Ненужные вещи

Как сэкономить на ненужных расходах

Если отвлечься от той жизни, которую мы имеем сегодня, и подумать о том, какая бы жизнь была более продуктивной, разумной и перспективной для всех, то один из аспектов такой жизни касался бы вещей, которые мы используем.

Сегодня принято покупать огромное количество вещей. Причём, с каждым годом всё больше. Ещё больше выбрасывать. А используем ли мы их эффективно? Окупаются ли наши затраты? И что происходит при этом с нашей планетой?

Все вещи можно разделить на 2 категории: те, которые мы используем постоянно, и те, которые используем время от времени. Например, холодильник - неотъемлемая принадлежность нашего жилища. Без него нам пришлось бы каждый раз, когда мы хотим есть, идти в магазин, покупать и готовить еду, а затем то, что не съели, выбрасывать. К той же категории относится одежда, которую мы носим регулярно, мебель, различные предметы быта, которые необходимы на каждый день.

Но вот, например, дача как место временных наездов в выходные дни и в период летних отпусков. Человек начинает разрываться между квартирой и загородным жилищем. Пять дней в неделю проводит семья в городе. А на 2 дня выезжает на своём автомобиле за 50-150 км от городской черты в своё "загородное поместье". Но это удалённое жилище ещё и надо содержать. А заодно содержать машину, даже если в остальные дни мы её не используем. Я не буду в этой статье анализировать саму потребность проводить время в загородном доме. Отмечу только, что это результат нашей современной суетливой городской жизни, заложенный ещё в советские годы. Если человек не будет давиться в перенаселённом мегаполисе, и будет жить в гармонии с окружающей средой, то ему достаточно будет иметь одно жильё: городское или загородное. Любое другое будет нужно только как временное пристанище в период путешествий и деловых поездок.

Итак, для того, чтобы проводить время в загородном доме от 30 до 100 дней в году, мы должны затрачивать значительные финансовые средства на поддержание такой возможности. Главные расходы: строительство и ремонт дома, содержание его и прилегающей территории, а также покупка и содержание автомобиля. Всё это вынуждает нас искать более высокий доход для семьи, но и оставляет меньше возможностей для проведения времени в кругу семьи, а также ограничивает другие формы досуга и отдыха. И вообще, прибавляет кучу забот.

Это только часть проблем, на которые мы тратим львиную долю зарабатываемых средств. Я уже не говорю о том, что если вы приобрели загородную недвижимость, а она вам потом стала обузой (высокие расходы на содержание, место неудачное, плохая экология, недоброжелательные соседи), то избавиться от собственности будет сложно. Тем более, окупить уже затраченные средства.

А теперь представьте себе другую реальность. Вы просто снимаете на время дом со всеми удобствами, которые вам необходимы. Вы выбираете место, которое вам нравится. Хотите что-то выращивать - пожалуйста. Вот вариант с обработанным участком, теплицей и т.д. Летний сезон закончился, собрали урожай и выехали с дачи. Что-то не понравилось - сняли на следующий год другой дом в другом более живописном месте. Или, вообще, не стали снимать, а поехали к морю. И голова не болит, что там где-то без присмотра осталась ваша собственность.

А надо выехать за город, взяли напрокат автомобиль. Подготовленный, практически новый, отремонтированный, оснащённый всем необходимым. Только заливай бензин. Вернулись с дачи - сдали автомобиль. И спите спокойно. Всю неделю он не будет торчать под окнами, зимой не будет гнить на улице. А на работу вы будете ездить с комфортом, воспользовавшись каршерингом, не думая о платных парковках, и при перегруженных дорогах воспользовавшись общественным транспортом. Вас везут, а вы занимаетесь своими делами, не торчите в пробках, не расходуете лишних сил и денег.

Другой пример. Вы не любитель фотографировать, но в поездке надо оставить память о путешествии. Пошли и взяли напрокат фотоаппарат или видеокамеру. Захотелось дома собственными силами сделать ремонт: возьмите напрокат дрель или шлифовальную машинку. Ведь в следующий раз они пригодятся не скоро. Зачем тратить столько денег на покупку техники, если большую часть времени она проваляется в стенном шкафу. И места сколько занимает!

Если мы не будем рабами вещей, а будем использовать их эффективно, то и производить столько вещей не надо будет. Уменьшатся потребление энергии, потребление сырья, которого всё меньше становится в наших недрах. Исчезнут горы отходов и выбросы в атмосферу. Т.е., мы станем по-настоящему заботиться о сохранении окружающей среды и своего здоровья. А это забота о нашем будущем, о будущем наших детей. Кстати, о детях. Когда рождается ребёнок, растёт, развивается, то вещи, которые необходимы для заботы о нём, тоже временные. Коляска, детская кроватка, автомобильное сидение, ходунки и т.д. Всё это можно было бы брать на время и потом кто-то другой мог бы воспользоваться теми же вещами. Представьте себе, сколько бы средств нашего семейного бюджета высвободилось бы.

Но это только в том случае, если мы изменим систему нашей убийственной экономики. Современный производитель заинтересован в увеличении производства, а значит, и потребления. Ему наплевать, что будет завтра. Доходит до абсурда. В продукцию для людей искусственно закладывается механизм ускоренного старения. Стоимость запчастей и ремонта такова, что проще купить новый холодильник, стиральную машину и т.д.

