, не понимает глубинной сути тех источников, которые "проходит" по программе. Почему до сих пор, спрашивая своих подкованных и просвещённых знакомых о впечатлениях, какое на них произвели произведения классиков, я получаю в лучшем случае ответ типа: "я получил огромное наслаждение". Лев Николаевич прожил такую длинную и мучительно выстраданную жизнь для того, чтобы даровать миллионам людей наслаждение?

Я уже не говорю про тот огромный пласт мирового искусства, который дали нам художники и композиторы. Музыка, живопись через зрение и слух напрямую воздействуют на наши чувства, проникают в душу, минуя рассудок, разум. Они способны воздействовать на уровень нашего подсознания. А молодое искусство, каким является кино? Только зародившись каких-нибудь 100 лет назад, оно сегодня стало мощным орудием в создании образов. Его воздействие поистине неоценимо до сих пор. Но мы отдаём себе отчёт в том, каким целям служит оно сейчас, каким должно служить? Неужели бюджет кинофильма и кассовые сборы являются исключительным мерилом успеха?

Итак, подведём итог. Религия - это в переводе "связь с Богом". Современные религиозные организации, похоже задались целью сделать так, чтобы церковь стояла на пути человека к богу (пишу с маленькой буквы, потому что на самом деле такой процесс нельзя считать Единобожием; это языческое поклонение многим богам), что-то вроде шлагбаума. Избранные служители культа взяли на себя смелость решать, кого пускать, а кого отправлять к дьяволу. Философия стала уделом каких-то личностей "не от мира сего", которые что-то там сочиняют, пишут, но никому особенно не интересны. Искусство превратилось в шоу-бизнес, который либо напрямую ставит своей целью получение сверхприбылей, либо через манипуляцию сознанием людей, через воздействие на их психику, через пропаганду нужных кому-то ценностей, но в конечном итоге заставляет людей платить больше и охотнее. "Хлеба и зрелищ" более привлекательный лозунг, чем "Спасите наши души". И это происходит от того, что нет цельной и понятной трактовки тех идей, которые заложены в тексты священных писаний всех мировых религий. Нет понятных и серьёзных исследований в области искусствоведения, которые бы давали понимание того, какая информация заложена в шедеврах мирового искусства, как её расшифровать и использовать каждому человеку в своей практической жизни. Нет попытки соединить, связать между собой в общее наследие человечества всю историю мировой мысли, то, что мы называем философией ("любовь к мудрости"). Ведь три основных вопроса философии звучат так: "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?" Одна из знаменитых картин Поля Гогена так и называется. И надо бы соединить все течения философской мысли в отношении этих вопросов. Ну и наконец, наука должна со своей стороны ответить нам на животрепещущие вопросы о том, что есть такое жизнь, какие законы управляют Вселенной, что такое душа человека с точки зрения пронизывающих его энергий.

И всё это должно лечь в основу школьного образования человека. Тогда его жизнь будет обретать осмысленность. Тогда любая практическая деятельность человека будет подчинена её значимости для всего человечества. Невозможно создать смысл жизни. Он есть всегда. Но его надо ощутить, осознать, чтобы был всегда перед внутренним взором тот путеводный маяк, который не даёт сбиться с пути.

Категория: Общество | Добавил: Странник (05.07.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 357 | Теги: смысл жизни | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar