Свобода творчества

Время чтения 5-7 минут

Татьяна Доронина ПрощаниеОдним из важных результатов "Прямой линии" с Путиным 2018 года является тезис о том, что будущее России должны строить творческие люди. А свой творческий потенциал может раскрыть только свободный, раскрепощённый человек. Тема свободы творчества очень актуальна сегодня. Это ответ руководителя нашего государства тем, кто постоянно призывает вернуть в нашу страну жёсткую цензуру, идеологию, кому не нравится то, что происходит сегодня в творческой сфере, в сфере современной культуры, искусства и шоу-бизнеса. Но давайте разберёмся, от чего мы сегодня отказались.

Мы ушли от давления, диктата советской партийной идеологии (называйте её социалистической, коммунистической или марксистско-ленинской). Любая господствующая идеология на уровне государства - это давление государства на творческую элиту, чтобы использовать её в своих пропагандистских целях. Но если мы говорим об искусстве, то настоящее искусство связано с подсознанием творца, с его душой, с подключением его к тонким информационным полям Вселенной. Именно оттуда творец черпает своё вдохновение. Настоящее искусство всегда, помимо воли художника, отражает законы Вселенной, всегда отображает взаимосвязи и причинно-следственные связи, существующие вне сознания человека и его политической ориентации. А любая господствующая идеология связана с сознанием, логикой, волей человека, его политическими амбициями и мировоззрением.

Мои исследования советской литературы и судьбы её лучших представителей привели меня к заключению, что во-первых, даже самые талантливые писатели страдали графоманством. Когда-то Чехов говорил: «Всё, что не имеет прямого отношения к рассказу, всё надо беспощадно выбрасывать. Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружьё, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить. А если не будет стрелять, не должно и висеть.» Но книги многих советских писателей изобилуют ненужными подробностями и описаниями. Добро бы, они создавали уточняющие образы для понимания сюжета. Но нет. Это долгие и подробные описания, которые можно пролистать без потери для себя. Но что интересно, многие ранние произведения тех же авторов часто лишены этой избыточности. Потом я стал изучать всевозможные воспоминания авторов и их современников о работе над произведениями. И выяснил, что очень часто авторы по много раз переписывали текст произведения. И таким образом, работа растягивалась иногда на годы. Есть даже примеры, когда спустя годы писатель снова полностью перерабатывал свой роман, даже уже после его публикации в печати. Поясню на конкретном примере. Алексей Николаевич Толстой писал свою трилогию "Хождение по мукам" в течение 20 лет с 1921 по 1941 год. Первая часть, написанная ещё в эмиграции, самая интересная и искренняя, читается очень хорошо. Но и написана она достаточно быстро, что называется из души. Но не так с остальными двумя частями. Хотя и первая часть, которая была известна читателю 20-х годов XX века, нам уже не доступна. В 1925 году Толстой её переработал, уже находясь в Советской России. И все последующие его части трилогии дались писателю трудно. Надо было найти золотую середину между творчеством и идеологическим заказом. Аналогичный пример мы находим у Михаила Шолохова. Искренний роман о драматичной судьбе донского казачества в эпоху революции и Гражданской войны "Тихий Дон" и роман "Поднятая целина", который уже сильно отдаёт духом идеологической пропаганды. Но я сейчас не берусь анализировать творчество этих талантливых писателей. Я привожу эти примеры для того, чтобы показать, что графоманство их связано с огромным давлением государственной идеологической машины. И графоманство здесь - это ничто иное, как необходимость включения сознания, логики, что всегда губительно для искусства. И работая под давлением, писатели часто работали с большим напряжением сил, на перегрузках. Поэтому, несмотря на свою известность, элитарность, своё привилегированное положение, эти мэтры отечественной литературы уходили из жизни довольно рано.

Сегодня мы ушли от этой связки творческой элиты и партийной номенклатуры. И хотя многим не нравится то, что происходит в среде нашей творческой элиты, но это процесс неизбежный и закономерный. Фантазия многих "творцов" сегодня выходит за пределы приличий, вызывает сомнения в том, что нам предлагают лицезреть именно искусство. Да, большинство современных "шедевров" литературы, театральных постановок, кинопродукции - это то, что можно отнести к разряду шоу-бизнеса. Не надо просто путать искусство с пропагандой. Пропаганда - это не только идеология государства, не только результат политических технологий. Это ещё и пропаганда мировоззрения определённых кланов нашего общества. Легко различить искусство и пропаганду. Искусство искренне бескорыстно, правдиво. Пропаганда - всегда имеет под собой корыстную цель: заработать деньги, славу, получить новых сторонников своих жизненных ценностей и целей. Не стоит запрещать этих авторов и их произведений. Надо только действовать в рамках существующих законов. Под запрет должны попадать те "шедевры", которые пропагандируют насилие, разврат, призывают к свержению существующей власти, к разрушению основ государственности. И конечно, государство не должно финансировать то, что не несёт в себе воспитательной миссии укрепления единства общества и государства. Финансовая поддержка государства должна быть обращена на укрепление нравственных ценностей, патриотизма, пропаганду семейных ценностей и т.д. Но не надо сегодня возвращаться к диктату какой-либо идеологии: красной, белой, монархической, религиозной.

Категория: Искусство | Добавил: Странник (11.06.2018) | Автор: Петров Максим Александрович
Просмотров: 358 | Теги: искусство и пропаганда, свобода творчества, личность и государство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar