Урбанист Святослав Мурунов за чашкой чая с друзьями Пензенского Бизнес-журнала поделился своей концепцией современного города и рассказал о роли человеческого капитала в постиндустриальной экономике. Традиционное английское чаепитие воплотилось в новом формате Пензенского Бизнес-журнала. Ежемесячный Five o’clock в гостеприимном ресторане Chamonix Mont Blanc — это неформальное общение за чашкой чая и обмен информацией с прогрессивными представителями бизнеса, науки и культуры. Первую встречу открыл Святослав Мурунов, урбанист и социальный инженер. Разговор о модели современного города, закономерностях новой экономики и зарождающихся трендах в бизнесе заставил некоторых гостей пересмотреть свои взгляды и задуматься над ключевыми ценностями. ТРИ В ОДНОМ — Итак, первый городской слой — это физическое пространство, его можно потрогать руками, — рассказывает Святослав Мурунов. — Это ландшафт, река, здание, дерево, промзона. Казалось бы, здесь все изучено — есть подробные карты и масса документов. Но проблем от этого не меньше: много заборов, кучи мусора, старые памятники, завешанные рекламой исторические фасады, пробки даже в городах-стотысячниках. Второй слой — это отношения между социальными системами: администрацией, крупным и средним бизнесом, некоммерческими организациями и неформальными городскими сообществами. О городе и его потенциале можно судить по тому, как они между собой функционируют. Третий слой — самый ценный. Это культурные коды, то есть история региона, городские легенды, локальные творческие продукты. БИЗНЕС НА БИЗНЕСЕ В начале 90-х годов появляется средний бизнес — ритейл, девелопмент, производство, услуги. Но ему и вовсе невдомек, что такое «социальная ответственность предпринимателя». Понятие «бизнес» ассоциировалось только с деньгами, и целеполагание здесь соответствующее — максимилизация прибыли. Никаких других ценностей не было, благотворительные фонды спонсировались ради пиара, а жилые комплексы строились ради дорогих квадратных метров. — Но благодаря среднему бизнесу в городах возникла новая прослойка — так называемый креативный класс, — отмечает Святослав Мурунов. — Реклама, маркетинг, логистика, информационные технологии, работа с персоналом — всего около 40 видов деятельности, которые эксплуатируют коммуникации, творчество и фактически обслуживают этот средний бизнес. Креативный класс — это и есть постиндустриальная экономика, самое ценное для города, как раз то, что задает его ритм, темп и формирует лицо. СЛАБОЕ ЗВЕНО — Есть еще некоммерческие организации, — продолжает Святослав Мурунов. — Увы, но этим формализованным активистам государство оставило очень узкие ниши и разрешает заниматься не причинами, а следствием социальных проблем. Плюс бесконечная бюрократия по оформлению грантов и написанию отчетов. Ну смешно же: один из главных результатов двадцатилетней работы самого мощного экологического движения в стране — 20 тысяч детских рисунков на тему экологии и ни одного построенного очистного сооружения… У них действительно связаны руки. Святослав мурунов ГОРОДСКАЯ НАДЕЖДА Хороший город, по Святославу Мурунову, — это город, где все перечисленные субъекты выстраивают горизонтальный диалог: «Не — «я главный и всеми командую», а равноправный разговор о том, что мы будем строить, какие у нас есть проблемы, как мы будем развиваться дальше. Пока таких городов-примеров очень мало. А все потому, что 90% городских дум — представители среднего бизнеса, для которых предпринимательские интересы выше человеческих. Парки, скверы, транспорт, экология — все это не приносит дохода, поэтому представляет мало интереса для депутатов». С другой стороны, почти 80% населения не участвуют ни в каких социальных системах, они фактически и не горожане вовсе, а так называемые «городские пассажиры». Люди действительно перестали общаться во дворах, «не скидываются» на свадьбы и похороны в своем доме, не в курсе, как зовут соседей по площадке. У подавляющего большинства нет своей системы ценностей, они слишком зависимы от государственной политики. А их, в свою очередь, рассматривают или как потребителей, или как работников, или как избирателей. КОД КУЛЬТУРЫ К примеру, пространственная — на основе уникальных архитектурных объектов через эмоции из детства: в этом парке мы познакомились, а здесь за домом — впервые подрались. У современного поколения все эти воспоминания будут связаны с торговым центром, детской площадкой, первой пиццерией. Социальная идентичность — это уникальные для этой территории сообщества и личности, а культурная — цепочки неповторимых культурных кодов. Они должны вызывать эмоции, вдохновлять на созидание, нести в себе ценности. Хорошо, когда в основе регионального бизнеса есть какая-то локальная идентичность. Правда, чаще всего это происходит неумело, без погружения в историю. Ведь важен не сам культурный код, а принципы, по которым он формировался. Но увы, культурологи, социологи и краеведы выключены из системы принятия решений. Вряд ли сегодня среднестатистическому девелоперу придет в голову узнать их профессиональное мнение при проектировании жилого комплекса. А только эти люди могут в принципе разобраться с культурным наследием. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФОРМУЛА «Первый параметр — свободное время. В больших городах оно отрицательно, потому что люди на выходных отсыпаются. В малых городах этого времени больше, но страдает его качество. Второй параметр — социальные компетенции, то, что каждый из нас может с точки зрения социума: например, придумывать, коммуницировать, организовывать. Третий фактор — социальные связи, причем именно эффективные, а не просто «знаю этого человека». И четвертый — мечты и цели, которые позволяют куда-то стремиться. Оказывается, что у подростка есть масса свободного времени и много социальных связей, а вот социальные компетенции отсутствуют. Школа не учит его общаться, договариваться и строить сообщества, она заточена на индивидуализацию — ты лидер, ты победитель. У пенсионеров мечты с советского периода не изменились: внуки, пенсия, дача — ни тебе путешествий, ни активной деятельности, ни формирования сообществ». В новой экономике именно культура является ключом к новым смыслам, изобретениям, форматам. Основной элемент — это так называемые художники, которые формируют цепочки, перерабатывая культурные коды. Созданные ими новые локальные произведения искусства вдохновляют дизайнеров и инженеров на решение утилитарной задачи, конкретного решения проблемы конкретной группы людей. А что нужно жителям этого города, района и двора — на этот вопрос найдут ответ социологи и маркетологи. Следующий этап — разработка точечного прототипа, опытного образца. И заключительный фактор — массовое производство уникального продукта и его экспорт. Для того, чтобы такая экономика работала, нужны три компетенции. Куратор, который объяснит художникам социальную задачу, продюсер, который выстроит сложную цепочку взаимодействия, и технолог, который все это сможет упаковать в образовательную историю — «мы научим вас делать так же». Оказывается, образование становится современным маркетингом: если ты ничему не учишь, ты просто никому не интересен. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ БИЗНЕС Отраслевые ассоциации все чаще терпят крах, потому что модель их функционирования совсем не горизонтальная: 2–3 лидера подминают под себя всех остальных, генерируют стандарты, диктуют условия входа на рынок и, конечно, преследуют свои интересы. Но как только ассоциация формируется при помощи внешнего агента-лоббиста без внутренних связей с участниками и с одной-единственной целью — налаживать коммуникации, она начинает хорошо работать. Однако на лоббистов не учат, а такой профессиональный коммуникатор, который ведет переговоры и защищает интересы, мог бы вывести любое объединение на новый уровень. В завершение встречи Святослава попросили сделать некоторые «урбанистические» прогнозы на будущее: — У нас есть еще несколько лет, прежде чем государство наткнется на противодействие зарождающихся горизонтальных структур. Я очень надеюсь, что произойдет качественный скачок. Новые ценности можно сформировать за пять лет, просто нужно больше работать с эмоциями. А человеку важно самому стать культурным кодом, понять свое предназначение и изучить потенциал, чтобы по-другому построить жизнь и отношения с собственным ребенком, а не бросать его одного разбираться с тем, с чем не захотел разбираться сам. В дальнейших планах Святослава Мурунова — открытие в Пензе «Центра прикладной урбанистики» с собственной методикой анализа территории, проектным бюро и школой городских компетенций. *Viva la urbanistas! (исп.) — Да здравствуют урбанисты! Источник: http://b-mag.ru/2015/bm-9-2015/viva-la-urbanistas/ | |
| |
Просмотров: 405 | | |
Всего комментариев: 0 | |