У моих знакомых на даче стоял холодильник отечественного производства. Как-то у него накрылось реле. Вся замена его состояла в простой недорогой покупке нового, и в лёгкой замене без обращения к специалистам. Когда мои знакомые полезли его менять, то на задней стенке холодильника обнаружили табличку с датой производства. Оказалось, что холодильнику 40 лет! И за 40 лет он потребовал только замены реле, а потом продолжил работать. И он работает до сих пор. Может ли кто-то сегодня купить холодильник, который будет работать столько времени? И это называется технический прогресс? Скорее, я назову это технократическим помешательством современной цивилизации.

Одной дрелью может воспользоваться за неделю 7 человек. Сегодня 7 человек покупают 7 устройств, и они валяются у них дома остальные 364 дня в году так, на всякий случай. В своё время, библиотеки появились именно для того, чтобы человеку не пришлось все прочитанные за жизнь книги покупать и хранить дома. Ведь иногда книгу мы прочитываем только один раз. Я не говорю про те книги классиков, которые можно перечитывать по нескольку раз. Но даже Достоевского за 50 лет мы от силы перечитаем несколько раз. С появлением Интернета и электронных устройств библиотеки перемещаются в мир виртуальный. Уже достаточно иметь один планшет, чтобы читать кучу литературы, ориентироваться в незнакомом городе, писать такие статьи, как эта, и тут же публиковать в Интернете. Не нужно в путешествии закупать путеводители, которые потом будут пылиться на полках домашней библиотеки.

То, что можно сделать с книгами, надо сделать и с вещами. Просто создать центры для проката. Но цены там должны быть разумными. Ведь в советское время пункты проката были востребованы. Когда у людей были торжества, там брали посуду. В поход можно было взять палатку, надувную лодку. Телевизор, холодильник, лыжи - всё это можно было взять напрокат за небольшую плату. И это необходимо возрождать, и по-новому создавать, используя интернет и цифровые технологии. Но возможно это только в случае, если мы пересмотрим саму систему потребления, производства, а значит и экономическую модель жизнеустройства. Когда-то был такой лозунг в советские времена: "Всё на благо человека!" Надо возвращаться к такому лозунгу, но дополнив его: "Всё на благо человека и наших потомков". Сейчас же мы живём под влиянием негласного лозунга: "Всё для наживы сегодня".

Роль государства и его органов управления и состоит в том, чтобы регулировать деятельность различных коммерческих структур таким образом, чтобы они заботясь о своей прибыли, ещё и заботились о благе общества и всех его членов. А не только о комфорте для избранного круга лиц.

Но уже сейчас можно что-то делать и что-то менять. Например, создавать общественные центры, куда бы стекались детские вещи, инструменты, предметы быта и досуга. Плата за прокат должна быть такой, чтобы иметь возможность оплачивать труд людей, которые будут поддерживать исправность вещей. Почему общественный центр? Потому что тогда он не будет гнаться за прибылью. И цены будут умеренными.

В дополнение о будущем общества потребления

Ещё немного об автомобилях и статистике. Сейчас в этой области наметилась закладка фундамента будущего ресурсосбережения. Появился каршеринг, "автомобиль по подписке". Это всё основа для того, что в перспективе люди откажутся от частного единоличного владения автомобилем. Середина XX века дала старт развитию автомобильного транспорта как части личного благосостояния и благополучия. Производитель делал всё, чтобы связать в сознании обывателя образ успешного человека с владением престижным автомобилем. В США даже ради этого разрушили сеть железных дорог, которая уже к 1916 году составляла 409 тыс. км. Даже в СССР в его лучший период расцвета длина сети железных дорог находилась на уровне 220 тыс.км, и до сих пор в России остаются огромные пространства в недосягаемости для транспортных перевозок страны.

Но в США железные дороги были делом частного капитала. А значит, их развитие не было предметом государственного планирования на перспективу. Всё определялось только выгодой бизнеса. С окончанием Второй мировой войны изменились приоритеты крупного производителя. Бурно стал развиваться автопром. А под него потребовались хорошие дороги, которых не было в стране. Государственная машина всегда была заточена под крупный бизнес. И правительство субсидировало строительство автобанов, а заодно и развитие внутренних авиаперевозок. Индивидуалисты по своей сути, американцы массово пересаживались на личные авто. Железнодорожная инфраструктура деградировала. Вокзалы разбирались и превращались в заброшенные пустующие здания. И наконец, почтовая служба США отказалась от услуг железнодорожного транспорта. Остатки обанкротившихся частных компаний были национализированы. Фактически, за 20 послевоенных лет было разрушено то, что создавалось в течение 100 лет.

Сегодня в России мы стали заложниками той же модели западного индивидуалистского подхода в организации нашей жизни. Когда все хотят ездить на своём автомобиле, то всё идёт к тому, что ездить не может никто. Вот лишь немногие цифры статистики.

В Москве на 2017 год зарегистрировано 5,6 млн. автомобилей. Рост автомобилей составляет ежегодно 8-10%. Но единовременно каждый день выезжают на дороги мегаполиса лишь 700 тыс. автомобилей. Остальные остаются стоять во дворах, гаражах и на парковках. Но даже это количество машин создаёт гипернагрузку на транспортную инфраструктуру города. Верхняя граница нормы для Москвы сегодня составляет 400 тыс. автомобилей. Лишь при таком количестве дороги будут находится в "зелёной" зоне и будут избавлены от заторов. А это значит, что эпохе индивидуального владения автомобилем приходит конец. И все меры городских и федеральных чиновников будут направлены именно на создание принципиально новой транспортной философии страны.

 

Как в США сознательно «убили» пассажирские железные дороги
Сколько машин в Москве на 2018 год

Категория: Общество | Добавил: Странник (30.05.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 310 | Теги: ресурсосбережение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar